Бизнес с низкой конкуренцией
Сколько зарабатывает сервис доставки продуктов с рецептами на домСервис доставки продуктов для приготовления ужинов по авторским рецептам Freshfood существует в Алматы полтора года, и за это время он уже начал приносить прибыль. Его основательница Дарья Товштейн рассказала корреспонденту «Капитал.kz» о перспективах относительно новой для казахстанского рынка услуге, независимости и о том, стоит ли желающим заработать осваивать подобный вид бизнеса.
С 4 лет Дарья проживала в Израиле. Когда встал вопрос о том, чем заниматься в жизни, девушка решила постигать кулинарное мастерство. И, несмотря на протест родителей, настояла на своем и отправилась в Великобританию познавать секреты поварского дела.
«Готовить мне всегда нравилось, но в семье никто всерьез этим не увлекался. Отучившись на повара, я думала, что буду трудиться в ресторане. Потом, поработав там, поняла, что больше в ресторан не вернусь. Я считаю, что если повару самому не нравится то или иное блюдо, то не нужно его предлагать и другим. А в ресторане за всем не уследишь», — рассказывает основательница бизнеса.
О сервисе доставки продуктов для приготовления блюд по фирменным рецептам Дарья узнала во время учебы в Лондоне. Тогда девушка сама не раз им пользовалась, но открыть свое дело рискнула не сразу.
«Заняться подобным бизнесом мне однажды предложил мой друг, поведав о существовании такой услуги. Он готов был его профинансировать. Я отказалась, так как мне казалось, что дать хорошую базу и понимание рецептов в целом я не могу. Поэтому решила сначала набраться опыта. Потом уже был открыт первый сервис с двумя единомышленницами. Позже я от них отделилась и открыла свой. Сейчас в моей команде, кроме меня, две фасовщицы и водитель», — говорит девушка.
Свободная ниша и перспективы
Ниша у нас новая, но люди постепенно узнают, что это такое. Конкуренция также присутствует. Была компания до нас, и буквально недавно появилась еще одна. Наши продукты мы брендируем, потому что сами несем ответственность за их качество.
Я считаю, что любой бизнес, связанный с питанием, перспективен, потому что люди ели, едят и будут есть. Главное — правильно работать. Так как бизнес новый, присутствие тех же конкурентов мне на руку. Обо мне могут узнать через них. Важно держать планку и не расслабляться. Это направление перспективно даже потому, что новое. В любом случае мой проект уже позволил мне вернуть вложенные в него средства. И за полтора года, я считаю, это неплохо. Особенно в Казахстане, где люди в принципе не привыкли к такой услуге.
Наши клиенты — самые разные. И даже мужчины делают заказы, что я считаю победой для себя. Молодежь, более взрослый контингент, у которого отложено в памяти, что за продуктами нужно идти на базар. Домохозяйки, беременные мамы, бизнес-леди, ограниченные во времени. В основном мы работаем с постоянными клиентами. В неделю приходят несколько новых. Они пробуют и либо остаются, либо уходят. Зависит от потребностей. Не каждый будет готов каждый день тратить время на приготовление пищи, хоть это и занимает 30−40 минут. Мы ведем клиентский учет: что наши клиенты любят больше, что меньше. При этом от того, что любят меньше, мы не отказываемся. Если исключить праздники, то за полтора года у нас идет постоянный прирост, даже на 1−2 заказа в неделю. Спадов не было. В неделю — от 150−200 заказов, это 40−50 человек.
Вложения и окупаемость
Думаю, такой бизнес окупается у всех по-разному. Зависит от человека. Я вложила немного — 1 млн тенге. При этом закупила все необходимое и оставила подушку безопасности — 150 тыс. тенге. Это на случай, если бизнес бы не пошел, и я смогла оплачивать кредит. На начальном этапе я купила самый простой вакуматор, вместительный холодильник. На тот момент он вмещал 100 заказов несобранными пакетами. Туда же вошли брендирование, продукты. Деньги у родителей я просить не хотела и взяла кредит. На тот момент любые расходы сильно ощущались, сейчас уже не так. Начали работать с 10 заказов, потом 20, 25, 60. Вложения окупились через месяцев 7−8. При этом помещение мое, и оно достаточно большое (60 м2), для того чтобы в нем развиваться. Это дает огромную экономию и независимость. Позволяет позаботиться о других вещах.
Для раскрутки мы использовали Instagram, блогеров, сарафанное радио. Когда я работала с блогерами, мне не хотелось от них рекламы. Я им не платила. Работали мы на бартере. Мне хотелось услышать честный отзыв — понравилось или нет, что было не так. При этом с блогерами, которым бы что-то не понравилось, я не сталкивалась. Хороший толчок произошел после того, как о нас написали. И сарафанное радио все еще продолжает отлично работать.
На чем зарабатывает Freshfood
Суть в том, что вам не нужно ходить в магазин. Каждую неделю мы выставляем новое меню из пяти ужинов плюс суп недели. Сейчас мы запустили еще лайт-меню для худеющих и поддерживающих фигуру. Вы выбираете блюдо, мы привозим вам все необходимые ингредиенты и пошаговый рецепт. Вам не нужно уметь готовить или выбирать продукты. Мы доставим вам все для приготовления ужина на 2, 4, 6… персон. В итоге готовка займет 30−40 минут. Домохозяйки больше времени тратят на поиск ингредиентов на кухне. На профессиональной кухне главное правило — чтобы все было под рукой. Это вам скоротает половину времени.
В обычном меню у нас всегда есть рыбное блюдо и мясо. По стоимости на неделю это 13 500 тенге. В лайт-меню входят два рыбных блюда вместо одного и меньше используется красное мясо. Стоимость такой корзины на неделю — 14 500 тенге. Прибыль выходит около 1000 тенге с блюда. Но посчитать это достаточно сложно. Я говорю в среднем, потому что что-то выходит дороже, что-то дешевле. В любом случае клиенту иногда хочется себя побаловать, и блюдо из семги выйдет дороже для меня, но дешевле для него. Но при этом я сделаю ему приятное. Домашнее блюдо из куриных котлеток, конечно, стоит меньше. К нему особо никаких ингредиентов не нужно. Поэтому мы стараемся, чтобы каждая неделя была и с дорогими для нас блюдами, и более дешевыми, чтобы набирать базу.
Наши продукты не дороже магазинных. Выручка выходит за счет того, что я оптовый покупатель. Я год искала такие места. И нужно выбирать именно те магазины, где не пыльно, чисто. На этой неделе я заказала 10 кг курицы, 5 кг баранины, 8 кг фарша. Я стараюсь просчитывать. Отталкиваюсь от количества заказов, плюс еще 10 порций на каждое блюдо для тех, кто опоздал. При этом играют роль праздники. Логично, что в это время заказов будет меньше.
Акцент на качество
Мы закупаем продуктов ровно на неделю. Все, что остается в конце, утилизируем или раздаем работникам. Ничего не хранится. Даже мясо должно быть всегда свежее, не замороженное по нескольку раз. Меню составляем в воскресенье и делаем закупку продуктов два раза в неделю, чтобы они были свежими. Грязные овощи мы чистим, но не режем, чтобы сохранить их свежесть.
Рецепты у нас авторские. Но на самом деле в кухне велосипед не изобретешь. И вам будет гораздо приятнее есть то, с чем вы уже знакомы, но с каким-нибудь твистом. Удивляю не я, а вы себя, готовя что-то новое и постоянно привнося разнообразие в кухню. Редкие или дорогие продукты мы стараемся включать в блюда. За счет того, что мы работаем с поставщиками, у нас эти продукты выходят дешевле. Например, семга. В городе рыба может стоить 5−6 тыс. за килограмм. Мы ее привозим за 3500. И это будет не только порция рыбы на двоих, но и все необходимые для ее приготовления ингредиенты. Продукты я выбираю очень тщательно
Быть или не быть
Предпринимателям, которые хотели бы открыть подобный сервис доставки еды, я бы посоветовала… не открываться. Подобный сервис, он как хороший ресторан. И дело не в том, что мы хотим быть хорошим рестораном. Нет. Мы кормим людей свежей и хорошей едой. И, я думаю, чтобы открыть такой сервис, его действительно нужно любить. Если вы хотите просто заработать денег, тут этого не получится. Слишком маленькая отдача по сравнению с вкладываемым количеством сил. Этот бизнес — для тех, кто готов вкладываться.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.