2018 год: битва гостиничных звезд
Кто конкурирует с отелями и что предпочитают гости?«Гостиничный бизнес так же, как и другие секторы экономики, подвергается сейчас влиянию мирового кризиса. Снижение покупательской способности и уменьшение объемов инвестиций в страну напрямую отражается на операционной деятельности гостиниц. В целом, нынешняя неопределенная ситуация на рынке не дает возможности точно прогнозировать дальнейшее развитие отрасли», — Светлана Мендеш, финансовый директор группы компаний Chagala, говорит о том, как гостиничный рынок Казахстана чувствовал себя в прошлом году.
В Астане, по ее словам, уровень развития рынка высок: здесь пятизвездочные отели могут на равных конкурировать с западными отелями такого класса, а завершившаяся в сентябре выставка «ЭКСПО-2017» стала самым мощным драйвером для развития рынка недвижимости в столице. «Другой вопрос, как отрасль будет работать без такого мощного потока туристов. Мы узнаем об этом в ближайшие два-три года», — считает собеседница.
В Алматы же, по ее мнению, достаточно сбалансированное предложение на гостиничные услуги, тем не менее отели премиального класса остаются лидерами как по своему количеству, так и по номерному фонду.
В регионах ситуация несколько иная. «Поскольку Chagala ведет свою деятельность в трех областях Западного Казахстана, мы сразу видим, как сильно рынки отличаются друг от друга. Например, в Уральске все еще нет „пятерок“, да и международные сети не торопятся покорять этот регион ввиду недостаточного развития городской инфраструктуры. В Актау же, наоборот, несмотря на перенасыщение объектов премиального размещения, продолжают открываться четырех и пятизвездочные отели. Что касается Атырау, то там развитие гостиничного бизнеса напрямую зависит от проектов на месторождениях Кашаган и Тенгиз», — делает зарисовку рынка Светлана Мендеш.
Кроме того, отмечает эксперт, гостиничный бизнес напрямую зависит от развития туристской отрасли. Государство предпринимает меры для развития туризма, для привлечения внимания к стране, но для получения результатов этих усилий требуется время.
Конференц-залы вызывают интерес
Шейхмус Есин, генеральный директор Crown Star (гостиница «Казахстан»), также говорит о последствиях глобального экономического кризиса — они сказались и на уровне спроса на гостиничные услуги в РК. «Надо отметить, что массовые мероприятия, проходящие в Казахстане в последние годы („ЭКСПО“, Универсиада
В качестве одной из самых заметных тенденций на гостиничном рынке Шейхмус Есин называет увеличение трафика в конференц-залах в гостиницах и рост продаж именно в данном направлении. Это объясняется тем, что граждане Алматы стали очень часто посещать мастер-классы известных блогеров, писателей, психологов, которые проводятся в конференц-залах гостиниц.
Инвесторам интересны «быстрые» проекты
Прошлый год был богат на открытия: на рынке появились люксовые отели The Ritz-Carlton, Astana и St. Regis Hotels & Resorts Astana, а также множество других отелей пяти и четырех звезд, отмечает Светлана Мендеш.
«Гостиничный рынок в Казахстане развивается динамично, но не равномерно. Несмотря на то, что у Казахстана огромный потенциал для развития международного и регионального туризма, в стране процветает исключительно деловой туризм. В связи с этим основной прирост количества гостиниц происходит за счет пятизвездочных отелей и мировых сетей. Ввиду специфики бизнеса, в частности, необходимости значительных инвестиций и долгого срока окупаемости проектов, достаточно трудно найти партнеров для финансирования среди местных игроков», — комментирует эксперт.
Многие инвесторы, по ее словам, заинтересованы в «быстрых» проектах с коротким сроком возврата вложенных инвестиций. Объем инвестиций напрямую зависит от категории гостиницы и номерного фонда в любом регионе. «Например, говоря условно, хостел с 10 спальными местами может окупиться в течение нескольких месяцев, а гостиничный комплекс на 200 номеров — в течение нескольких лет», — говорит спикер.
Шейхмус Есин отмечает, что инвестиции в гостиничный бизнес, безусловно, долгосрочные. Для того чтобы выйти на финишную прямую окупаемости, необходимо 10−20 лет — для отелей четырех и пяти звезд. Гостиницы в низком ценовом сегменте могут выйти на окупаемость уже через 7−10 лет.
Цены сохраняют стабильность
Оба собеседника «Капитал.kz» говорят о стабильности цен на номера в гостиницах в Казахстане. Шейхмус Есин так характеризует ситуацию: «Стоимость проживания в казахстанских гостиницах за последние несколько лет практически не изменилась, колебания в ценах продаж номерного фонда минимальны и незначительны, даже наблюдается тенденция снижения цен за проживание в отелях».
Светлана Мендеш соглашается с такой характеристикой: «В среднем цены на проживание в отелях страны остаются стабильными». Она приводит данные из официальных источников: за 2017 год стоимость проживания увеличилась всего на 4,4% по сравнению с предыдущим годом, при этом годовая инфляция за этот же период составила 7,1%.
«В некоторых регионах наблюдается понижение цен. Это связано либо с ростом конкуренции, либо с отсутствием должного спроса. В то же время в Астане за последний год цены повысились в среднем на 26,6%», — комментирует эксперт.
Бренд становится менее важным
Светлана Мендеш считает, что больших скачков на рынке гостиничного хозяйства в этом году не предвидится. «Учитывая стоимость краткосрочной аренды квартир, частный сектор продолжит конкурировать с отелями. Что касается тенденций, мы видим, что такой продукт, как апарт-отели и апартаменты с обслуживанием, пользуется все большим спросом в соседних странах, например, в России и Украине. Предполагаем, что эта тенденция будет набирать обороты и в Казахстане», — говорит собеседница.
Проведение EXPO дало дополнительный толчок развитию внутреннего туризма, что может обеспечить хостелы и бюджетные отели определенной долей рынка, продолжает финансовый директор группы компаний Chagala.
В то же время командированные бизнесмены или корпоративные группы, по ее словам, легче относятся к более высокой стоимости номеров и дорогим блюдам в гостиничных ресторанах, поэтому их предпочтения останутся за «пятеркой» и отелями крупных брендов. «Тем не менее, следует отметить, что в последнее время такой сегмент туристов уже менее ориентирован на бренд», — отмечает спикер. Она объясняет это тем, что корпоративный сегмент, став более разборчивым и руководствуясь программами по экономии затрат, выбирает отель для проживания больше по соотношению «цена-качество», нежели по бренду мировой сети. «Гибкость при выборе гостиницы позволяет отелям категории „3−4 звезды“ конкурировать с пятизвездочными отелями. Такая тенденция может помочь местным игрокам укрепиться на рынке», — считает Светлана Мендеш.
Шейхмус Есин также прогнозирует снижение цен на проживание в гостиницах — как один из вариантов, и снижение, по мнению спикера, может составить 5−10%. Второй вариант — стоимость проживания в казахстанских гостиницах останется прежней.
«Конкуренция на рынке высока, и гости отдают предпочтение тем отелям, которые предлагают интересные цены при очень высоком уровне сервиса и полном пакете услуг. Именно упор на повышение качества сервиса и уровня обслуживания будет тенденцией 2018 года», — заключает генеральный директор Crown Star.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.