Кто лидирует по выводу фармпрепаратов на рынок Казахстана?
SANTO – о выборе и стоимости запуска новых продуктовСтоимость вывода на рынок Казахстана нового фармацевтического препарата колеблется от $50 тыс. до $100 тыс. – если речь идет именно о новом препарате, который компания-производитель ранее не выпускала, и если компания разрабатывает данный препарат, проводит все исследования и тесты. Дешевле – если о расширении линейки (например, когда к уже представленным на рынке препаратам добавляются новые формы выпуска, дозировки или вкусы). Указанные цифры – это затраты на технический запуск одного препарата – от лаборатории до первой продажи (стоимость коммерческого продвижения – отдельный разговор). Это необходимая сумма именно для казахстанского рынка, и она не столь велика, как для некоторых других стран.
Вообще, запуск новых продуктов – это то, что обеспечивает рост в фармбизнесе, тем более в условиях прошедшего кризиса: когда невозможно расти за счет цены или количества проданных упаковок, остается улучшать финансовые показатели за счет запуска на рынок инновационных препаратов. В прошлом году компания SANTO вывела на рынок Казахстана 43 новых препарата и продукта в рамках уже существующих линеек, став лидером отрасли в запуске новых продуктов. О том, по каким параметрам определяется необходимость вывода на рынок того или иного препарата, какие тенденции определяют эту необходимость именно в Казахстане и каковы планы SANTO по расширению портфеля, об этом эксперты компании SANTO рассказали деловому еженедельнику «Капитал.kz».
Как выбираются препараты для рынка
Перед тем, как тот или иной препарат будет выбран для вывода его на рынок, проводится глубокий анализ необходимости этого продукта в будущем. Изучается эпидемиологический статус – насколько сильно заболеваемость представлена на территории Казахстана, анализируются протоколы лечения, причем не только по Казахстану, но и в сравнении с западными странами (Великобританией и США в первую очередь – насколько препарат востребован там, и также – в России).
Когда речь идет о новой молекуле, которая еще не представлена в Казахстане, компания проводит исследование рынка – опрашивает фокус-группы, лидеров мнения в фармотрасли, встречается с врачами, причем, как правило, в нескольких городах. Этот комплексный анализ позволяет поучить определенное представление о том, нужен препарат казахстанским пациентам или нет.
После строится финансовая модель, в которой просчитывается необходимость молекулы с точки зрения финансов – для компании в частности и для страны в целом. На этом этапе компания просчитывает в перспективе на несколько лет вперед, как препарат будет продаваться, будет ли он представлен в тендере или только в ретейле.
При этом учитывается такой момент: продукт сможет появиться на рынке не раньше, чем через три-четыре года – от развития продукта в лаборатории, проведения доклинических, клинических исследований, регистрации. Если речь идет не о новом препарате, а о расширении линейки уже существующего на рынке препарата, то процесс требует меньше времени – от 6 до 15 месяцев. Регистрация занимает, как правило, 12-15 месяцев. После этого препарат производится и осуществляется контроль качества. В целом необходимость вывода препарата просчитывается с перспективой на десять лет.
Все ли препараты, запланированные к выводу, доходят до аптек
Это очень сильно зависит от самого рынка и модели здравоохранения. Те препараты, которые рассматривались в качестве кандидатов на выход, могут через четыре-пять лет так и не оказаться на полках аптек, потому что изменился рынок. А его изменение зависит от большого количества факторов, некоторые из них возможно предугадать, некоторые – нет. Например, на казахстанском фармацевтическом рынке ощутимо отразилась девальвация, закрылся амбулаторный канал, открылись возможности страховой медицины.
Бывает, меняются протоколы терапии. Например, сейчас в Казахстане исключили все лекарственные средства, которые не имеют доказательной базы, – как следование примеру западных стран. Это большие терапевтические группы – пробиотики, симбиотики, а также ноотропы. Это привело к отказу от средств с доказательно базой ниже А и В. С одной стороны, это хорошо, поскольку высокие стандарты гарантируют врачам доказательно обоснованный подход, с другой стороны, пока не все альтернативы представлены на рынке и это вызывает вопрос: а чем лечить? Например, БАДы в сегменте заботы о кишечнике можно чем-то заменить, но с пациентом после инсульта, когда его необходимо срочно реабилитировать и для этого нужны средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга, «потеря» ноотропов более ощутима.
Какие тренды должны учитывать фармкомпании
Кроме того, на приход препаратов на рынок влияют мировые тренды из области терапии, которые направлены на то, чтобы улучшить модель обеспечения лекарственными средствами и само лечение. Один из таких трендов, например, – использование одной таблетки в день. Раньше некоторые препараты нужно было пить по несколько таблеток в день, и это снижало приверженность к терапии, пациент забывал, ему было неудобно принимать столько таблеток. Если лет 30 назад препараты нужно было «пить горстями», потому что один препарат содержал одну молекулу, сейчас же производятся и назначаются комбинированные препараты. Полипилюли, в частности кардиологические и неврологические, содержат сразу несколько молекул внутри одной таблетки. Композиция препарата такова, что эти вещества усиливают действие друг друга, соответственно, эффективность терапии повышается и приверженность пациента терапии – тоже.
Кроме того, сейчас происходит отказ от множественных назначений. Раньше многие кардиологи, невропатологи, инфекционисты выписывали по пять-семь препаратов. Сейчас обращение к доказательной медицине предполагает запрет использования взаимодублирующих препаратов. На казахстанском рынке это привело к тому, что ушло большое количество болеутоляющих лекарственных средств, поскольку у нас запретили использовать комбинации, дублирующие друг друга по действию. Хотя в западных странах такие препараты находятся в безрецептурном отпуске в аптеках.
Еще один тренд – снижается потребление инъекционных препаратов в рознице. От такой формы выпуска для домашнего применения уже отказались в США, Европе, России, она сохранилась для использования в стационарах.
Какие препараты SANTO выводит на рынок
Портфель, сформировавшийся в компании к настоящему времени, включает несколько больших социально значимых терапевтических групп.
На первом месте – антибиотики и сопутствующие препараты. В западных странах наблюдается снижение их потребления. Как пояснили в компании, SANTO сейчас удовлетворяет потребности казахстанского рынка в таких лекарственных средствах и имеет в этой категории сильный собственный портфель.
На втором месте – направление, которое в компании планируют активнее развивать. Это кардиопрепараты. Лечение сердечно-сосудистых заболеваний – это более зрелая медицина, где пациенты имеют хронические заболевания, и препараты используются для улучшения качества и продолжительности жизни.
Третья категория, где компания SANTO очень хорошо представлена, – это педиатрия, в планах – развиваться здесь и дальше, в том числе через препараты от кашля и простудных заболеваний.
Кроме того, недавно портфель пополнился контрацептивами – новая для компании категория с очень сильной конкуренцией и низким индексом потребления (в Казахстане этот показатель в три раза ниже, чем в Европе, и в пять раз ниже, чем в США, но частота абортов практически в шесть раз выше).
Кроме того, в планах SANTO – офтальмология, где компания уже начала продвигаться с препаратом Супероптик, а также косметика (в этой категории компания начала продвигаться со средств заботы о маме и малыше).
Также компания SANTO предоставляет возможность системе здравоохранения Казахстана проводить лечение пациентов высококачественными биологическими препаратами по доступной цене. Она вывела на рынок свой первый биосимиляр – Эпоэтин зета, который успешно и безопасно используется в Европейском союзе с 2007 года.
В общей сложности на сегодняшний день компания SANTO производит для рынка Казахстана 120 продуктов и планирует в течение ближайших пяти лет удвоить эту цифру. Это те препараты, которые изготавливаются в Шымкенте на заводе SANTO, и они в портфеле компании занимают большую долю. Плюс к этому компания привозит высококачественные и востребованные препараты, произведенные в Польше, Италии, Франции, это те лекарственные средства, производство которых внутри страны пока недоступно.
Необходимо также добавить, что компания SANTO является лидером рынка по двум критериям инновативности. Первое, это самое большое количество новых продуктов на рынке за последние два года. И, второе, это сумма продаж, которую принесли компании новые продукты. Это говорит об успешности подхода и реализации выбранной стратегии развития.
Какова стоимость препаратов, запущенных SANTO
Согласно исследованию мирового лидера в фарманалитике IQVIA, средние продажи на одно SKU (одно действующее вещество, одна дозировка, одна фасовка, – прим. ред.) у SANTO оказались выше среднерыночного показателя – 31 млн тенге за год. Притом что средняя стоимость одного SKU для препаратов компании является среднерыночной для сегмента, зачастую даже ниже среднерыночной. Как пояснили в компании, стремление оставаться в доступном ценовом сегменте – это осознанный выбор и социальная ответственность. И это не связано со снижением себестоимости. Более того, себестоимость, особенно в рамках одной молекулы, у всех фармпроизводителей примерно одинаковая. А стоимость препарата – это маржинальные ожидания самой компании и ее инвестиционная стратегия.
В заключение отметим, что инвестиции требуются на протяжении всего жизненного цикла продукта – это и затраты на технический запуск, о которых говорилось выше, и вложения в разработку препаратов. В компании SANTO сумма инвестиций в инновации уже превысила $108 млн, включая инвестиции на локализацию и внедрение технологий в стране. Компания развивает не только производство, но и собственный интеллектуальный потенциал. Она обладает крупнейшей современной научно-исследовательской лабораторией, где происходит разработка отечественных препаратов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.