Корпоративное волонтерство поколения Y
Баланс бизнеса и социальной ответственностиСоблюдение принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) – сегодня неотъемлемый элемент в стратегии развития ведущих компаний как международных, так и крупных казахстанских. И зачастую это не просто концепция, по которой они выстраивают свои бизнес-процессы, а целая философия предприятия. Она подразумевает соблюдение баланса интересов и построение добросовестных отношений со всеми участниками рынка. И с каждым годом все больше компаний приходят к пониманию того, что устойчивое развитие тесно связано с ключевыми общественными ценностями. Как показывает практика, социально активное поведение напрямую влияет и на репутацию бизнеса: сокращается текучесть кадров, увеличивается ценность бренда и возрастает лояльность клиентов. О важности корпоративной социальной ответственности корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал Бахтиёр Эшонкулов, партнер аудиторской практики и председатель благотворительного комитета EY в Казахстане.
– Бахтиёр Назаралиевич, какое место КСО занимает в практике компании EY?
– Вопросам КСО в EY внимание уделяется на самом высоком уровне. Это часть нашей глобальной стратегии и наши сотрудники это знают. Например, в EY есть международная программа поощрения заслуг работников под названием «Better begins with you». В ней предусмотрены 4 номинации, три из которых носят бизнес-характер (сервис, инновации, лидерство), а четвертая как раз отмечает заслуги именно в области социальных проектов. Ежегодно сотрудники офисов EY по всему миру номинируют отдельных коллег и целые команды в этих категориях. Глобальные финалисты получают от EY по $250 тыс. на дальнейшую реализацию проектов по этим направлениям. Сам факт присутствия социальной номинации наряду с бизнес-номинациями в этой глобальной программе говорит сам за себя – для нас принципы КСО очень ценны.
– Есть ли определенные подходы в отношении КСО в вашей организации?
– Во всех регионах присутствия EY мы придерживаемся единого подхода реализации КСО. Наш фокус направлен на повышение доступности образования, развитие предпринимательства, расширение экономических возможностей социально-уязвимых групп населения, а также содействие в обеспечении экологической устойчивости. Мы в первую очередь консультанты и наш бизнес строится на собственных знаниях и экспертизе. Помимо инвестирования компанией средств в инициативы КСО, мы отводим много времени на обучение и донесение информации своей целевой аудитории. В английском языке есть слово «empowering» – оно означает, что мы воодушевляем и расширяем возможности людей с потенциалом посредством того, что делимся с ними своими ценными знаниями.
– В каких из названных вами направлений КСО сосредоточена казахстанская практика EY?
– Внутри EY мы разделяем понятия «благотворительность» и «корпоративное волонтерство». При этом оба понятия являются частью нашей программы по КСО. Когда мы говорим о благотворительности, мы подразумеваем реализацию бюджета на благотворительность. В течение финансового года по утвержденной смете мы закупаем предметы первой необходимости для социально-уязвимых групп населения. Кстати, сотрудники по своему желанию вовлекаются в процесс на разных этапах. Например, координируют работу с общественным фондом, доставляют продуктовые корзины ветеранам и прочее.
В казахстанской практике мы определили для себя приоритетные группы получателей благотворительной помощи. Это ветераны ВОВ и труда, малообеспеченные многодетные семьи, дети с особенностями в развитии и онкологическими заболеваниями, а также воспитанники детских домов. За последний финансовый год компания направила на благотворительность около 4 млн. тенге. Казахстанский офис EY придерживается общих практик нашей глобальной организации, и перечисленные направления им соответствуют. Естественно, в глобальных масштабах EY оказывает помощь гораздо большему количеству и разнообразию групп.
Что касается корпоративного волонтерства, то к этой категории EY относит проекты, в которых сотрудники по собственной инициативе и на безвозмездной основе делятся профессиональным опытом и экспертизой с различными группами. Причем не столько с нуждающимися, сколько с перспективными. Это могут быть студенты, которые «ищут себя» и пытаются определиться с карьерным направлением, молодые начинающие и социальные предприниматели, технологичные стартапы, ремесленники, самозанятые, люди с инвалидностью, подопечные детских домов, готовящиеся к самостоятельной жизни. В этом году около 40 корпоративных волонтеров, представляющие различные департаменты и отделы практики EY в Алматы и Астане, уделили время проведению мастер-классов и консультационных сессий с представителями перечисленных групп. Финансового компонента в проектах корпоративного волонтерства нет.
Не так давно мы включили культурное направление в свою местную программу КСО. Так, в начале года компания EY в лице Ерлана Досымбекова, управляющего партнера по Казахстану и Центральной Азии, вошла в Попечительский совет Государственного музея искусств РК им. А.Кастеева с целью поддерживать музей и его инициативы, направленные на популяризацию изобразительного искусства в стране.
– Значимость инициатив КСО для общества понятна – это дело полезное. В чем же ценность для компании и для сотрудников?
– Правильно выстроенная и эффективно реализуемая стратегия КСО позволяет компании развивать корпоративную культуру и бренд работодателя. Через социальные инициативы хорошо коммуницируются и воспринимаются ценности компании. Во многом, это инструмент объединения коллектива. Сотрудникам-волонтерам участие в КСО дает возможность реализовать личный потенциал, ощутить свою полезность для общества, получить удовольствие от совершенного доброго дела и общения с единомышленниками. Кроме того, это еще и способ развить свой эмоциональный интеллект, что сегодня немаловажно.
– Бахтиёр Назаралиевич, приходится ли вам как председателю благотворительного комитета EY в Казахстане дополнительно работать над мотивированием сотрудников вступать в ряды волонтеров? Насколько охотно они присоединяются к социальным проектам?
– Основной костяк коллектива EY – это миллениалы, так называемое поколение Y. Их особенность состоит в том, что в отличие от предыдущего поколения они не довольствуются понятиями стабильности, т.е. просто фактом наличия хорошей работы и достойной компенсации. Они стремятся быть частью по-настоящему значимых для них проектов, как в бизнесе, так и общественной жизни.
КСО представляет таким ребятам массу возможностей проявить себя, и поэтому мне не приходится прилагать дополнительных усилий по мотивированию сотрудников. Скорее наоборот, иногда бывает, что нужно умерить пыл волонтеров, которые хотят успеть все на свете и помочь всем. В таких ситуациях я напоминаю ребятам о том, что немаловажно придерживаться фокуса и работать с определенной группой или фондом на долгосрочную перспективу, последовательно и регулярно содействуя в решении той или иной задачи.
Не стоит забывать, что в социальный проект человек приходит в определенном состоянии сознания – когда возникает потребность отдавать и делиться. Многие сотрудники, проработав несколько лет в компании, оценив вклад EY в свой профессиональный рост и развитие, понимают, что хотят и готовы делиться накопленными знаниями и опытом. Сначала сотрудник может пробовать вести обучение внутри EY, например, для новичков. Дальше – больше и на каком-то этапе мы наблюдаем, как сотрудник реализует свой талант, проводя обучающие сессии для студентов вузов или начинающих предпринимателей на площадках бизнес-инкубаторов. Некоторые сотрудники решаются стать наставниками воспитанникам детских домов. Это естественный процесс, который проходит вне каких-либо программ мотивации со стороны компании.
– Иногда возникает впечатление, что множество компаний помогает одним и тем же группам, причем одинаково. Какие особенные проекты делает EY?
– Для меня важно, чтобы вклад EY и наших людей оставлял след в сердцах и умах получателей помощи. Но еще важнее, чтобы наша встреча могла произвести не просто хорошее впечатление, но и содействовала важным положительным переменам. Один из наиболее последних проектов компании, который, я считаю, обладает всеми названными свойствами – это серия тематических занятий специалистов EY с воспитанниками детских домов в рамках программы «Наставники», курируемой фондом «Дара». Мы уже провели 2 сезона этого проекта – в Астане и Алматы, и намерены продолжить работу в этом направлении.
При содействии координаторов фонда «Дара» мы разработали уникальную программу из 7 занятий, призванную подготовить ребят в возрасте от 14 лет и старше, а также учеников старших классов к выходу на рынок труда. Таким образом помочь им осознать свои сильные стороны и приступить к планированию самостоятельной жизни. Мы включили такие актуальные темы, как: «Как найти работу: поиск, составление резюме и собеседование», «Базовые навыки делового общения: телефонный этикет» и другие.
С участниками проекта мы обсудили основы трудового законодательства, особенности взаимодействия с финансовыми учреждениями, важность бдительного отношения к собственности, к своим правам и обязанностям. Вместе с ними мы развивали навыки публичных выступлений, моделировали разные ситуации в рабочем контексте и учились правильно на них реагировать. Участники проекта получили полезные практические рекомендации по тайм-менеджменту, постановке задач и повышению конкурентоспособности. В будущем мы планируем усилить обучающую программу.
– Бахтиёр Назаралиевич, говоря о благотворительных проектах с финансовой составляющей, стимулирует ли EY личные взносы сотрудников?
– В EY есть ежегодный бюджет на благотворительные закупы. И как таковой необходимости сотрудникам вкладывать личные деньги в определенный проект нет. Впрочем, иногда через каналы нашего благотворительного комитета мы предлагаем сотрудникам внести личный вклад, далее они действуют исходя из своих соображений.
К примеру, дважды за прошедший год мы предоставляли помещение EY для проведения благотворительной ярмарки творческой студией «Special Art», которая функционирует при Ассоциации родителей детей-инвалидов «АРДИ». На ней были представлены изделия ручной работы, которые изготовили дети и молодые люди со специальными потребностями. Все они обучаются прикладному искусству в «Special Art». У сотрудников EY была прекрасная возможность приобрести сувениры и аксессуары для личного пользования или в подарок и тем самым внести свой вклад в становление студии и поощрение авторов изделий.
По нашим наблюдениям, такая инициатива интересна нашим сотрудникам. Мы стараемся совместно с «АРДИ» приурочивать ярмарки к праздникам, когда самое время планировать подарки. В частности, две предыдущие мы проводили в преддверии Нового года и Рождества, и на мартовские праздники. К слову, EY поддерживает «АРДИ» и студию «Special Art» уже несколько лет, приобретая оборудование и материалы для творческих занятий. Так, мы вносим вклад в создание более комфортных условий для реабилитации и социальной адаптации детей и молодых людей со специальными потребностями через прикладное искусство.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.