Как открыть производство көже и почему на него есть спрос в Китае?
В компании Nomad Drinks также рассказали, чем полезны злаковые напиткиИздавна казахский народ ежедневно потреблял традиционный напиток — көже. Наурыз көже является одним их ярких примеров. Рецепт этого лакомства включает воду, мясо, соль, жир, муку, злаки и молоко. Состав компонентов көже в различных регионах Казахстана мог выглядеть по-своему. Например, кто-то добавляет рис, кто-то перловку. Продукты можно было миксовать как угодно. Ценность көже заключается в том, что он настолько питателен, что им не только можно утолить голод и жажду, но восполнить нехватку микроэлементов. А между тем, в отличие от других кисломолочных напитков, көже редко можно было встретить на полках гипермаркетов или дисконт-центров. Ситуацию решили исправить два друга, которые несколько лет проработали банковскими клерками и в 2015 году решили сменить белые воротнички на стерильные халаты. В Алматы они запустили производство көже на основе ячменя и перловой крупы. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с совладельцами компании Nomad Drinks Ерланом Калдыгожиным и Керимом Байтик и узнал, сколько инвестиций потребовалось для запуска бизнеса, чем полезен көже и сколько времени пришлось ждать предпринимателям, чтобы их напиток попал на полки крупных магазинов города Алматы.
— Расскажите, как вам пришла идея запустить производство көже?
Ерлан: Мы познакомились с Керимом в 2008 году, когда он устроился на работу в банк, где я на тот момент работал. Через несколько лет Керим сменил банковскую сферу на строительную, я же остался в финансовой. В 2015 году мы увиделись на встрече банковских коллег, с которыми мы с Керимом работали. Интересно, что тогда Керим и озвучил мне идею о том, что он хотел бы возродить культуру потребления здоровых кисломолочных напитков в Казахстане. И, знаете, я подумал: а почему бы и нет? В общем, с того дня началась работа над рецептурой.
Керим: Көже я пробовал еще в детстве, это лакомство готовила моя бабушка. Многие семьи в том селе, где я рос, тоже варили көже. Көже — не простой напиток, дело в том, что он спасал от голодной смерти тысячи наших предков-кочевников, был подспорьем любому перекусу. Ну и, конечно, көже всегда украшал каждый стол.
— На тот момент, когда вам пришла идея запустить производство злаковых напитков, можно ли было встретить аналогичные напитки в гипермаркетах?
Ерлан: По нашим оценкам, они были, но их качество оставляло желать лучшего. Для того чтобы запустить бизнес, нам потребовалось 300 тыс. долларов. Около двух лет ушло только на то, чтобы разработать рецептуру злаковых напитков. С проработкой рецепта нам помогли Казахская академия питания и Алматинский технологический университет (АТУ). Мы изучили тысячи рецептур всего Среднеазиатского региона, но в итоге решили создать два продукта: ячменный напиток «Арпа көже» и кисломолочный напиток с добавлением перловой крупы «Шалап көже».
Весь 2015 год ушел на поиск производственного оборудования, это оказалось сложнее, чем мы предполагали. Сначала мы приобрели одно оборудование, но оказалось, что оно нам не подходит, нас попросту обманули. Понимаете, того көже, который мы хотели производить, не было в магазинах, поэтому нам негде было черпать опыт, не было соответствующих технологов, которые могли бы дать грамотный совет. В этом и была основная проблема.
Впрочем, в начале 2016 года нам все-таки удалось найти специалистов, которые подсказали нам, где можно приобрести оборудование и на что нужно обращать внимание при его покупке. На тестирование напитка у нас ушло около года, ведь нам нужно было понять сроки его хранения, процессы брожения, как он ведет себя при разных температурных режимах. Итого, чтобы вывести наши злаковые напитки на рынок, нам потребовалось два года. Наши «Арпа көже» и «Шалап көже» появились на полках магазинов Алматы в мае 2017 года.
— Расскажите подробнее о напитках…
Ерлан: Традиционные злаковые напитки в связи с урбанизацией незаслуженно забыты. Раньше они были самым важным продуктом после мяса. Наши предки готовили көже через кипячение талкана, полученного из обжаренных зерен, и закваски. Есть множество рецептов приготовления көже, мы же решили попробовать изготавливать көже на основе ячменя и перловой крупы. К примеру, напиток «Арпа көже» — это натуральный продукт живого брожения из дробленого нешлифованного ячменя. Именно в неочищенном ячмене, точнее в его шелухе, содержится очень много микроэлементов и витаминов групп «А» и «B». Технология приготовления заключается в том, что нешлифованный ячмень измельчается в мелкую муку, обжаривается, после в эту массу добавляются вода и закваски, то есть в этом продукте мы не используем молоко. «Арпа көже» — слабогазированный напиток, но газ образовался за счет живого процесса брожения.
Напиток «Шалап-көже» — это кисломолочный напиток, который изготавливается с добавлением перловой крупы и айрана. Перловка — это обработанные зерна ячменя. В зернах ячменя, как я говорил ранее, очень много витаминов и микроэлементов. Особенно полезна перловка детям, потому что в ее составе находятся такие элементы, как кальций, железо, калий, йод, вся линейка витаминов групп A, B.& Одним словом, без этих элементов не может обойтись растущий организм.
Этот напиток не газированный, его уникальность в том, что он содержит коллаген, который благотворно влияет на клетки кожи, волос и ногтей человека.
Наши напитки идеально подойдут для любителей жирной еды, спортсменов, желающих похудеть. Көже нормализует работу желудочно-кишечного тракта после употребления жирной и калорийной пищи, стимулирует обмен веществ.
Очень полезна перловка при таких заболеваниях, как диабет и желчекаменная болезнь. Крупа содержит много клетчатки, которая нормализует работу кишечника и способствует его очищению.
Перловка полезна при заболеваниях печени, ее употребляют для повышения лактации у кормящих женщин, в качестве успокаивающего и кровоочистительного средства. Отвар ячменного солода препятствует образованию опухолей на ранних стадиях, улучшает обмен веществ в организме.
Знаете, мы рекомендовали наши кисломолочные напитки родным и друзьям, которые испытывали проблемы со здоровьем. И, знаете, мы увидели улучшение у тех, у кого была изжога, псориаз, проблемы с ЖКТ.& Нашу продукцию рекомендуем пить тем, кто активно занимается спортом, хочет похудеть или снять похмельный синдром.
— Где вы приобретаете сырье для приготовления напитков?
Керим: Все компоненты, которые мы используем, казахстанские. Молоко покупаем в Талдыкоргане, злаки — в Костанае, этикетки и бутылочные капсулы — в Алматы.
— Насколько загружен ваш производственный цех?
Керим: Мощность нашего цеха — две тонны коже в сутки. С 2018 года мы планируем увеличить производственные мощности в два раза. Сейчас наши мощности загружены на 50%.
— По вашим оценкам, когда ваши инвестиции могут окупиться?
Керим: Предположительно, в 2018 году.
— Вы просчитывали уровень потребности казахстанцев в ваших напитках?
Керим: Мы делали расчеты по Шымкенту, Таразу, потому что они являются более показательными. В южных регионах культура потребления коже, да и в целом кисломолочных напитков, очень развита. По нашим оценкам, в теплое время суточная потребность южного региона в коже может достигать около десяти тонны. Представляете, какой огромный рынок можно освоить, поэтому мы планируем в дальнейшем инвестировать в расширение производства, выходить на другие рынки.
— А какие рынки вы покрываете в настоящее время?
Керим: Алматы и Алматинскую область, также были поставки в такие города, как Тараз и Шымкент. Большой спрос на коже прослеживается в южных регионах.
— Какова себестоимость одного литра вашего напитка?
Ерлан: Себестоимость одного литра коже в таре составляет около 200 тенге. Так как у нас культура потребления заводского көже только зарождается, мы предложили рынку наши напитки по минимальной цене. Нашу продукцию можно приобрести в торговых точках категории «А»: Magnum Cash&Carry, «Арзане», «Реалисте», «Тоймарте», «Рамсторе», Interfood. Там наши напитки продаются в пределах от 200 до 300 тенге.
— Бытует мнение, чтобы попасть на полки какого-то крупного гипермаркета, нужно заплатить за «входной билет». Так ли это?
Керим: У каждой торговой точки есть свои правила игры, обычно для казахстанских производителей делаются определенные поблажки. Действительно, есть много мифов о том, что за «входной билет» на полки дискаунтеров нужно заплатить, но нас эта проблема не коснулась. Но, все-таки сложность заключалась в том, чтобы убедить гипермаркет в конкурентоспособности своей продукции. Ведь гипермаркету легче оставить на полке известные, разрекламированные бренды, чем привлечь новые, нераскрученные. В связи с этим мы столкнулись с еще одной проблемой — очень долгий процесс принятия решения крупным гипермаркетом. К примеру, чтобы заключить договор с одним из крупных дискаунтеров мы ждали 1,5 года. Дело в том, что мы ждали, пока в гипермаркете появится квота на полку. В некоторых гипермаркетах процесс ожидания может занять от трех месяцев до полугода.
— Наверное, перед тем как выпустить свои напитки, вы промониторили молочные, кисломолочные напитки в магазинах… Возможно, вы проводили дегустацию. Устроило ли вас качество той продукции, которая была на полках?
— Керим: Считаю, что качество молочной продукции у нас в гипермаркетах достойное.
— В своем производстве вы используете сухое молоко?
— Керим: Нет, только натуральное. Повторюсь, что мы приобретаем молоко в Талдыкоргане, оно не успевает испортиться.
— Есть ли у вас планы по расширению ассортимента злаковых напитков?
— Керим: В настоящее время мы тесно работаем с Алматинским технологическим университетом (АТУ), с известным процессором Мариям Алимардановой. Вместе с ней мы разрабатываем көже с более длительным сроком хранения. Сейчас наши напитки хранятся при температуре плюс 6 градусов не свыше 35 дней. Наша продукция без ГМО, без консервантов и поэтому она имеет такой короткий срок хранения.
Сейчас мы с АТУ разрабатываем рецептуру нового злакового напитка, он будет похож на газированный коктейль. Это будет что-то промежуточное между лимонадом и коже.
Также у нас в планах производить лимонад, который будет иметь приятный, мягкий злаковый привкус, технология такого напитка уже прорабатывается. Нигде в мире нет аналогов этого напитка.
— Но чтобы увеличить сроки хранения вам придется прибегнуть к консервантам…
— Керим: Мы не хотим идти этим путем, хотим найти формулу, которая помогла бы нам не использовать консервантов. Тем более, мы не хотим увеличивать срок хранения көже на полгода или на год, а только на 2−3 месяца.
— Проявляют ли интерес к вашей продукции другие страны?
— Керим: Недавно нам позвонил категорийный менеджер из российской крупной торговой дисконт сети. С их помощью мы можем охватить северный Казахстан, в дальнейшем и российский рынок: Омск, Астрахань, Оренбург. Также к нашем напиткам проявили интерес этнические казахи и киргизы, которые проживают в Китае. То есть потребность в коже есть не только в Казахстане, но и за его пределами.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.