Какие сигналы Ташкент посылает казахстанскому бизнесу
Узбекские власти открыли свой рынок для иностранных предпринимателейЗа последние 1,5 года товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном вырос до $2 млрд. Главы двух стран Нурсултан Назарбаев и Шавкат Мирзиёев уверены, что показатель достигнет $5 млрд. И для этого уже создаются предпосылки.
«С Вашим приходом мы уже несколько раз встречались, и все, о чем мы с Вами говорили, осуществляется. За этот год Вы провели большую работу, наладили взаимоотношения с соседями, решили нерешаемые десятки лет вопросы. Я благодарен Вам за ту колоссальную работу, которую Вы проводите у себя в Узбекистане, и эта деятельность оказывает сильное влияние на все страны нашего региона», — сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с Шавкатом Мирзиёевым, состоявшейся в Астане 15 марта 2018 года.
Это была не первая встреча лидеров двух стран. Политическое сближение открывает новые возможности для бизнеса.
Политики и дипломаты встали на сторону бизнеса
Власти соседней страны активно меняют экономическую политику. Но есть вопросы, решение которые требует времени по объективным причинам. Об этом в беседе с журналистом Капитал.kz сказал эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Жумабек Сарабеков.
«Один из мощных сигналов, которые Ташкент посылает внешним инвесторам, — то, что в обновленную политическую картину страны прежняя практика — доминирующее влияние силовиков — не вписывается. Шавкат Мирзиёев предпринял ряд конкретных шагов по сокращению влияния силовых структур на экономику. Это был очень ясный сигнал для зарубежных инвесторов — интересы инвесторов будут защищаться», — подчеркнул эксперт.
Уверенный бизнес
Одними из первых рынок соседней страны начали осваивать ретейлеры. Мы поговорили с представителями Union Space — одного из крупных ретейлеров с мировым брендом New Yorker, на счету которого более 1 тыс. магазинов одежды в 32 странах. В Union Space отметили, что Узбекистан обладает громадными ресурсами, большим потребительским рынком, рабочей силой, привлекательная демографическая ситуация.
«New Yorker является молодежным фешен-брендом, и для нас, безусловно, привлекателен тот факт, что основная масса населения — до 25−30 лет. Так как Узбекистан славится производством текстильной продукции, при быстрой экспансии мы будем рассматривать возможность производства продукции в Узбекистане», — сказали представители Union Space в беседе с журналистом Капитал.kz.
Бренд New Yorker совместно с Union Space начал активно рассматривать возможные пути вхождения на рынок, просчитывать риски вложения и рассматривать потенциальные локации для открытия магазинов, а также проводить тщательный анализ рынка, прорабатывать логистику, налоговую и таможенную базу.
«У узбекской экономики большой потенциал для развития, если правительство сможет обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям», — отметили в Union Space.
Привлечению инвестиций в Узбекистан, по мнению представителей бренда New Yorker, будет способствовать развитие банковского сектора, а также возможное присоединение к Евразийскому экономическому союзу.
Взвесив все за и против, предприниматели начали осваивать перспективное направление. Владелец сети магазинов одежды и обуви KIMEX/Grazie Игорь Кузнецов рассказал, что переговоры с узбекской стороной были длительными, после чего арендовали магазин. Однако решили взять паузу на полгода. И все-таки недавно состоялось открытие двух магазинов KIMEX/Grazie.
«Очень надеюсь, что Узбекистан в перспективе будет весьма привлекательным для этих двух брендов. В Казахстане у нас уже 70 магазинов. А Узбекистан по численности населения в два раза больше. Конечно, доход у населения соседней страны не такой большой, что скажется на покупательской способности в первое время. Но мы все это проходили в Казахстане, когда начинали в 1990-х годах. Поэтому надеемся, что бизнес будет развиваться в Узбекистане», — говорит Игорь Кузнецов.
Он отметил, что в Узбекистане в настоящее время низкая арендная ставка на рынке торговой недвижимости, и в планах — расширение сети магазинов KIMEX/Grazie. Игорь Кузнецов не исключает и возможность размещать у местных производителей заказы на хлопчатобумажные и трикотажные изделия. Владелец известных в Казахстане брендов признает, что первые показатели по продажам не впечатляют, но есть большой потенциал для развития бизнеса.
Рынок Узбекистана интересным и привлекательным назвал президент Astana Group Нурлан Смагулов. Девелоперское подразделение холдинга — Mega Development — строит и развивает крупнейшую в Казахстане сеть торгово-развлекательных центров MEGA.& Отметим, что официальное открытие ТРЦ MEGA Silk Way в Астане в марте 2017 года состоялось при участии Нурсултана Назарбаева и Шавката Мирзиёева, который в тот момент был с первым визитом в Казахстане.
«Мы построили „Меги“ в крупных городах Казахстана. Сейчас владеем и управляем ТРЦ в городах Алматы и Астана. К сожалению, рынок ограничен. В ближайшем краткосрочном плане у нас нет намерения строить в Казахстане торговые центры. Поэтому, конечно, Узбекистан является очень интересным, привлекательным рынком с большим населением — более 30 млн человек. Более того, там начались экономические реформы, объявлены конвертация, либерализация бизнеса, и для нас это очень хорошие месседжи. Я уже выезжал в Узбекистан, знакомился с рынком, он впечатляет своими размерами, своей, скажем, незанятостью, большим потенциальным спросом. Потому что в Узбекистане многодетные семьи, для них проведение досуга очень важно, там нет глобальных международных брендов, которые мы могли бы привезти. Причем бренды обращаются к нам по совместному выходу на рынок Узбекистана», — сказал Нурлан Смагулов.
Глава Astana Group отметил, что они готовы использовать свой собственный стартовый капитал, а заемный капитал планируют привлечь в банках второго уровня в Узбекистане в национальной валюте, используя кредитные ресурсы республики.
«По Узбекистану мы сейчас изучаем не только выход сети ТРЦ MEGA, также к нам обратились международные автомобильные бренды. Они готовы вместе с нами выходить на новый рынок. У компании Astana Motors также накоплен огромный опыт, который можно использовать для работы в Узбекистане. Сейчас мы проходим процесс ознакомления с законодательством, инвестиционным климатом и наши сотрудники часто летают туда, изучают ситуацию. Мы готовы для контактов и переговоров», — добавил бизнесмен.
Окно возможностей
Сдвиги в политике позитивно сказались на рейтингах Узбекистана. Страна в прошлом году поднялась сразу на 13 строчек (с 87-й на 74-ю) в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса-2018» и вошел в десятку лидеров по улучшению делового климата.
«Узбекские власти дают понять, что акцент будет делаться на развитие предпринимательской среды. Есть все еще издержки, особенно можно отметить все еще высокую роль государства в экономике, административные сложности. Это и сами узбекские власти признают и работают над этим. Процессы идут. Меньше чем за 1,5 года изменить практику ведения бизнеса, которая формировалась годами, сложно. Тем не менее все это делается. В свою очередь это вызывает интерес со стороны бизнеса. Например, в этом году Узбекистану удалось переломить тренд сокращения инвестиций», — прокомментировал Жумабек Сарабеков.
Он считает, что бизнесу можно выходит на соседний рынок и использовать это «окно возможностей».
«Ключевым вопросом на повестке дня новых властей Узбекистана является экономическая модернизация. Это не краткосрочное явление. В бизнесе всегда есть риски, но, мне кажется, на сегодняшний день уровень рисков сравнительно низкий по сравнению с прежними периодами», — полагает эксперт.
В Union Space также отметили, что изменения в Узбекистане, произошедшие в последний год, воспринимаются очень позитивно.
«На наш взгляд, выбранный руководством страны экономический курс по либерализации валютного рынка, банковского сектора, а также ожидаемые реформы в налоговом законодательстве, которые сейчас активно обсуждается в правительстве, делают страну привлекательной для иностранных инвестиций. Если все эти меры будут реализованы, то экономика Узбекистана станет одной из самых привлекательных для ведения бизнеса», — сказали в компании.
Что мы можем предложить соседям?
В прошлом году в Ташкенте прошла выставка «Узбекистан — Казахстан: новый этап сотрудничества» с участием свыше 50 казахстанских компаний. Интерес вполне понятен. В международной логистической компании AsstrA отметили, что открытие рынка Узбекистана дает больше возможностей для работы с этой страной.
«С 2016 года виден прирост экспорта и импорта продукции, что логически за собой ведет увеличение грузопотока. На данный момент в торговых отношениях с Узбекистаном Казахстан придерживается активной экспортной позиции: по данным открытых источников, экспорт прирос в стоимостном выражении сразу на 39%, импорт — на 27%. По итогам 2017 года экспортные поставки РК в Узбекистан достигли $662 млн — это сразу на 38,5% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. В тоннах объем экспорта вырос на 7,7% до 2,66 млн тонн», — сказали эксперты AsstrA.
Эксперты напомнили, что между странами в прошлом году было подписано соглашение, которое среди прочего предусматривает создание сети совместных торговых домов по ключевым направлениям.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.