Как открыть турфирму без затрат на отстраивание бизнес-процессов

Все уже придумано, надо следовать инструкциям

Отрасль туризма в Казахстане переживает переломные времена. Об этом «Капитал.kz» рассказал Павел Нихамкин, франчайзер, совладелец и директор компании «Поехали с нами» (украинская франшиза) в Казахстане.

«С одной стороны, рынок сократился на 40% из-за кризиса. С удорожанием доллара стало дороже, поэтому заграничные туры стали не всем по карману. Многие предпочитают более бюджетные варианты отдыха», — рассказывает он.

С другой стороны, сейчас большие перспективы для франчайзинга, так как франчайзинговые компании более эффективны в технологиях, поиске более дешевых вариантов туров для клиентов, оптимизации расходов. У франчайзеров больше партнеров и, конечно, повышенный процент дохода за счет объемов. «Переломный момент еще в том, что клиент уходит в интернет, „докризисные“ компании к этому не приспособлены, выживают те, кто может адаптироваться под новые условия рынка», — говорит Павел Нихамкин. Одиночные турагентства могут позволить потратить в интернете до 1−2 млн тенге на рекламу, крупные — десятки миллионов. «У франчайзинговых компаний большие бюджеты на рекламу, тем самым они выдавливают конкурентов с первых позиций в интернете», — говорит Павел Нихамкин.

Компания «Поехали с нами» работает с 2004 года и является самой крупной сетью в Украине с 301 офисом в 77 городах. В Казахстане франшиза работает с декабря 2015, а официально запущена продажа франшиз около года назад. «На сегодняшний день продано 15 франшиз», — говорит Павел Нихамкин. Открыты офисы в Алматы, Астане, Караганде, Шымкенте, Костанае, Актобе и даже Есиле. «В каждый город мы можем продать несколько франшиз», — предупреждает Павел Нихамкин. Стоимость франшизы варьируется от $4350 до $9550 в зависимости от региона и выбранного пакета. Чем дороже пакет, тем больше индивидуальной работы, вплоть до персонального менеджера для более быстрого запуска.

Обороты компании в деньгах Павел Нихамкин не раскрывает, но говорит, что рост оборотов этой франшизы в Украине за последние три года составил 50−60%, в Казахстане по сравнению с прошлым годом -70%. В основном за счет открытия новых офисов.

«Мы продаем франшизу в основном через интернет, рекламируемся в Google, Yandex. Они и являются наиболее эффективными. Также нас рекомендуют уже существующие франчайзи», — говорит Павел Нихамкин о площадках продвижения франшизы.

Он отмечает, что продавать франшизу всегда сложно, потому что это бизнес, который требует объяснения и основная сложность — незнание о существовании франшиз. «Многие не знают, что можно открыть турфирму, не тратя огромные ресурсы на отстраивание бизнес-процессов. Все давно уже придумано и опробовано. Бери и следуй инструкции», — советует франчайзер.

По его мнению, на госуровне многое можно сделать для развития франчайзинга в Казахстане. «Первое — сделать преференции, налоговую скидку для франшизы и, вообще, чтобы первые три года франшиза не облагалась бы налогом, — перечисляет Павел Нихамкин.- Второе — хотелось бы, чтобы в дорожной карте был прописан франчайзинг и были доступны кредиты для франчайзинга. И третье — нужны государственные центры, которые развивали бы новые франшизы и новые бренды, а также обучали бизнесменов по теме франчайзинга».

На будущее туррынка в Казахстане он смотрит позитивно. Рынок развивается, добавляется все больше чартерных рейсов — в Китай (Хайнань), Вьетнам, Таиланд, Египет. Стираются границы между странами. «Если бы не закрытое небо, то стоимость авиабилетов была бы значительно ниже, и турпоток бы усилился», — огорчается он. Если оценивать рынок в долгосрочной перспективе, то, по мнению франчайзера, будут доминировать сети турагентств. «Туроператоры откроют свою розницу. Все больше клиентов будут покупать онлайн, переводя деньги на расчетный счет, не приезжая в офис», — прогнозирует совладелец «Поехали с нами» в Казахстане.

Ауез Абдибапов, директор ТОО «ПСН 3» (франчайзи «Поехали с нами», — ред.), говорит откровенно, что ему не с чем сравнить текущее состояние туристической отрасли, так как в туризме он только с начала 2017 года. «Но старожилы говорят, раньше было проще продавать путевки», — делится он. По его мнению, основная причина этого — высокий курс доллара и, соответственно, низкая заработная плата казахстанцев. «Также большая сложность — это нестабильность цен на туры в тенге. Было бы проще, если бы нам разрешили принимать деньги у туристов в долларах», — говорит франчайзи. По его словам, выбрать франшизу было непросто. «Среди множества франшиз огромное количество либо слишком дорогих, но узнаваемых, либо никому неизвестных и весьма сомнительных брендов заскромные деньги», — говорит Ауез Абдибапов. Франшиза, которую он выбрал, привлекла его тем, что предоставляет реальный и успешный опыт по открытию и налаживанию работы туристических агентств, узнаваемый бренд, дружную команду, с которой всегда можно посоветоваться. Франчайзи точно не помнит, на какой площадке впервые встретил «Поехали с нами», основную информацию он черпал на сайте компании и при личной встрече с ее руководителями. «Я оплатил стандартный пакет за франшизу, но сейчас она стала дороже», — говорит Ауез Абдибапов. В целом он считает формат работы по франшизе удобным. «Я не могу выделить какие-то особые проблемы, мешающие развиваться по франшизе. На мой взгляд, государство должно поддерживать малый и средний бизнес в еще большей степени, создавая „тепличные“ условия вне зависимости от того, по франшизе он или нет», — считает франчайзи.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤