Кофейни учат казахстанцев ценить спешалти кофе
Как поделен рынок кофе в нашей странеПредставьте себе огромные гектары полей, усаженные невысокими зелеными кустами, строго разделенными между собой узенькими дорожками, присыпанными землей. Небольшой желтый комбайн умело протискивается между ними, чтобы собрать спелые ягоды, они потом станут кофейными зернами. На некоторых полях зерна и вовсе собирают вручную. Молодые люди с мешком в руках неспешно перебирают пальцами ветки кустарника. Именно так выглядит 1/5 часть Бразилии — самого масштабного производителя кофе в мире. По оценке Statista, страна производит около 55 млн шестидесятикилограммовых мешков с кофе или почти 40% от всего рынка. Торговля кофе остается одной из самых прибыльных отраслей в этой стране. Правительство Бразилии даже выделило около 2 млн гектаров сельскохозяйственных угодий для сбора зеленого кофе.
Что было, то и полюбили
Спрос на кофе на местном рынке создается усилиями разных игроков. Тут и коммерческий кофе из супермаркета, растворимый кофе в гранулах от транснациональных компаний и даже спешалти кофе от небольших заведений. В непрекращающейся борьбе за потребителя пока побеждает растворимый кофе. На него приходится чуть ли не 70% рынка. Но в этом нет ничего плохого, считает Канат Джетписов. Все дело в том, что растворимый кофе, так или иначе, подталкивает потребителя к тому, чтобы пойти дальше и попробовать кофе в зернах.
Кроме того, надо понимать, рост обеспечивают далеко не только кофейни. Кофе для супермаркетов или «коммерческий кофе», растворимый и кофе в зернах – все это формирует общую картину на рынке. Растворимый кофе все еще популярнее зернового, но доля рынка последнего, безусловно, растет. Открытие крупных международных сетей Costa Coffee или Starbucks, говорит о том, что большие компании заметили местного потребителя. Последний, кстати, очень сильно повлиял на увеличение рынка. Все стали сходить с ума по кофе в стаканчиках, с именем на нем, написанным маркером.
Напитки покрепче
Одним из главных препятствий для развития рынка игроки считают высокую арендную плату. Добавьте сюда затраты на закупку сырья и относительно низкую маржинальность, и на выходе мы получим рынок, ключевыми игроками на котором остаются либо энтузиасты и их малый бизнес, либо транснациональные компании.
«Некоторые считают, что фудкост у кофеен – 8%. Это же просто смешно. Такую стоимость можно приравнять к кофе из вендинговых машин, которые стоят в частных стоматологиях. У нас фудкост оценивается в 45%, так что высокая рентабельность для нас больше миф, чем реальное положение дел. У крупных франчайзинговых сетей на рынке ситуация складывается по-другому. При условии, что себестоимость чаши кофе 300-400 тенге, за счет итоговой цены в 1500 тенге рентабельность будет просто огромной», – делится Амир Акчурин, шеф-бариста DailyCoffee и учредитель CoffeeBuy.
Развитие отрасли во многом зависит от уровня дохода населения. Учитывая экономическую ситуацию в стране, в случае кризиса малому бизнесу будет сложнее спасти производство, чем иностранным компаниям. Еще одной проблемой игроки рынка называют также местное законодательство. «Казахстан – быстрорастущая страна, экономика растет быстрее, чем ее политическая инфраструктура и менталитет. Это вызывает трение между реальностью нового поколения и старой политической системой. Действующее законодательство реорганизуется в позитивном ключе, но я столкнулся со многими препятствиями», – говорит Матайс Олай, владелец Bowlers Coffee.
Канат Джетписов также считает, что законодательство не мешает, но оно не всегда помогает. «Мне кажется, что государство не должно помогать бизнесу напрямую. Скорей от такой помощи будет вреда, так как бизнес будет надеяться на помощь со стороны и не сможет полноценно развиваться», – говорит он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.