Как развивается женское предпринимательство в Казахстане?

Каковы суммы займов и какие сферы бизнеса предпочитают отечественные бизнес-вумен

Жамбылская область — эксперты двух организаций, к которым деловой еженедельник «Капитал.kz» обратился для того, чтобы составить картину развития женского предпринимательства в стране, сошлись во мнении относительно этого региона. Именно его жительницы активнее других берут микрокредиты и пользуются инструментами государственной поддержки, когда занимаются собственным делом. Каковы суммы займов, какие сферы бизнеса предпочитают предпринимательницы в Казахстане? «Капитал.kz» представляет небольшую праздничную зарисовку. В конце — бонус: отличаются ли заработные платы женщин, работающих по найму, от заработных плат мужчин?

Женщины используют микрокредиты по назначению

Помимо Жамбылской области, в микрофинансовой организации KMF называют Южно-Казахстанскую и Алматинскую — именно в этих регионах у компании наибольшее количество заемщиц. В совокупности в этих трех областях работают свыше 86 тыс. женщин-предпринимательниц, приводят эксперты свою статистику. В целом, посчитали они, доля представительниц прекрасного пола среди тех, кто берет микрокредиты, составляет 60%, и она остается такой высокой на протяжении последних лет.

Однако сумма, которая необходима «женским» компаниям, меньше, чем сумма, которую запрашивают предприниматели-мужчины. Так, средний размер микрокредита у женщин составляет 691 тыс. тенге, у мужчин — 806 тыс. тенге. Разница объясняется тем, что женщины в кредитовании более осторожные заемщики, чем мужчины.

Эксперты KMF отмечают и такие особенности женщин в кредитовании: они отличаются высокой финансовой дисциплиной в обслуживании кредитов, ведут учет расходов и доходов. Предпринимательницы, как правило, используют полученные кредиты по целевому назначению — на развитие бизнеса. Как следствие, реже допускают просрочки по платежам и имеют в большинстве своем хорошую кредитную историю.

По сферам бизнеса больше всего заемщиц у компаний в торговле товарами народного потребления (продукты, одежда и т. д.) — свыше 32 тыс. человек, также в животноводстве (разведение КРС) — свыше 15 тыс. человек.

Какой бизнес предпочитают женщины?

Судя по данным, предоставленным в Фонде развития предпринимательства «Даму», среди людей бизнеса, которые воспользовались опциями Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», примерно треть — женщины. По состоянию на 1 января 2018 года просубсидировано 3432 проекта, которые реализуются 2 621 частным «женским» предприятием. Всего на указанную дату фонд выдал субсидии для 11 186 проектов, реализуемых 7 919 предпринимателями.

По другому инструменту — гарантиям — в «Даму» привели такую статистику. Фонд выпустил 3 662 гарантии на общую сумму 56 163 млн тенге (общая сумма поддержанных кредитов — 129 915 млн тенге). Из числа проектов 1 271 — это проекты женщин-предпринимательниц, в процентах от общего количества воспользовавшихся гарантиями — 34,7%.

В рамках программ фонда по обусловленному размещению средств финансовую поддержку на сумму свыше 1 670,90 млрд тенге получили 35 530 субъектов частного предпринимательства. Из них 20 175 — это предпринимательницы. Таким образом, женщин в этой статистике, получивших финансовую поддержку, — 57%.

Эксперты фонда «Даму» заметили, что чаще всего женщины открывают ателье, салоны красоты, магазины. Также «типично женские» области предпринимательского интереса — здравоохранение, питание и туризм.

«Предпочтения таковы. Прежде всего, это оптово-розничная торговля — 940 женщин, открывших бизнес в этой сфере, получили поддержку фонда. На втором месте обрабатывающая промышленность — 859 предпринимательниц, работающих в этой сфере, являются нашими клиентами. На третьем месте — транспорт и складирование, из этой отрасли к нам обратились 587 женщин», — привели детальную статистику в фонде.

В плане масштаба бизнеса предпринимательницы чаще всего открывают малые предприятия (3036), на втором месте в предпочтениях — средний бизнес (790), микробизнес — на третьем (447), крупных предприятий женщинами открыто меньше всего (70). Это компании из числа клиентов «Даму».

В практике фонда наиболее активными оказались предпринимательницы в ВКО, Жамбылской и Актюбинской областях. Средняя сумма, на которую бизнес-леди берут кредит, составляет 142,8 млн тенге.

Сколько зарабатывают женщины

В довершение картины трудящихся женщин «Капитал.kz» решил поинтересоваться, какова ситуация на рынке труда — как женщины, не уходящие в бизнес, а предпочитающие работу по найму, чувствуют себя с точки зрения заработной платы и поиска работы.

В HeadHunter сообщили: в 2017 году среди соискателей на вакантные позиции зафиксировано 53% женщин, при этом дам, желающих найти новое место работы, стало больше — плюс 57% по сравнению с 2016 годом.

Для составления представления о доходах работающих женщин эксперты компании проанализировали пять отраслей экономики и пришли к выводу: деление заработных плат по гендерному признаку не наблюдается. И привели такие данные за 2017 год. В финансовом секторе максимальная ежемесячная зарплата составила 560 000 тенге при медиане 111 815 тенге. В области СМИ, маркетинга, рекламы, BTL, PR, дизайна и продюсирования максимально получали 496 966 тенге, медианное значение — 119 274 тенге. Работники сферы «медицина, фармацевтика, аптеки» могли заработать 635 712 тенге, медиана — 119 274 тенге. Представители сферы «телекоммуникации и связь» могли рассчитывать максимально на 496 966 тенге, медиана — 121 088 тенге. Компании из отрасли нефти и газа предлагали максимально 504 000 тенге, медианное значение в этой сфере — 119 275 тенге.

В списке топ-5 профессиональных областей, по предоставленной HeadHunter информации, процент трудоустроенных женщин таков: начало карьеры — 13%, бухгалтерия — 9,6%, продажи — 7,3%, административный персонал — 6,6%, банки — 2,4%.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤