Как открыть три молочных завода за пять лет
Бизнес-история павлодарского бренда Best milkМарина Рейдина и ее муж Игорь Зуенко начинали свой бизнес в одном из сел Павлодарской области с молочной фермы, где сегодня находится 450 голов КРС.& В какой-то момент просчитали и решили поставить небольшой перерабатывающий цех тут же, в селе Береговое, для переработки тонны молока в сутки и выпуска трех видов продуктов — молока, сметаны и масла. Когда сделали это, поняли, что такой объем не даст развиваться дальше, перебрались в Экибастуз, арендовав там завод, и начали перерабатывать уже семь тонн молока, производя 10 наименований продукции. Но вскоре почувствовали, что и в этих стенах им тесно, и два с половиной года назад семейный бизнес перебрался в Павлодар, где супруги купили простаивавший семь лет завод. Так на рынке появился еще один игрок в молочной отрасли — ТОО «Best milk». За пять лет семья предпринимателей открыла три молочных завода.
Где заводчики нашли деньги?
«Мы взяли первый кредит в 90 млн тенге по программе „Дорожная карта бизнеса-2020“ в фонде „Даму“ под 6% годовых на покупку помещения и оборудования. Опять начинали только со своего молока, но как только поняли, что продукт на рынке пошел хорошо, решили расширяться. В итоге сегодня перерабатываем в сутки около 3 тонн молока своего молока, остальные 30 тонн закупаем у частников и крестьянских хозяйств. По всей области стоят заготовительные пункты: своих — только пять и около 10 — СПК», — рассказывает Марина Рейдина.
Аппетит приходит во время еды, требовались деньги на новое оборудование, так что одним кредитом дело не обошлось. По словам Марины Рейдиной, она уже и забыла им счет. Опасений не рассчитаться нет, ведь бизнес не стоит на месте, а госпрограммы содействуют развитию. Речь идет о сумме порядка 200 млн тенге в качестве льготных кредитов, что позволяет обновлять технологию и внедрять новые виды продукции.
Какой ассортимент нужен рынку и как действуют конкуренты?
Бизнесмены на кредитные деньги купили линию по выдувке бутылок, в них разливается 30 наименований продукции. «Сейчас запустили серию сыворотки. Если раньше ее реализовывали за копейки, то сегодня производим 10 наименований продукции, то есть получилось полностью безотходное производство. В этом году взяли автоматизированную линию под зерненный творог. Сразу 10 тонн молока заливается и около 2 тонн творога получается. Если раньше брали не только новое, но и бывшее в употреблении оборудование, то сейчас только новое приобретаем. Не европейское, конечно, это слишком дорого, российского производства, добротное», — говорит предпринимательница. Мощность завода на сегодня 50 тонн, с запуском линии творога компания выйдет на отметку переработки 60 тонн молока в сутки. Сейчас у Best milk порядка 80 наименований продукции, и все время приходится что-то новое придумывать, так как, по словам Марины, очень жесткая конкуренция. Между прочим это хороший двигатель бизнеса. Чтобы завоевывать рынок и дальше, на предприятии запустили линию по производству 20 видов курта: в форме таблетки, с добавлением перца и тмина, соленый, кисло-соленый, сладкий, копченый.
Завоевание рынков и рентабельность
С января павлодарская продукция под маркой Best milk появилась на прилавках Семея и Астаны. В столицу три раза в неделю отправляется около 10 тонн продукции всех наименований. «Сегодня на рынке молочной продукции в Павлодаре довольно тесно, но находим место, порядка 20% на нем — это наш товар. Кроме того, на павлодарском рынке до 40% составляет импортная продукция. Думаю, это как раз та самая ниша, которую мы можем занять. Если говорить о рентабельности производства, то она на сегодня составляет 12%. Думаю, это неплохой показатель», — говорит Игорь Зуенко.
В семейном бизнесе павлодарского бренда Best milk главный — это муж, считает Марина Рейдина. «Он и за финансы отвечает, и на далекую перспективу заглядывает. А мое дело — новую продукцию продвигать, над дизайном думать и прочее. И, конечно, в этом деле, как, впрочем, в любом другом, необходимо терпение. Сначала — чтобы встать на ноги, а потом — чтобы удержать», — делится предпринимательница. К слову, бизнес у этой семьи в крови. Их старшая дочь открыла свое небольшое дело в Алматы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.