Как алматинец продает подписи онлайн
Стартап сокращает расходы на деловую переписку в 10 разПредставляете ли вы, сколько стоит деловая переписка? Расходы на нее спрятаны в общих затратах на бумагу и конверты, услуги почты и курьеров, транспорт и штатное расписание. IT-предприниматель Олжас Кундакбаев знает точный ответ. Средние затраты на отправку одного бумажного бумажного конверта контрагенту и получения ответа от него составляют 900 тенге.
А сколько можно сэкономить, если перевести всю переписку онлайн? Эта идея и легла в основу стартапа «Подпиши онлайн», который предложил рынку сократить эти расходы в 10 раз. Проект стартовал летом 2017 года. Олжас Кундакбаев, генеральный директор «Подпиши онлайн», подвел итоги года для «Капитал.kz»
Семь раз отмерь
«Подпиши онлайн» — это 9 по счету проект Олжаса Кундакбаева и первый, который рынок принимает без оговорок. В развитие собственных идей наш собеседник стал вкладываться, начиная с 2014 года.
Изначально это была система лояльности iCome. Идея оказалась преждевременной: тогда рынок не захотел отказываться от системы дисконтных карт и переводить бонусную систему в смартфоны. Была идея перевода системы школьного питания в прозрачное поле безналичных платежей — она забуксовала еще на подходах к забюрократизированной системе среднего образования.
Потратив на все поиски в общей сложности более $500 тыс. своих собственных денег, Олжас Кундакбаев обрел отличную команду и нащупал свою Идею.
Без бумажки ты — прогрессивный предприниматель
«Подпиши онлайн» решает проблему морально устаревшей формы бизнес-договоров на бумаге. С одной стороны, есть система ЭЦП, электронно-цифровой подписи, которой уже 13 лет. Изначально в нее была заложена возможность подобного решения. Однако, по словам Олжаса Кундакбаева, устаревший софт, на котором построена текущая система работы с ЭЦП, очень сложен для пользователя. Поэтому не все пользуются этим инструментом часто.
Однако идея уже созрела и требовала реализации: онлайн-платформа для отправки и подписания любых документов, в том числе и договоров, завизированных электронно-цифровой подписью. Все меняется, говорит Олжас Кундакбаев, круглая печать уже отменена для индивидуальных предпринимателей, в будущем году станет ненужной печать для визирования документов ТОО.
Нужно было возглавить этот тренд и первым предложить рынку новую выгодную услугу. Так появился стартап «Подпиши онлайн». Проблему неудобной работы с ЭЦП решили, переписав устаревший софт системы ЭЦП определенным криптоязыком на новых технологиях.
Первый клиент экономил на 5 тыс. письмах ежемесячно
Первым клиентом стала компания АО «Казтранском». Проблема компании состояла в том, что ежемесячно она оформляла и отправляла клиентам 5 тыс. актов выполненных работ. Эта процедура на три дня выключала руководство компании из текущей деятельности. К тому же неоперативность почтового взаимодействия постоянно сказывалась на дебиторской отчетности.
Как много времени было потрачено на то, чтобы доказать выгодность сотрудничества? Олжас Кундакбаев говорит, что на отработку взаимодействия с АО «Казтранскомом» ушло три месяца. Еще два месяца были потрачены на работу с контрагентами компании — все они тоже должны были оценить и принять новую форму отношений. Причем для них финансовая выгода была более чем очевидной: услуга оплачивается один раз, затраты берет на себя инициатор отправки, а для получателя все бесплатно, в том числе и 5-ти летнее хранения документов в облаке.
Почему новая услуга в 10 раз дешевле
Легко ли продвинуть на рынке новую услугу, даже если она в 10 раз дешевле привычной? Олжас Кундакбаев считает, что главная сложность — инерция бюрократической машины. Привыкнув к определенному алгоритму действий, она с трудом принимает перемены, даже если они сулят выгоду.
Но стартап «Подпиши онлайн» решил сразу внести в повестку дня не просто экономию, а чувствительное сокращение расходов. Олжас Кундакбаев считает правильной практику мировых стартапов, когда новое IT-решение предлагают цену в 10 раз ниже устоявшейся. Это рычаг не только влияния на быстрое освоение инновацией рынком, но и отсекающий возможных конкурентов.
Подсчитав минимальные расходы первого клиента, Олжас Кундакбаев обозначил их в пределах 750−900 тенге за письмо. Сокращение расходов в 10 раз заставило АО"Казтранском" задуматься о том, что полученную маржу можно потратить либо на удешевление пакетов для клиентов (а средний клиентский пакет составляет 5 тыс. тенге), либо увеличивать доходность пакета и дополнительную прибыль инвестировать в развитие.
Клиенты становятся в очередь
Вторым клиентом стала микрофинансовая организация Solva. Подключившись к сервису «Подпиши онлайн», Solva смогла значительно сократить срок выдачи микрокредитов — до 15 минут с момента заполнения клиентом заявки, а также финансовые расходы в десятки раз. Раньше срок выдачи мог занимать около 1 дня в крупных городах (Алматы и Астана) и 2−3 дня в прочих региональных центрах. Благодаря сервису «Подпиши.Онлайн» доступ к финансовым средствам теперь независим от местонахождения клиента.
Теперь более 30% клиентов МФО Solva оформляют микрокредиты с помощью ЭЦП.& До конца года их доля может увеличиться до 50%. Экономический эффект от внедрения новой технологии оценивается до конца года может составить до 300 млн. тенге. В основном он достигается благодаря сокращению затрат на доставку и подписание документов.
Вслед за Solva на систему «Подпиши онлайн» обратили внимание другие микрофинансовые организации и даже банки, планирующие выход на рынок онлайн-кредитования.
Общие затраты, понесенные на разработку проекта, по словам Олжаса Кундакбаева, составили 200 млн тенге. Годовой оборот сейчас достиг 20 млн тенге. Результат, к которому стремится компания, — 150 млн тенге годового оборота.
За будущее стартапа Олжас Кундакбаев спокоен: проект смог завлечь трех якорных игроков разных сегментов рынка. Теперь их конкурентам, чтобы уравнять преимущества, придется либо быстро присоединяться к «Подпиши онлайн», либо… сделать это с опозданием.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.