Как открыть школу бразильской борьбы в Казахстане
История Рустама Балабаева, который свое хобби превратил в бизнесБразильские единоборства давно завоевали популярность во всем мире. Капоэйра — не просто яркое единоборство с элементами акробатики, но и стиль жизни, вобравший в себя культурные традиции народа Бразилии: музыку, пение, танцы. Бразильское джиу-джитсу после более чем векового развития в этой стране стало основой подготовки лучших бойцов современного ММА и боев без правил. Рустам Балабаев, первым открывший академии капоэйры и бразильского джиу-джитсу в Казахстане, рассказал «Капитал.kz» о развитии этих видов единоборств в нашей стране.
От травмы до медалей чемпионатов мира и Европы
Академия Рустама Балабаева отличается тем, что большинство его борцов джиу-джитсу — зрелые люди, с успешной карьерой в бизнесе или на госслужбе. В занятиях борьбой они ищут не медали, а новые возможности для личного развития. Капоэйра же интересна школьникам и женщинам, хотя сложная акробатическая подготовка привлекает на занятия и джитсеров. По оценке Рустама Балабаева, занятия в его академии регулярно посещают 200 человек.
Рустам Балабаев — призер чемпионатов Европы и мира по бразильскому джиу-джитсу. В среде бразильских единоборств он известен как «Профессор» — это своего рода сан, дающий его владельцу право преподавать единоборства в любой точке мира.
Рустам Балабаев возглавляет в Казахстане созданные им представительства школы капоэйры — Axe Capoeira, и школы бразильского джиу-джитсу — Gracie Barra. С 2007 года — президент Федерации капоэйры Казахстана.
В Казахстане академия Axe Capoeira и Gracie Barra открыта в Алматы. Филиалы — в Актобе, Астане, Усть-Каменогорске и Экибастузе. Также есть филиалы в Бишкеке (только капоэйра), в Челябинске (только Gracie Barra), Санкт-Петербурге (капоэйра), скоро открывается школа Gracie Barra в Москве. Помимо этого, в текущем году Рустам Балабаев откроет собственную академию бразильских единоборств в Алматы, где будет преподавать лично.
Первые инвестиции
Рустам Балабаев вырос в Актобе, где окончил школу и экономический университет. В 5 лет начал заниматься спортивной гимнастикой, в 9 увлекся единоборствами. В 1997 году познакомился с основами капоэйры, стал искать информацию и тренироваться самостоятельно.
В 2001 году Рустам Балабаев получил серьезную травму, пришлось на время оставить тренировки. В это же время в Актобе началось широкое проникновение интернета. С его помощью Рустам связался с любителями капоэйры из Москвы, которые зарегистрировали свой клуб еще в 1999 году.
Договорившись о посещении семинара в Москве, Рустам Балабаев начал поиск единомышленников в Актобе. На призыв объединиться в клуб любителей капоэйры откликнулись 60 человек. «Люди поняли мой призыв как желание тренировать и пришли со спортивной формой. Пришлось проводить тренировки — это был сплав таеквондо, джиу-джитсу, вольной борьбы и акробатики. Я не скрывал, что и сам нахожусь в поисках своего тренера, люди меня поддерживали», — рассказывает он.
В 2003 году Рустам Балабаев поехал в Москву. Получил первые уроки капоэйры у Яна Шаститко, представителя школы Axe Capoeirа в России. Затем Ян Шаститко приехал с семинаром в Актобе. Он объяснил, что школы капоэйры традиционно развиваются вокруг персоны учителя, важно найти близкого по духу наставника и войти в его команду.
В качестве учителя Рустам выбрал Маркоса Антонио да Силву, основателя школы Axe Capoeira. В 2004 году он поехал в Польшу, где Маркос да Силва проводил семинар. «Мы много тренировались и общались с мастером. Он разрешил мне преподавать в Актобе от своего имени. В капоэйре все строится на слове тренера, не было никаких бумаг. Но он сказал: тебе нужна более серьезная подготовка, приезжай в мою школу в Канаду, — вспоминает Рустам Балабаев. — Да Силва сделал много для популяризации капоэйры во всем мире, переехав в 1992 году из Бразилии в Канаду. Благодаря ему в Канаде и Америке очень сильные традиции этой борьбы».
В 2004 году Рустам отправился в Ванкувер. «3 месяца тренировался в очень жестком графике, пришлось и работать: выступал в вечерних шоу, мыл посуду, снимался в массовке в фильмах. Увидел жизнь с иной стороны. Для меня перестала быть привлекательной жизнь бухгалтера, чем я зарабатывал на жизнь, я понял, что можно найти и другую реализацию, — рассказывает Рустам Балабаев. — В Актобе я вернулся с экипировкой, на которую потратил заработанные $3 тыс. Это была моя первая инвестиция».
После поездки в Канаду Рустам ушел из бухгалтерского дела, но тренировки не приносили достаточно средств: «Я вернулся в бухгалтерию и вечерами тренировал, днем выделял время для своих тренировок. Кстати, все три месяца, которые я провел в Канаде, группа капоэйры в Актобе тренировалась и даже развивалась, клуб постоянно набирал обороты. Но у меня появилась идея переехать в Алматы, мне казалось, что там перспектив будет больше».
Как работает франшиза?
В 2006 году Рустам Балабаев переехал в Алматы, где возглавил финансовую работу компании, имеющей филиалы во всех областях Казахстана. Параллельно проводил тренировки по капоэйре, для чего арендовал спортивный зал средней школы. «В Актобе на мои тренировки приходили в основном дети и старшие школьники. А в Алматы на тренировки стали собираться студенты и люди постарше, имеющие определенный жизненный опыт, — рассказывает Рустам Балабаев. — В 2007 году я провел в Алматы два больших шоу и семинары, приехали Маркос да Силва и Ян Шаститко. Я оплачивал им билеты и гонорары. Семинары были успешными. Я полагал, что эти инвестиции, если и не вернутся в качестве денег, то укрепят мое имя».
Как работает система распространения капоэйры во всем мире? Это своего рода система франшизы, которая до недавнего времени строилась не на юридических документах, а на устной договоренности мастера и ученика.
«В капоэйре сохранен эффект передачи боевого искусства от мастера ученику, существуют понятия преданности и предательства. Если ученик уходит от мастера, тому должны быть веские причины. В этом случае мастер дает некую рекомендацию всему миру капоэйры, например, публикуя открытое письмо в интернете, — рассказывает Рустам Балабаев. — Мастер всегда требует полной отдачи в капоэйре, ученик должен заслуживать своего уровня. У нас есть система гонораров, определяемая мастером. Мое звание в капоэйре — „профессор“, то есть „учитель“, соответственно ему я получаю гонорар».
Чтобы открыть свою школу, надо заплатить стартовый взнос — $800. Мастер выдает ежегодное представительное письмо с дипломом, которые подтверждают полномочия тренера. Далее делаются ежемесячные оплаты, которые зависят от количества учеников. «Во всем мире цены определяются уровнем жизни. В Казахстане мы платим по доллару за каждого ученика. В Канаде с человека — по 15 канадских долларов, в США — 15 американских долларов, — рассказывает Рустам Балабаев. — Для ученика ежемесячный взнос — 25 тыс. тенге, он дает доступ к тренировкам в удобное для него время. Дети получают доступ к двум дисциплинам — капоэйре и джиу-джитсу».
Экипировка капоэйриста всегда стоит $100. Это штаны, которые шьются только в Бразилии из полиамида, производимого в этой стране. Вывезти полиамид из страны можно только в качестве готовой продукции. Условия договора со школой капоэйры запрещают филиалам шить форму самостоятельно или использовать поставки несертифицированных производителей.
Знакомство с бразильским джиу-джитсу
В 2007 году Рустам Балабаев отправился изучать капоэйру в Бразилию, где познакомился с бразильским джиу-джитсу. «Это была академия Gracie Barra. Мне очень понравился ее стиль: не лакшери, тренировка практически под открытым небом, но есть ресепшен, выставлены медали и награды учеников школы, прошоп с профессиональной амуницией. Именно такой стиль я сейчас развиваю в своих школах, — рассказывает Рустам Балабаев. — Знакомство с бразильским джиу-джитсу изменило мое отношение к борьбе, до этого я развивался как поклонник ударных видов единоборств. Я получил у мастера разрешение в казахстанской школе капоэйры давать дополнительные занятия по джиу-джитсу».
В том же году Рустам Балабаев стал помимо капоэйры преподавать в Алматы и бразильское джиу-джитсу. Информация об этом распространилась на форумах, в зал стали приходить борцы, которые знакомились с борьбой в Америке во время учебы в университетах.
Когда борьба стала приносить прибыль
В 2008 году Рустам Балабаев принял решение полностью посвятить себя спорту. Он арендовал спортивный зал в центре Алматы. Аренда обходилась 250 тыс. тенге в месяц. Год спустя тренировки посещали 150 человек, абонемент тогда стоил $100, ежемесячная прибыль приблизилась к миллиону тенге.
В 2010 году в Алматы приехал мастер бразильского джиу-джитсу, который провел семинар и официально принял школу Рустама Балабаева в семью Gracie Barra. «Во главе семьи стоит Карлос Грэйси-младший, он получил образование в Америке и бизнес-процессы выстроил идеально. Мои ученики платят мне, но имеют право заниматься в любой из 500 школ во всем мире. Все детально прописано: от цвета абонементов до структуры тренировок. При старании из простой школы можно вырасти до премиального уровня. Мы сейчас пре-премиум, — рассказывает Рустам Балабаев. — Условия франшизы такие: для школы вступительный взнос в семью — 1000 евро, ежемесячная оплата равна стоимости двух ученических абонементов, их цена сейчас — 25 тыс. тенге. Школа Gracie Barra ориентирована на лучшие методики и снаряжение. Например, кимоно — только Storm, лучший в мире бренд для бразильского джиу-джитсу, оно стоит $100. У меня в Казахстане самые дорогие занятия по бразильскому джиу-джитсу, и я этим горжусь».
Сейчас Рустам Балабаев планирует следующие шаги своей карьеры. «Я хочу передать управление академией доверенному лицу, сохранив свои часы преподавания. Хочу создать школу инструкторов, которые в будущем смогут открывать собственные школы. Собираюсь открыть лакшери-академию на основе собственного имени. Люди будут там искать не Gracie Barra, а Рустама Балабаева. Я знаю, что таких людей много, поэтому пусть так и будет», — заключает Рустам Балабаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.