Перерастает ли студенческое братство в Казахстане в бизнес?
Как Enactus помогает студентам реализовывать бизнес-проектыЧто приходит на ум при фразе «студенческое братство»? В американской культуре такие сообщества остаются стержнем студенческой жизни. Конечно, молодежные комедии сильно извратили смысл этих слов, но изначально студенческие объединения нужны были для того, чтобы помогать друг другу в течение всего периода обучения, а затем — уже после окончания университета. Например, строить совместный бизнес. Своеобразным аналогом молодежных студенческих организаций в Казахстане можно считать Enactus — сообщество, где студенты университетов представляют не идеи, а уже существующие проекты, над которыми команда работала в течение долгого времени. Сама идея такой организации появилась еще в 1975 году в США и действует по тому же принципу, что и сейчас. В Enactus студенты реализуют бизнес-проекты, где основным критерием оценки остается повышение уровня жизни населения через бизнес и предпринимательство. «Капитал.kz» собрал четыре бизнес-истории о молодых предпринимателях, которые завершили свое обучение в Enactus и построили успешный бизнес.
Дизайн-студия. Алмас Мухаметов
Наверное, для меня выбор ниши был очень сложным решением. Когда ты только собираешься открыть бизнес, непонятно практически все то, что с этим связано. Где брать первых клиентов? Как потом с ними работать? Как находить партнеров, вести базу, продвигать себя и свои услуги? Как уже позже выяснилось, даже возраст играл свою роль. Дело в том, что когда тебе всего 25 лет, но ты уже руководитель, большинство заказчиков относятся к тебе с небольшим недоверием. Тем более что местный менталитет позволяет людям указывать, как тебе работать, заранее посчитав тебя слишком молодым.
Открыть собственный бизнес с нуля не так сложно, как кажется, однако большинство начинающих предпринимателей не знают, с чего именно нужно начать и какую сферу бизнеса выбрать. Если бы не опыт в Enactus, думаю, я бы давно сдался. Мне приходилось учиться контролировать свои эмоции и помнить, что клиент прав, даже если он не разбирается в процессах работы. Именно понимание того, что не бывает такого, что все сразу будет безупречно, помогло мне позже открыть дизайн-студию.
Постепенно компания стала расти. Сегодня у нас в команде работают уже 20 человек, а годовой оборот достиг 50 млн тенге. Очень важно понять, что опыт, который я получил в Enactus, научил менять, использовать имеющиеся ресурсы и достигать результатов. За время работы на рынке мы выполнили более 4 тыс. заказов. Конечно, среди них были и те, кто остался недоволен нашей работой, но процент таких заказчиков не переходит отметку в 5% от общего количества.
Интернет-маркетинг и бренд-стратегии. Ержан Алимбеков
После окончания университета и участия в мировом первенстве в Йоханнесбурге я открыл собственную компанию, где консультировал малый и средний бизнес в вопросах того, как повышать продажи с помощью интернет-маркетинга и построить бренд-стратегию. Часть работы я отдал на аутсорсинг, так как первое время работал один. Уже позже, когда проектов стало больше, я начал подыскивать сотрудников. К этому времени я познакомился с Ануаром, который также был экс-участником команды Enactus. Зная, что Enactus объединяет сильных и предприимчивых людей, с которыми можно и нужно создавать общее дело, я пригласил Ануара работать к нам. Сейчас у нас работает еще пять человек.
На начальном этапе вложения составили 120 тыс. тенге. В основном это были деньги на аренду и покупку мебели в офис. На самом деле, чтобы заняться тем, чем занимается наша компания, не нужны огромные вложения. Телефон и ноутбук – это минимум, который позволит привлекать клиентов и оказывать услуги, даже если ты находишься на другом конце Земли.
Мне кажется, что я стал трансформироваться после участия в мировом кубке Enactus, ведь на меня сильное впечатление произвели зарубежные предприниматели, их культура и их отношение к предпринимательству. Как мне кажется, для зарубежного бизнеса создание компании – это целая наука, где для развития компании строится стратегический план, чтобы суметь с помощью конечного продукта доносить до потребителя ценности компании.
SMM-продвижение. Айдар Какабаев
В 2016 году я занялся продвижением компаний в интернете, разработкой сайтов и SMM-продвижением. Возможности интернета безграничны, поэтому здесь я видел потенциал и отличную нишу для работы. Собрав хорошую базу фрилансеров на различных форумах, я начал работать в этом направлении. Enactus помог в навыках проектного менеджмента. Когда есть сроки и ответственность, необходимо доводить работу до конца. Также опыт ведения переговоров и презентации. Мне кажется, что важной частью стала командная работа, которую ведут студенты при реализации проектов.
Особых трудностей в открытии компании не было. Иногда попадались привередливые клиенты, которые хотели почти бесплатно получить хороший результат. Нужно было просто найти к ним подход, проявить гибкость и показать итоговые результаты работы. Как и у любого бизнеса, в моем случае хорошо сработало сарафанное радио. Сейчас моими основными заказчиками остаются компании в строительной сфере. Не могу сказать, что на начальном этапе у меня были какие-то серьезные вложения. Небольшой бюджет на рекламу – вот на что пришлось потратиться.
Протезно-ортопедические изделия. Раимбек Тыналин
В начале 2006 года команда нашего университета стала национальным чемпионом и полетела представлять Казахстан на международные соревнования в Париж. Там я заметил, что на улицах города есть все условия для передвижения людей с повышенными потребностями. Это произвело на меня большое впечатление, так как в нашей стране на тот момент какие-либо приспособления были редкостью. Участие сыграло очень важную роль в том, каким образом я стал строить свой бизнес дальше. Вернувшись домой, я стал изучать местный рынок, чтобы понять, насколько необходимы специальные приспособления для тех, кто в них нуждался. Тогда же я понял, что проблема состояла в низком качестве продукции и отсутствии условий для передвижения или посещения каких-либо учреждений. Я пытался решить эту проблему при помощи привлечения спонсоров со стороны действующих предпринимателей, обращения в различные учреждения, но, возможно, из-за отсутствия практического опыта в работе в этой сфере сделать что-то так и не получилось.
Через несколько лет я снова отправился вместе с Enactus на очередные международные соревнования в Малайзию, на которые уже поехал в качестве наблюдателя и выпускника программы Enactus. Как раз во время соревнований я познакомился с директором по региональному развитию в странах СНГ и Азии компании Ottobock. Компания занималась поставками протезно-ортопедических изделий. Уже позже мы стали работать в тандеме: компания поставляла комплектующие составляющие и оборудование, а я работал с конечным потребителем в Казахстане. Так продолжалось до 2016 года, но в результате введения свободного курса валюты работать, как раньше, стало не выгодно: цены на продукцию перестали быть такими привлекательными.
Уже позже я стал работать с компанией, которая занималась производством оборудования и реагентов, необходимых для проведения секвенирования (общее название методов, которые позволяют установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК, – ред.). Дело в том, что сейчас цена оборудования и реагентов формируется не в результате завышенных надбавок, а с учетом реальной стоимости и затрат на доставку. Открытие официального представительства у нас в стране дает возможность научно-исследовательским институтам и сотрудникам работать в более выгодных условиях.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.