Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Тернистый путь к успеху

Тернистый путь к успеху

Как компании с более чем полувековой историей удается сохранять лидерство

Автор:
Капитал - Тернистый путь к успеху

У каждой компании свои законы успешного бизнеса. Для одних ключевой фактор успеха – годы кропотливой работы, для других – благоприятное стечение обстоятельств. Однако и сегодня никто не лишен шанса выиграть конкуренцию и занять свое место под солнцем. Это доказывает история успеха акционерного общества «Шымкентмай», одной из немногих компаний, которая в самое сложное для страны время смогла переориентироваться на рыночную экономику. За 76 лет работы она прошла все: от полнейшего кризиса до международного признания.

Крупнейшее предприятие масложировой промышленности – маслоэкстракционный завод, а ныне АО «Шымкентмай» – запущено в эксплуатацию 7 ноября 1942 года. В сложные военные годы начали с выпуска хлопкового масла. Год спустя 278 сотрудников комбината наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне (1941–1945)». Несмотря на непростой период, предприятию удалось увеличить рентабельность производства, сократить расход топлива и поднять производительность труда.«После войны завод вышел на новый этап развития: совершенствовалась технология производства, проводилась модернизация оборудования и расширялся ассортимент выпускаемой продукции. Были введены в эксплуатацию такие цеха, как форпрессовый, линтерный, расщепительный, литой тары для мыла, бурат и пурифайер подготовительного цеха. Также расширили мыловаренный и реконструировали экстракционный цеха», – рассказал «Капитал.kz» Данияр Адирбеков, президент АО «Шымкентмай». По его словам, техническое перевооружение значительно повысило производственную мощность завода. Только за первую послевоенную пятилетку она выросла на 220%. Выпуск валовой продукции на одного рабочего по сравнению с 1945 годом увеличился почти в 2 раза. А первоначальная мощность в 280 тонн в сутки с годами выросла до 1150 тонн.

С распадом Советского Союза для завода наступили тяжелые времена: производственные мощности упали и предприятие было на грани закрытия. Однако благодаря четким действиям руководства, терпению и преданности сотрудников завод удалось сохранить. В 1993 году на базе Чимкентского масложирового комбината создано АО «Шымкентмай». Как вспоминают в компании, в годы перестройки многие организации прекратили свое существование. Продолжать работать и в то же время расширять бизнес смогли лишь единицы. «1998 год стал переломным для нашей компании. За счет собственных средств мы построили котельную, которая обеспечивает автономное снабжение технологическим паром. А благодаря кредитам закупили семена подсолнечника и впервые осуществили его переработку. Жесткая экономия и грамотная политика по сохранению в работоспособном состоянии оборудования позволили нам стабилизировать положение дел и удержать падение производства», – объясняет Данияр Адирбеков.Отметив, что за последние 20 лет предприятие не только полностью восстановило свои мощности, но и превысило прежние показатели. Сегодня АО «Шымкентмай» – один из крупнейших представителей масложировой отрасли в Казахстане с полным циклом производства: от закупки семян и выжимки масла до расфасовки и доставки готовой продукции на прилавки магазинов. Ежегодно компания выпускает около 30 тыс. тонн подсолнечного масла, около 40 тыс. тонн кормового шрота и порядка 9 тыс. тонн хозяйственного мыла. 

«В апреле 2016 года мы ввели в эксплуатацию новый цех непрерывной рафинации и дезодорации растительного масла. Проект обошелся компании в 1,6 млрд тенге, почти треть финансирования предоставил Банк развития Казахстана (БРК). Запуск цеха позволил нам увеличить мощности по глубокой переработке подсолнечного масла с 80 до 300 тонн в сутки, хлопкового масла – со 120 до 200 тонн. Сейчас наше предприятие способно перерабатывать практически все виды масличных культур, не допуская потерь полезных свойств и сохраняя вкусовые особенности каждого вида масла», – говорит Наталья Харипова, финансовый директор АО «Шымкентмай».По ее словам, ассортиментный ряд представлен почти 130 наименованиями продукции. В их числе: хлопковые, подсолнечные, соевые, рапсовые, сафлоровые и горчичные масла, выпускаемые под торговой маркой «Доня», а также шрот, соапсток и жмых. Причем процесс производства абсолютно безотходный: шрот и шелуха идут на производство кормов для животноводства, а часть масла используется в производстве хозяйственного мыла, которое по своим характеристикам намного превосходит аналоги, создаваемые на основе искусственных и животных жиров. Кстати, все масличное сырье закупается исключительно у казахстанских поставщиков. Выгодное географическое расположение способствует упрощению логистической цепочки доставки сырья на предприятие. В результате – снижение транспортных издержек, а, соответственно, и себестоимости продукции. «При выпуске фасованных масел на предприятии используют 6 степеней очистки – гидратация, рафинация, промывка, отбелка, винтеризация и дезодорация. Это позволяет улучшить потребительские качества, товарный вид масел и удлинить гарантийный срок хранения. Требования к качественным характеристикам фасованных масел «Доня» у нас жестче, чем установленные ГОСТом. Наша компания одна из первых в Южно-Казахстанской области внедрила сертифицированную интегрированную систему менеджмента (ISO). А качество нашей продукции подтверждают многочисленные медали и сертификаты», – поясняет Данияр Адирбеков.

Инфраструктура АО «Шымкентмай» соответствует мировым стандартам: введена и сертифицирована локальная сеть, обновлена компьютерная техника, произведена частичная автоматизация производственного процесса. К тому же в распоряжении компании собственный подъездной железнодорожный путь и котельная, ориентированная на использование различных видов топлива – природный газ, дизтопливо, сжиженный газ и мазут. Это позволяет предприятию, при неблагоприятном изменении цены на тот или иной вид топлива, подобрать наиболее оптимальный вариант. Все оборудование предприятия расположено на одной промышленной площадке площадью 21,05 га.«АО «Шымкентмай» – это финансово устойчивая компания, имеющая безупречную кредитную историю, отсутствие налоговой задолженности и серьезное отношение к исполнению своих обязательств перед партнерами по бизнесу. Нас по праву можно назвать системообразующим и градообразующим предприятием. На заводе задействованы около 700 жителей Шымкента, которые производят стратегически значимую продукцию для жизнеобеспечения ЮКО и республики в целом», – рассуждает Наталья Харипова.
Подчеркнув, что стратегия развития компании строится на нескольких принципах. Во-первых, постоянное совершенствование выпускаемой продукции и поиск новых неудовлетворенных потребностей покупателей. Во-вторых, нацеленность на географическое расширение рынка, а также развитие дистрибуции партнерских отношений. Все это позволяет компании поддерживать высокий уровень качества и удовлетворять спрос. «Интересы потребителя для нас первостепенная ценность. Мы видим приоритеты своей деятельности в обеспечении нового качества жизни казахстанцев через возможность потребления экологически чистой отечественной продукции. В настоящее время мы выстраиваем эффективную систему доставки и распределения продукции с охватом всех субъектов розничной торговли путем предоставления более выгодных, чем у конкурентов, условий по ценам, скидкам и акциям», – говорит Данияр Адирбеков.

Около 50-70% произведенной АО «Шымкентмай» продукции отгружается на экспорт. Только в прошлом году компания экспортировала 25,6 тыс. тонн растительных масел, 4,8 тыс. тонн хозяйственного мыла и 54,7 тыс. тонн шрота. Среди основных потребителей казахстанской продукции – Россия, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и ОАЭ. В ближайшие годы отечественный производитель намерен выйти на рынки Турции и Азербайджана.«С АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» мы сотрудничаем с 2015 года по сегодняшний день. Сначала воспользовались таким инструментом, как торговое финансирование, а с 2017 года уже работаем в рамках программы предэкспортного финансирования. Под страхование экспортных контрактов мы привлекли финансовые ресурсы для пополнения оборотных средств. Получив кредитные ресурсы от KazakhExport через банки второго уровня, мы смогли приобрести масличное сырье и материалы для выполнения экспортных обязательств. Без этой поддержки все было бы гораздо сложнее», – считает Наталья Харипова. Напомним, KazakhExport – это единственное в Казахстане специализированное экспортное страховое агентство. Ключевая задача – поддержка казахстанских экспортеров несырьевого сектора экономики и страховая защита внешнеэкономических контрактов. В арсенале KazakhExport 13 финансовых инструментов. В их числе: страхование займов и финансового лизинга, инвестиций и авансовых платежей, документарных аккредитивов и банковских гарантий, международного факторинга и гражданско-правовой ответственности экспортера по срочным валютным сделкам, а также предэкспортное и торговое финансирование.«Мы помогаем экспортерам не только заключить сделку с контрагентом, но и структурировать ее так, чтобы она удовлетворяла все заинтересованные стороны. Например, если импортер хочет отсрочку платежа, а экспортер в силу объективных причин, допустим, из-за ограниченных оборотных средств ее не дает, то мы можем решить эту проблему двумя способами: либо берем на себя риск по отсрочке платежа, либо финансируем экспортера», – объясняет Куаныш Макажанов, директор департамента страхования АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport».По его словам, казахстанские компании заинтересованы в расширении рынков сбыта. Объяснение простое: экспортно ориентированное производство меньше зависит от спроса внутри страны и увеличивает валютную выручку компании. Другими словами, выход на экспорт дает отечественным производителям дополнительную доходность, занятость мощностей и нивелирует риски в случае экономической нестабильности. «За годы работы KazakhExport поддержал десятки казахстанских экспортеров из самых разных отраслей экономики: сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, пищевая и текстильная промышленность. Обратиться к нам может любая компания, причем как только планирующая выход на внешние рынки, так и уже действующий экспортер. Для этого достаточно обратиться в наше представительство в Алматы или в головной офис в Астане. Если сделка находится на этапе заключения и необходимо наше личное присутствие, то мы готовы выехать в регион экспортера и провести переговоры с зарубежным контрагентом», – резюмировал Куаныш Макажанов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке