Управленцы, которые добыли миллионы для культовых российских СМИ

На чем зарабатывают «Афиша», «Ведомости» и «Дождь»

Деловой еженедельник «Капитал.kz» рассмотрел истории успеха самых эффективных российских медиаменеджеров, создавших, запустивших и управляющих медиа, которые задают тон культурной среде, трансформируют ее, а, главное, приносили и продолжают приносить миллионы.

Илья Осколков-Ценципер

Афишируя очевидное

На заре 90-х будущий медиаменеджер трудился художественным обозревателем в журнале «Огонек». Успех издания, переживавшего свои золотые годы, был ошеломляющим — тираж в 4,6 млн экземпляров бил все рекорды того времени. В 93-м Осколкову-Ценциперу поступило предложение создать издание по мотивам модной в те времена передачи «Матадор» о современной культуре и искусстве. Спустя 5 лет журналист возглавил журнал «Вечерняя Москва». На новом месте главный редактор взял инициативу в свои руки и превратил «Вечерку» в первое российское издание, публиковавшее полное расписание культурных и развлекательных событий столицы, сопровождая их рецензиями и рекомендациями. Отклик был ошеломительным, и редактор решил попытать счастья в собственном проекте. В 1999 году Илья Осколков-Ценципер с двумя партнерами задумали создать журнал-путеводитель по российской столице и одноименный издательский дом. «Афиша» стала диктовать моду и предлагала своему читателю новых героев, развлечения и вводила в обиход массу необычных на тот момент словечек — от «дедлайна» до «хипстера». Осколкову-Ценциперу удалось собрать целую когорту юных, но даровитых журналистов, дизайнеров и фотографов, и создать стиль «Афиши». Без сомнений, проект, оказавший мощное влияние не только на стиль жизни города, но и на развитие российских медиа. На этом жизнь медиаменеджера не остановилась. В 2010-м Осколков-Ценципер стал вице-президентом телекоммуникационной компании Yota. Затем управленцу пришла идея запустить коммуникационное агентство, что и было сделано годом позднее. Компания Winter, базирующаяся в Лондоне, успешно ведет свою деятельность и специализируется на услугах в области брендинга, дизайна и коммуникационной стратегии. В 14-м совладелец «Афиши» вместе с партнерами вложился в проект сервиса по ремонту «Сделано».

Илья Осколков-Ценципер является обладателем 17 патентов в области информационных технологий и электронных систем управления.

Активы Осколкова-Ценципера

afisha.ru и журнал «Афиша» — ежемесячный журнал (издавался до 2016 года) и интернет-сайт с ежемесячной аудиторией 11,8 млн посетителей.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — международное образовательное учреждение в области архитектуры, дизайна и медиа, ориентированное на специалистов с высшим образованием. Заведение построено в духе лучших современных образовательных пространств в Европе. В его стенах проходят паблик-токи, лекции уникальных спикеров, доступные широкой аудитории, а также точечные программы образования. Организация входит в 100 лучших архитектурных школ мира, по версии журнала Domus.

Помимо некоммерческой деятельности «Стрелка» развила сильный бизнес по планировке столичных и региональных городских пространств (консалтинговое агентство «Ценципер») — реконструкции Парка культуры, ставшего культовым местом отдыха москвичей и туристов, территории ВДНХ, проекты с крупнейшими российскими государственными и финансовыми структурами.

«Пикник «Афиши» — ежегодный московский музыкальный фестиваль. Собирает публику и звезд мирового масштаба с 2004 года. Среди артистов — The Chemical Brothers, Kasabian, Franz Ferdinand, Pet Shop Boys, Blur и ведущие российские исполнители. Максимальное количество посетителей в 2017-м — порядка 60 000 человек. Доходы от продажи билетов — 192 000 000 рублей.

Цитаты

«Чтобы делать СМИ, вами должны двигать не только бизнес-цели. Журналистику будут оплачивать те, кто считает это необходимым. Точно так же, как мы жертвуем деньги на излечение болезни или юридическую помощь несправедливо осужденным, можно материально поддерживать социальную функцию прессы» — Inc Russia

«Талант медиаменеджеров и продюсеров заключается в том, что твой профессиональный „закидон“ — любовь к чему-то, одержимость и страсть — совпадает с интересами какого-то количества людей» — «Дождь»

Демьян Кудрявцев

Будущий владелец самого авторитетного российского делового издания «Ведомости», закончив ленинградский журфак, мигрировал в Израиль по программе репатриации в 90-м. Там же занимался изданием журнала «Обитаемый остров» и курированием одного из первых российских интернет-журналов EYE.& Предвидя большие перспективы в области развития интернета, Кудрявцев углубляется в сферу компьютерной графики, дизайна и программирования — занимается созданием проекта по неизвестной тогда IP-телефонии. Однако работа в Израиле не приносила предпринимателю стабильных доходов. Ленинградец решил вернуться в Россию и взяться за местный интернет-рынок, который на тот момент рос семимильными шагами.

В России Кудрявцев познакомился с Артемием Лебедевым и вместе с ним сфокусировался на работе в web-дизайне. Талантливого молодого человека заметили в IT-кругах и позвали в стартап, который на тот момент выглядел по-настоящему футуристично. Cityline создавала первые интернет-ресурсы, получившие огромную популярность. Несмотря на небольшие размеры, компания была невероятно эффективна. Изначальные инвестиции размером около $4 млн за несколько лет выросли в 7 раз. После продажи компании Демьян стал долларовым миллионером и выручил около $3 млн. Затем Кудрявцев познакомился с миллиардером Борисом Березовским, владельцем издательского дома «Коммерсант». В 2005-м после серии управленческих ошибок Демьян Кудрявцев занимает пост генерального директора. В «Коммерсанте» менеджер занялся преобразованиями — сделал газету цветной, открыл несколько журналов («Ъ-Власть», «Ъ-Деньги» и др.), развил мультимедийную составляющую — запустил радио и телевидение, предварительно проведя серьезные исследования аудитории и рынка. Прибыль сайта, сменившего дизайн и контент, с $200−300 тыс. в год выросла до $5 млн в год за счет продаж рекламных площадей. Были у медиаменеджера и провалы — с двадцатимиллионным убытком закрылось «Коммерсант-ТВ», с пятимиллионным — журнал Citizen&nbspK.& В 2012-м Кудрявцеву пришлось уволиться. На отступные и займы он приобрел долю медийных активов Sanoma Corp. (куда входят «Ведомости», Men’s Health, National Geographic, газета The Moscow Times и проч.). Кудрявцев также занимается стратегическим консультированием в области маркетинга, медиа и IT, реализацией сырья и недвижимости.

Свободное время Демьян Кудрявцев посвящает литературе, издал несколько сборников собственных стихов.

Цитаты

«У меня хорошая голова, но ограниченные ресурсы. Если бы у меня были неограниченные ресурсы, я бы покупал издание только при очень ограниченных мозгах. Я бы лучше купил университет. Потому что хороший университет может запустить любое издание и любой космический корабль» — IncRussia

«Журналистов подменит реальность (фото, видео и свидетельства очевидцев), а редактора — компьютер (нейронные сети). Новые медиа, о которых все говорят, — это ваша личная лента социальных сетей, никогда не такая, как у вашего товарища. Завтра медиа в том виде, в котором вы его знаете, существовать не будет. Журналистика станет сервисом» — из лекций студентам

Активы Кудрявцева

Акции издательского дома Independent Media (100% акций газеты «Ведомости», журналы National Geographic, Men’s Health и некоторые другие издания). Около $13 млн — прибыль газеты «Ведомости» в 2016 году. Ежемесячная аудитория сайта — 7 млн посетителей.

Бюро путешествий «Поехали!».

Магазин Ostrov — одежда для активных путешественников

Наталья Синдеева

Карьера будущего основателя первого российского интернет-телеканала «Дождь» началась в… бассейне! Амбициозная жительница Мичуринска приехала покорять столицу и была зачинателем развлекательного шоу в бассейне «Чайка». Шоу провалилось, а интерес к публичности остался. Спустя несколько лет юная активистка случайным образом знакомится с продюсером Павлом Ващекиным. Тот предлагает работу, на которой Синдеева получает опыт, деловые контакты и решает связать жизнь с телевидением. Вместе с продюсерами канала «2x2» Синдеева придумывает программу о жизни ночных заведений, которые на тот момент стали ведущими площадками для представителей шоу-бизнеса всех величин. Финансированием «Тысячи и одной ночи» Наталья занимается лично — ходит по этим самым клубам и доказывает их владельцам, что передачу ждет несомненный успех. Фактически именно в тот момент Синдеева становится продюсером. В 1995-м она с коллегами решается на создание новой радиостанции «Серебряный дождь», выступая одновременно совладельцем, генеральным продюсером и коммерческим директором. Радиостанция для «умных, богатых и амбициозных» быстро покоряет публику, первой начинает вещание в интернете и задействовать систему RDS.& За несколько лет «Серебряный дождь» стал именем нарицательным, а Синдееву неоднократно признавали лучшим медиаменеджером России. В 2007-м Наталья загорелась идеей создания нишевого телеканала — умного, тонкого, современного. Создатель и идейный вдохновитель двигалась по наитию, она понимала, что каналу нужно заполучить аудиторию, которая перестала смотреть телевизор. И ей это удалось. «Дождь» стал первым каналом на российском телевидении, сделавшим платным доступ к своему эфиру и в сети. В его эфир выходили лучшие умы современного культурного пространства. В интервью на собственном телеканале Синдеева поделилась: «Мне казалось, что это совершенно не занятая ниша для людей думающих, которые перестали смотреть телевизор, ушли в интернет. Я же все-таки бизнес-стратегию для себя выстраивала и понимала, что это самая востребованная рекламодателями аудитория. И поэтому, когда мне задавали вопрос «А какой он будет?», отвечала: «Ну какой — прямоэфирный, искренний, открытый».

Активы Натальи Синдеевой

Телеканал «Дождь.Optimistic Channel» — интернет- и кабельный телеканал.

Ежемесячная аудитория телеканала — 7 млн зрителей. 80−85% выручки составляют доходы от подписки.

Интернет-издание Republic (бывший Snob.ru).

Сайт журнала «Большой город».

Цитаты

«Любой инвестор должен ответить себе на три вопроса: зачем он хочет делать медиа, какое оно будет и почему он чувствует эту нишу. Здорово, если инвестор сам создает свое медиа» — IncRussia.

Елизавета Осетинская

Имя Елизаветы Осетинской стало синонимом грамотного медиауправления в 2013—2014 годах. Именно тогда ее пригласили в холдинг РБК, проходивший период реформ. Благодаря Осетинской РБК стал одним из самых цитируемых и влиятельных медиа в России и СНГ.

Осетинская родилась и выросла в Москве и начала свой путь во взрослую жизнь, выбрав экономический факультет МГУ — в школе ей казалось, что именно там она будет изучать полюбившуюся экономическую географию. На деле все оказалось довольно прозаичным и скучным. Елизавета поняла, что она — коммуникатор и начала пробовать себя в журналистике. Качественные знания в экономике открывали путь в лучшие экономические издания, но стартовать пришлось с самого начала. В 1995 с темой «экономика» она пришла в никому не известное агентство «Росбизнесконсалтинг», через два года, набравшись опыта, перебралась в газету «Сегодня», публиковала материалы в журнале «Итоги». В ноябре 1999-го запустили «Ведомости», Осетинская появилась и здесь. Спустя три года экономист получила должность заместителя главного редактора одного из самых авторитетных российских деловых СМИ.& Журналист вела программу на радио, выступала экспертом политической телепередачи. В мае 2011 Осетинской предложили взять бразды правления над всеми изданиями под брендом Forbes, в том числе и общее руководство сайтом. За 4 года менеджер превратила Forbes в самый авторитетный и качественный продукт российского медийного рынка. Она собрала мощную команду авторов и экспертов, построила доверительные отношения с ведущими ньюсмейкерами делового мира и, вероятно, дала старт новому витку развития российских СМИ с акцентом на качество, профессионализм и честность. С 15 января 2014-го Осетинская получила должность шеф-редактора проектов в холдинге РБК.& Благодаря усилиям владельцев и медиаменеджера авторитет бренда вырос в разы. В издании печатались ведущие мировые ньюсмейкеры, главы гигантских технологических, банковских и ретейл-корпораций. Спустя 2 года в холдинге произошел конфликт, после которого Осетинской пришлось уволиться. Взяв творческий отпуск, Елизавета сконцентрировалась на личностном развитии, уехала в Стэнфорд на программу повышения квалификации медиауправленцев и вернулась с новым готовым, революционным для российского рынка СМИ, продуктом — рассылкой The Bell. Формат рассылки набирает популярность на Западе, представляет собой качественную сборку из повестки дня и комментариев экспертов в социальных сетях и отвечает современным информационным трендам (кастомизация, повторение форм каналов и проч.).

Активы Елизаветы Осетинской

The Bell

Медиапроект-рассылка. The Bell предлагает ежедневную краткую подборку информации, которая готовится и анализируется журналистами и является критичной для людей, живущих и зарабатывающих в России.

Цитаты

«Ни одно [современное] медиа не способно конкурировать с Facebook или Google, их доминированию никто ничего не может противопоставить. Они съедают весь прирост рекламных доходов. Остальным остается стабильность — это в лучшем случае» — Meduza.

«Высшая мера успеха для медиаменеджера — это когда человек сделал хорошее дело и на этом круто заработал» — Meduza.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤