Российские корпорации верят в ЕАЭС
И подкрепляют это инвестициями, среди главных получателей которых – КазахстанПрошедшее на минувшей неделе в Сочи очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) оставило двоякое впечатление. С одной стороны, общее оживление экономик стран Союза вселяет надежду на то, что удастся наметить траекторию роста, с другой — среди участников интеграционного процесса все больше взаимных упреков и противоречий.
Тем временем статистика показывает, что с момента старта ЕАЭС общесоюзные показатели растут. В стратегически значимых для ЕАЭС отраслях можно отметить устойчивую позитивную динамику: в промышленности рост составил 2,4%, в сельском хозяйстве — почти 1%, расширились грузовые, пассажирские перевозки, соответственно, на 6,9% и 7,8%. Объемы внешней торговли в ЕАЭС возросли на 26%, а положительное сальдо экспортно-импортных операций превысило $77 млрд. При этом доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте достигла 17,5%, а удельный вес энергетических товаров снизился до 28%.
Наметилось инвестиционное оживление
Как показывает анализ Евразийского банка развития, внутри Союза растет уровень взаимных инвестиций. Крупнейшими экспортерами капитала в ЕАЭС остаются российские компании — на них пришлось свыше 78% экспорта ПИИ.& На втором месте — Казахстан (13,5%), на третьем — Беларусь (7,8%). Армения и Кыргызстан заметно уступили наиболее крупным экономикам ЕАЭС.
Новое явление заключается в том, что Россия начала не только направлять свои инвестиции в другие страны ЕАЭС, но и получать все больше инвестиций от соседей: накопленный объем прямых капиталовложений из других стран ЕАЭС достиг $5 млрд. Тем не менее главными получателями ПИИ по-прежнему являются Беларусь ($8,6 млрд к концу 2016 года) и Казахстан ($8,2 млрд к концу 2016 года). Далее следуют Армения ($3,4 млрд) и Кыргызстан ($0,9 млрд). Высокие показатели по России обеспечивает ограниченный круг компаний. На начало 2017 года на 25 крупнейших российских компаний, инвестирующих в страны ЕАЭС, пришелся 71% всех накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС.& А на 25 крупнейших проектов российских компаний — около 61% всех накопленных взаимных ПИИ в ЕАЭС.
Прямые капиталовложения из Казахстана в российские аэропорты обеспечили транспортному комплексу третье место (14,2%). Участие казахстанских инвесторов в российском гостиничном бизнесе позволило туристическому комплексу закрепиться на четвертой позиции (14%). Более половины российских ПИИ в странах ЕАЭС приходится на топливный комплекс. Заметное место занимают ПИИ в цветную металлургию, связь и ИТ, финансовый сектор.
Применительно непосредственно к Казахстану видно, что интеграция дает определенные результаты. Товарооборот РК с государствами ЕАЭС в январе-августе текущего года вырос на 31,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщают в Комитете по статистике Миннацэкономики РК.
По предварительным данным, объем взаимной торговли Казахстана со странами ЕАЭС составил $10 856,3 млн. В том числе экспорт составил $3297,1 млн, что на 36,5% больше аналогичного периода в прошлом году, а импорт —$7559,2 млн, показав рост на 29,5%. В общем объеме внешнеторгового оборота со странами ЕАЭС 92,2% приходится на Россию, 4,3% - на Кыргызстан и 3,5% - на Беларусь.
Пошла восстановительная динамика
Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик заметил, что динамика в ЕАЭС в целом восстановительная, однако пока рано говорить о серьезном улучшении экономических показателей стран Союза. По его словам, хотя оживление экономической активности в России через каналы денежных переводов способствовало улучшению счета текущих операций в Армении, Кыргызстане и Таджикистане, то в Казахстане расширение дефицита счета текущих операций было связано с ростом выплат дивидендов прямым иностранным инвесторам. В целом же уже видно, что восстановление экономической активности, сопровождаемое ослаблением инфляционных рисков, положительно сказалось на уровне жизни населения в регионе.
Например, в I квартале 2017 года в отличие от аналогичного периода предыдущего года реальная заработная плата стала демонстрировать положительную динамику во всех государствах ЕАЭС за исключением Казахстана, где темпы ее сокращения замедлились.
Ускорение экономической активности в странах ЕАЭС в первом полугодии 2017 года, по словам эксперта, явилось поводом для пересмотра прогноза ВВП стран-участниц по итогам 2017 года. Прирост ВВП в России был увеличен на 0,3 процентных пункта, до 1,4%, что в свою очередь нашло отражение в дополнительном приросте ВВП Беларуси по итогам 2017 года на 0,1 процентный пункт, до 1,4%.
Более значительные изменения произошли в Казахстане и Армении. Отложенный эффект стимулирующей фискальной и денежно-кредитной политики 2016 года на фоне быстрого восстановления денежных переводов нашел отражение в динамике потребительского спроса Армении в первом полугодии 2017 года. На этом фоне прогноз прироста ВВП Армении был увеличен с 2,9% до 5,2%. В Казахстане, по данным Ярослава Лисоволика, более быстрое, чем ожидалось, восстановление экономики, обусловленное благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и более выраженным эффектом от ввода новых мощностей, легло в основу улучшения прогноза ВВП на 2017 год.
Главный аналитик компании «Казахстанский Финансовый Центр» Алиби Нурбаев заметил, что Казахстан экспортирует в страны ЕАЭС сырье, металлы и изделия, продукцию химической промышленности, готовые продовольственные товары и продукты животного и растительного происхождения. Если сравнивать темпы роста государств-участников по отношению друг к другу по относительному подушевому ВВП, становится ясно, что именно Казахстан достаточно успешно догонял Россию и в 2015 году даже сравнялся по уровню дохода внутри Союза.
Но есть и обратная сторона медали — это барьеры, которые выставляет рынок РФ.& Например, производители алкоголя не могут наладить поставки своей продукции на рынки Беларуси и России еще с 2011 года.
Недавняя встреча лидеров в Сочи указывает на то, что Казахстан и Россия сегодня — стратегические партнеры. У сторон множество планов, в том числе развитие космодрома «Байконур». «Единственный, кто отстает по темпам экономического роста — это Кыргызстан. Но я считаю, это лишь временное явление», — говорит Алиби Нурбаев. Самое главное достижение, по мнению эксперта, это то, что трудовые мигранты из Кыргызстана получили равные экономические права с гражданами других стран Союза. То есть гражданам Кыргызстана, работающим на территории других стран ЕАЭС, теперь не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности. «В целом барьеры, которые на данный момент присутствуют в ЕАЭС, могут быть устранены», — считает эксперт.
Формируется единый рынок
Ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман заметил, что ЕАЭС показывает в целом свою значимость для входящих в него стран. Интеграция в рамках данного союза развивается успешнее, чем в «большом» СНГ.& Еще в 2016 году совокупный ВВП стран — членов ЕАЭС имел практически нулевой прирост, по данным Евразийского банка развития. Но в текущем году, как указано в материалах саммита в Сочи, ВВП увеличился на 1,8%. В перспективе ближайших лет рост совокупного ВВП выйдет на устойчивый уровень более 2% в год, считает эксперт.
Внутрисоюзная торговля получает дополнительные стимулы, что является одним из следствий интеграции в области производственной, транспортной, таможенно-тарифной деятельности. Доля торговли между странами ЕАЭС в 2016 году составила 12,1% их совокупного экспорта, тогда как годом ранее она была 10,9%. Причем и здесь доля минеральных продуктов сокращается — на 6,2 процентных пункта в 2016 году. Хотя она и остается наиболее значимой — 27,1%, тогда как доля машин и оборудования составляет 17,5%, продовольствия и сельхозсырья — 16,1%, продукции химической промышленности — 12,4%. С начала 2017 года объем продаж техники растет опережающими темпами — на 17%.
По словам Марка Гойхмана, данные позитивные сдвиги происходят в связи с тем, что в рамках ЕАЭС формируется единый рынок и общее экономическое пространство.
«Казахстан имеет позитив от участия в ЕАЭС», — согласен Марк Гойхман с другими экспертами. Доля Казахстана во внутрисоюзном экспорте составляет 9,2%, это третье место после России (62, 4%) и Беларуси (26,5 %). Меньшие доли у Кыргызстана (1%) и Армении (0,9%). По независимой оценке рейтинга Doing Business, для Казахстана в 2017 году оценка условий ведения внешней торговли поднялась до 63,2 пунктов против 60,4 пунктов годом ранее. По данному показателю рейтинга страна только за один год поднялась со 122-й позиции до 119-й.
В этих условиях дальнейшие перспективы ЕАЭС связаны с совершенствованием механизмов свободного перемещения товаров и услуг, финансовых потоков, рабочей силы внутри ЕАЭС, ликвидации барьеров между странами в области промышленности и АПК, техническом регулировании.
Ставка на цифровую трансформацию
Особое внимание на саммите уделили сотрудничеству в цифровой экономике. Это направление, в котором страны ЕАЭС могут удерживать лидирующие позиции в мире и которое способно стать локомотивом их роста. «Так, по мнению Всемирного банка, вклад IT-проектов может составить до 11% роста ВВП в Союзе до 2025 года», — полагает Марк Гойхман.
Говоря о сотрудничестве в цифровой экономике, по словам эксперта, не стоит забывать, что именно Казахстан озвучил идею провести в 2018 году заседание ВЕЭС и специализированный форум, посвященные вопросам цифровизации экономик стран Союза.
Эксперт назвал примером сотрудничества стран ЕАЭС в области высоких технологий распоряжение о разработке программы совместного использования космических аппаратов и наземной инфраструктуры, принятое на заседании ВЕЭС.
Одобренный президентами документ предусматривает партнерство в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования земли. Межгосударственная программа по интеграции действующих группировок космических аппаратов и наземной инфраструктуры должна быть разработана до 1 ноября 2018 года. Уже создана рабочая группа, в которую вошли представители аэрокосмических ведомств стран Союза и эксперты. Рассматривается возможность создания объединенного оператора космических и геоинформационных услуг, который возьмет на себя управление коммерческой эксплуатацией совместной орбитальной группировкой космических аппаратов и разработает маркетинговую стратегию по выходу на мировой рынок.
На третьем этапе может быть начато кооперационное серийное производство и запуск малых космических аппаратов ЕАЭС.& При создании спутника будут использованы новейшие цифровые технологии проектирования и производства целевой аппаратуры. Серийное производство таких спутников может быть начато уже после 2023 года.
Также было озвучено предложение по созданию единой цифровой системы взаимодействия между различными государственными органами ЕАЭС.& Подобная система действует сейчас в России и позволяет различным организациям обращаться друг к другу по единым правилам в электронном виде.
Кроме того, было предложено создать наднациональные реестры программного обеспечения и электронных торгов, дабы каждый участник Союза имел равные условия по осуществлению своей деятельности в других странах.
Зависимость от сырья
Ярослав Лисоволик считает, что резервом для ускорения экономического роста в большинстве стран ЕАЭС в этом году остается дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики, учитывая существенное замедление инфляции, которая в России достигла рекордно низких уровней.
Помимо эффекта снижения процентных ставок, инвестиционный рост в странах ЕАЭС может быть поддержан и притоком прямых зарубежных инвестиций, учитывая относительно низкую базу предыдущих нескольких лет, а также некоторое улучшение внешнего фона. В то же время возможности для использования бюджетного стимула остаются ограниченными в условиях недостаточной адаптации бюджетов стран к условиям более низких и волатильных цен на сырьевые товары.
«Ключевым риском для оставшейся части 2017 года является возвращение волатильности на сырьевых рынках после периода укрепления курсов валют ряда стран ЕАЭС», — заключает эксперт.
События начала мая на финансовых рынках РФ и РК показали, что после существенного укрепления в предыдущие месяцы национальные валюты стали более чувствительны к возросшей волатильности в ценах на нефть. К фактору волатильности в ценах на нефть на фоне переоцененности ряда валют развивающихся рынков, по мнению Ярослава Лисоволика, может прибавиться и эффект от повышения ставок ФРС, что может оказать дополнительное давление на валюты развивающихся стран.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.