Рынок цветов достиг отметки $130 млн
Где вырастают цветы, которые продают в Казахстане?Дефицит информации и взаимная подозрительность делают рынок цветов непрозрачным и высокорисковым. Единственной стопроцентно оправданной инвестицией остается покупка роз и тюльпанов с целью перепродажи 14 февраля и 8 марта.
Ежегодно весной рынок цветов становится топовой темой. Однако подобно тому, как прекрасные бутоны цветов вырастают из скрытой от глаз корневой системы, цветочный рынок страны наглухо запечатал свои секреты и финансовые достижения. В силу разрозненности игроков и сильнейшей конкуренции, обостряющейся к 8 марта, крупные поставщики цветов ограничивают общение с исследователями рынка, чтобы не дать конкурентам и намека на свои бизнес-планы.
Именно так объяснил нежелание общаться с журналистом «Капитал.kz» управленец одной из крупнейших и старейших на рынке страны компаний по экспорту цветов. «Любой намек на вложения, которые делает компания к весеннему празднику, будет изучен конкурентами и проанализирован. Понимая обстоятельства существующего рыночного положения, они сделают выводы, весьма близкие к реальному положению вещей. При нужной расторопности они смогут предпринять шаги, которые лишат мою компанию ожидаемых продаж и прибыли. Поэтому компании-поставщики отказываются от общения с прессой в этот период», — подчеркнул пожелавший остаться неназванным управленец.
70% рынка — экспорт
Со всей определенностью о рынке цветов Казахстана можно сказать лишь то, что на 70% он обеспечивается экспортом. Существуют и свои производители, но ввиду высоких рисков, сопутствующих этому бизнесу, оценить их влияние на спрос/предложение непросто.
Как правило, производитель всегда в ущемленном положении, ведь, чтобы обеспечить урожай к началу марта, он должен сделать посевы в конце глубокой осени — начале зимы. Таким образом, он полностью зависим от конъюнктуры, которую сформируют весной крупные поставщики. «Работать круглый год нет смысла из-за неуверенности в спросе. Только 14 февраля и 8 марта обеспечивают гарантированные продажи цветов. Чтобы присутствовать на рынке круглый год, владельцы оранжерей должны обзавестись складами и холодильным оборудованием, но это не даст нам никаких преимуществ перед крупными экспортерами с отработанными вопросами хранения и логистики. Поэтому работать приходится только на весну и только с тюльпанами и розами, эксперименты с ассортиментом слишком дорого обходятся», — рассказал владелец небольшого оранжерейного хозяйства, расположенного близ Алматы.
Помимо этого, такие хозяйства конкурируют за контракты на работы по благоустройству городской территории. Тезис о том, что «8 Марта кормит целый год», для таких хозяйств неверен. «Нам постоянно надо помнить о балансе спроса и предложения. Лучше гарантированно продать привычный объем, чем рисковать и выращивать больше. В целом 8 Марта нам приносит едва ли месячный фонд оплаты труда», — признался собеседник.
В Казахстане существуют пять крупных тепличных хозяйств, ориентированных на внутреннее потребление. Но все внутренние производительные ресурсы пока способны обеспечить лишь 30% рынка. Могут ли цветоводы страны обеспечить весь спрос? Руководитель одного из старейших цветоводческих хозяйств Алматы на этот вопрос ответил утвердительно. По его словам, в прошлом цветочные хозяйства вполне справлялись с этой задачей. Более того, некоторые цветы, выведенные в Казахстане, по своим качествам признавались эталонными.
Рынок растет в объеме
Совсем недавно было принято считать, что цветочный рынок Казахстана оценивается в $100 млн. Как отразилось на этом показателе общее падение покупательской способности населения?
Как полагает Дильда Абишева, владелец онлайн-магазина цветов Dildini, этот показатель был преодолен три года назад и с тех пор вырос до $130 млн. По ее мнению, кризис — явление многогранное и в разных областях отражается нелинейно. В 80% случаев, если есть повод для подарка, люди выбирают именно цветы. Возможно, средний чек снизился, однако рост спроса это компенсирует. По ее мнению, рынок цветов выправляется, потому что растет цена на нефть и, соответственно, начинают расти сопутствующие сегменты экономики. В сравнении с развитыми странами частота потребления у нас ниже, но будет улучшаться. Так что перспективы, с ее точки зрения, самые замечательные.
Казахстан как часть глобальной цветочной сети
Где вырастают цветы, которые продают в Казахстане? Это Эквадор, Кения, Колумбия и Голландия. В силу исторической традиции Голландия выполняет еще и роль глобального хаба, распределяющего потоки этого товара по всему миру.
С первыми тремя странами все ясно: тут идеальные условия для выращивания цветов: средняя температура, влажность и давление. Голландия же заняла место в списке первых производителей благодаря многовековой традиции выращивания цветов и глобальных аукционов, а также дешевизне газа, горение которого обеспечивает нужный климат в теплицах.
Как заявил «Капитал.kz» один из собеседников, руководитель оранжерейного хозяйства, «если бы нам обеспечили условия, никакой экспорт был бы не нужен, цветоводы страны справились бы своими силами. Сейчас никакими специальными налогами экспорт цветов в страну не облагается. В итоге ввозить цветы через Голландию дешевле, чем даже из России и Китая».
По словам нашего пожелавшего остаться неназванным собеседника, для взрывного роста внутреннего производства цветов достаточно всего лишь обеспечить производителям круглогодичные продажи, то есть защитить рынок от экспорта. Даже и сейчас себестоимость выращенных в стране цветов в два раза ниже цены оптовой закупки цветов экспортных. Конечно, это без учета логистики и встраивания новых посреднических структур между производителем и покупателем. Однако гипотетическое троекратное расширение рынка сбыта гарантирует, что нужные структуры будут быстро сформированы.
Цветов много — конкуренции мало
Наименее конкурентная среда цветочного бизнеса — как ни странно, область прямых продаж. При всем обилии точек, торгующих цветами, войти на этот рынок до сих пор можно в любое время года с минимальными затратами, которые обеспечат самые широкие рыночные перспективы.
Дильда Абишева открыла онлайн-магазин цветов 14 февраля 2015 года и в тот же день заработала 7 тысяч тенге — это половина стипендии студента КазНУ, где она тогда училась. 8 марта того же года при условии более продуманной логистики и минимальном опыте общения с оптовиками дневной заработок составил уже 100 тысяч. «С тех пор рынок не изменился, он остается очень разрозненным, много мелких игроков, крупных нет. Так что все работают в одинаковых условиях, — считает Дильда Абишева. — Если кто-то уходит вперед, это не значит, что у них есть какие-то преимущества. При этом мы видим, что в рынке онлайн-продаж одежды или доставки еды появились лидеры с однозначными преимуществами — огромными клиентскими базами и выстроенными бизнес-процессами. А на рынке цветов не так».
За три года Дильда Абишева нашла оптимальную модель ведения бизнеса: онлайн-магазин плюс магазин офлайн. Инвестиции в вывеску, холодильное оборудование, столы для формирования букетов и цветочные витрины составили 1 млн тенге. Магазин главным образом используется как склад, вторая задача — реальная витрина виртуального магазина, гарантирующая покупателям качество букетов. Как правило, первый визит становится последним, в будущем покупатели полностью переводят отношения в онлайн-магазин.
По мнению Дильды Абишевой, вместимость онлайн-рынка цветов — около $4 млн с перспективами роста. Поэтому предприниматель делает ставку на развитие технологий, упрощающих ведение дела. «Мы инвестируем в технологические платформы: системы для учета заказов, программы учета запасов, контроль логистики. Какие-то решения пишем сами, сложные решения заказываем IT-специалистам, — рассказывает Дильда Абишева. — На разработку потратили несколько миллионов тенге. Инвесторов не ищем, справляемся сами. Когда мы вырастем, инвесторы сами нас найдут».
В планах предпринимателя — экспансия созданной модели в другие города Казахстана и даже в страны СНГ и Европу. «Мы создаем сплав системы обучения, распределения обязанностей, автоматизированного учета товаров. Когда решим проблему, сможем расширяться в любом направлении, — говорит Дильда Абишева. — Суть продуктов везде одинакова, даже глобальная цепочка поставок товаров одна. Поэтому непринципиально, куда доставлять цветы: в Алматы, Москву, Новосибирск или Шанхай. В любом случае речь идет о сопоставимых инвестициях. Но прежде надо четко прописать бизнес-процесс, помогающий поддерживать стандарт качества при должном уровне сервиса и оборота».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.