Чем руководствоваться бизнесу: логикой или интуицией
Магистр «Что? Где? Когда?» Максим Поташев в Казахстане11−12 ноября магистр игры «Что? Где? Когда?» Максим Поташев проведет тренинг «Техника принятия решений» в Казахстане. Центр деловой информации Kapital.kz, основной партнер семинара, узнал у автора и ведущего, что интересного ждет участников тренинга.
- Максим Оскарович, тренинг, который вы проведете в Казахстане, называется «Техника принятия решений», главный секрет, которым вы поделитесь, — это умение мыслить совместно, в команде. Как это может помочь бизнесу в новых условиях?
— Время одиночек прошло, и надо это помнить всегда. Бизнес без команды существовать не может. Именно создание команды, нацеленной на решение интеллектуальных, творческих задач, является важнейшей составляющей любого развивающегося бизнеса. По мере развития того или иного бизнеса задачи, с которыми он сталкивается, становятся все более и более сложными, и решать их в одиночку, даже гениальному визионеру, если он стоит у основ этого бизнеса, обычно не удается. Поэтому необходимы инструменты привлечения коллективного разума, для того чтобы находить оптимальные решения. Как раз об этом я и буду рассказывать на тренинге.
- Что для вас тренинг? Хобби или все же вы хотите сделать мир более «думающим»?
— Изначально, это было мое хобби, но, когда ко мне начали обращаться с просьбами провести семинары, выступить спикером на каких-то профильных мероприятиях, понял, что отказать уже не могу. Откровенно, не думал, что буду уделять этому столько времени. Но так сложилось, что запросов стало поступать большое количество, и обрабатывать их в прежнем режиме я уже не успевал. Мне приходится откликаться на эти запросы, много летать по разным странам, общаться с разными аудиториями, мне это интересно. Передо мной, конечно, не стоят задачи сделать мир лучше, но мне доставляет удовольствие общаться с людьми, как показывает практика, интересными людьми, которые приходят на мои выступления. Я сам при этом многому учусь, ну и все-таки надеюсь, что и им приношу некоторую пользу (улыбается). Моя стратегия очень простая, я рассказываю людям то, что мне интересно и то, что я знаю, стараюсь строить свои программы так, чтобы это могло заинтересовать, и, самое главное, что может быть полезно и применительно в любом бизнесе. Тут мне помогает накопившийся большой опыт. Я очень хорошо себе представляю запросы и интерес своих слушателей.
- Ошибается ли Максим Поташев?
— Конечно, я могу допустить ошибки, более того, я их допускаю. Людей, которые не ошибаются, нет и быть не может. Моя главная задача состоит в том, чтобы увеличить процент правильных решений и сократить процент ошибок, но свести его к нулю невозможно. Мы же не машины.
- Ну вот мы плавно подошли к теме Big data. Максим Оскарович, вы делаете ставку на интеллект, а значит, на человека. Как в нынешних условиях его развивать? Многие профессии уже автоматизированы? Как человеку «победить» машину? Или не стоит этого делать?
— Интеллект важен, развивать его необходимо всегда, при этом не стоит ставить задачи победить в чем-то компьютер. Машина — это инструмент, очень мощный, разнообразный и этим нужно пользоваться. Это только увеличивает возможности человеческого интеллекта, ни в коем случае мы не должны бороться с искусственным разумом или конкурировать с ним. Задача человека — научиться его эффективно использовать, и это как раз требует серьезных интеллектуальных навыков. Вот тут и нужен интеллект. Вспомните профессию доярки или тракториста — их тоже когда-то заменили машины, кассиров уже практически нет, мы живем в такое время, когда мир активно развивается. Еще 10 лет — и нам не нужен будет водитель.
- Нейросети? За ними будущее?
— Во всем мире активно используются, и я вам скажу, что это не будущее, скорее уже настоящее. Действительно, с помощью нейросети и инструментов машинного обучения можно эффективно уже сегодня решать разнообразные задачи. С помощью нейросети, если брать как пример, мою профессиональную деятельность, маркетинговую, можно успешно решать многие задачи, анализируя информацию о рынках, создавая индивидуальные предложения, разбирая потребительские предпочтения, все это уже хорошо работает и помогает современному миру. Например, блокчейн — платформа, на которой существует много чего. Это и самые разнообразные базы данных, информационные базы. Платформа очень перспективная, я не вижу причин, что может помешать ей развиваться и постепенно вытеснить существующие платформы, ну хотя бы потому, что это действительно эффективно. Что касается криптовалют, то это некая надстройка, один из способов использования алгоритмов блокчейна, пока нет полной ясности, как это будет работать, поскольку все-таки валюта, не регулируемая государством, а это опасно и государство будет только возражать. Рано или поздно здесь могут возникнуть проблемы. Как это будет дальше развиваться, сегодня предсказать сложно. Но что будущее такое есть, это очевидно.
- Возвращаясь к теме бизнеса, какие инструменты стоит использовать в сегодняшних условиях? Работает ли бизнес-план, какие стратегии выстраивать в работе с клиентами или все зависит только от правильных решений?
— Долгосрочная стратегия где-то может сработать, а где-то нет. Все зависит от специфики конкретного бизнеса, от его направленности, от общих экономических факторов и так далее. Действительно, в большинстве случаев, учитывая экономическую нестабильность во всем мире, бизнесмены ориентируются на краткосрочные стратегии, и часто потом это становится для них проблемой. Вообще, создавая любой новый бизнес, необходимо заранее задумываться, как потом из него будешь выходить. Вот как раз тут необходима долгосрочная стратегия и никуда от этого не денешься. В случае если бизнес живет достаточно долго, краткосрочные стратегии будут работать, но заглядывать вперед просто необходимо и без сомнений выстраивать долгосрочную стратегию. Существует много инструментов бизнеса в технике принятия решений. Тут не обойтись без коллективной работы. Совет директоров — это один инструмент, брэймсторминг — еще один из имеющихся инструментов, причем далеко не самый эффективный. Совет директоров, при воссоздании и управлении им тоже необходимо пользоваться, это достаточно эффективный инструмент — проведение совещаний и выработка согласованных и эффективных решений. Но не менее важным является процесс выработки и принятия решений самых разных людей, работающих в компании. Например, маркетинговые решения, решения в области клиентского сервиса очень часто рождаются на низовом уровне, у тех людей, кто непосредственно взаимодействует с клиентом и имеет наиболее четкое и сформированное представление о его нуждах, предпочтениях
- Максим Оскарович, как вы считаете, что помогает бывшим троечникам становиться успешными бизнесменами? Есть ли логическое объяснение понятию «везунчик», может, стечение обстоятельств или все-таки уровень интеллекта?
— Я думаю, что понятие «везунчик» очень абстрактное. Бывают люди, которые считают, что у них что-то получилось, когда вероятность сыграла в их пользу, а плохое, например, забывают. И, соответственно, они себя воспринимают как людей-везунчиков, цепочка продолжается, и постепенно другие начинают воспринимать их также. Но бывает, люди, наоборот, запоминают только плохое, хорошее не оседает в памяти, соответственно, они считают, что им сильно не везет в жизни.
Один важный аспект, который мы не можем не принимать во внимание: у каждого человека есть возможности, которые ему жизнь предоставляет, — тот, кто пользуется этими возможностями, и добивается успеха. А мы думаем, что им просто повезло. Ведь многим другим людям жизнь предоставляла ничуть не меньше возможностей, но они их не увидели и не принялись их использовать. И вот они уже воспринимаются обществом как люди невезучие. Если говорить о троечниках, то успех человека в жизни определяет наличие эмоционального интеллекта, который во многом и определяет его в жизни, и, соответственно, от него, а не от IQ зависят достижения. Поэтому так и получается, что у троечников этот самый эмоциональный интеллект выше, чем у отличников, не всегда это так, но, действительно, такая закономерность есть, об этом я тоже буду подробно рассказывать на тренинге.
- И что же вы посоветуете тем самым «невидящим» бизнесменам? Есть ли какие-то методики развивать в себе качество видеть возможности и правильно их воспринимать?
— Боюсь повториться, но любому бизнесмену в первую очередь необходимо верить в себя, во вторую очередь — трезво оценивать риски. Риски существуют в любом бизнесе, и так или иначе начинаются сложные ситуации. Естественно, надо научиться воспринимать и понимать, что это неизбежная часть любого большого дела и быть заранее готовым, как вы будете эти проблемы преодолевать. Когда человек к этому готов, то обычно он с любой проблемой справляется. Есть очень много факторов, которые нам могут мешать при принятии решений, можно до 300 насчитать. В основном они связаны с нашей предвзятостью, с неправильной самооценкой, оценкой собственных знаний и собственных представлений, с неверно выстроенной командной работой, об этом я буду очень подробно на тренинге рассказывать.
- Максим Оскарович, по вашему мнению, что ждет наших детей? Каким профессиям их обучать? Можно ли их назвать более умным поколением?
— Очень важно сегодня отслеживать тенденции. На сегодня практически никто не в состоянии внятно ответить, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем. Даже Сколково ежегодно выпускает список профессий, которые будут востребованы в будущем, но это всего лишь оценка, прогноз, поэтому точно никто не знает, что за список будет. Поэтому тут родителям приходится очень внимательно следить за тем, что происходит, делать свои выводы и помогать детям ориентироваться в этом сложном мире. Я бы очень хотел, чтобы мои дети были умнее меня, но пока я этого не вижу. Поколения меняются, мышление меняется, иногда, чтобы находить с ними общий язык, приходится меняться самим. И подстраиваться под их тип мышления, но я считаю, что это очень хорошо, потому что это заставляет нас не стоять на месте, двигаться.
- Максим Оскарович, вы активный пользователь Facebook, поэтому хотела бы знать ваше мнение о лидерах мнений, блогерах. Стоит ли активничать в социальных сетях?
— Действительно, сейчас такое время, когда меняются основные каналы коммуникации, активно, быстро, стремительно. Вместе с этим меняется аудитория потребления информации. Меняются предпочтения и вкусы. Читатель становится потребителем, который не хочет много думать, с этим связана популярность у молодежи видеоблогеров, популярность каких-то контркультурных андеграундных персонажей, отдельных субкультур и так далее. Я им советы давать не готов, у них и так все в порядке. Они молодцы, что сумели уловить тренд и воспользоваться этим. Рекомендую другим брать с них пример в самых разных областях, не обязательно заниматься тем же самым, но надо уметь видеть, что происходит, какие есть новые веяния и чего хочет аудитория. Только давая ей то, что она хочет, можно добиваться успеха. Это и есть возможности, о которых мы говорили выше. Необходимо уметь видеть эти возможности и шансы, которые вам дает жизнь.
- Что вы порекомендуете слушать в таких случаях, чем руководствоваться — интуицией или все же включать логику, чтобы не упустить свои возможности?
— Безусловно, я сторонник того, что интуицию необходимо использовать и ей необходимо доверять, но, с другой стороны, для того чтобы этому научиться, необходим навык. Недостаточно иметь только интуицию, надо еще, действительно, научиться ее слушать и адекватно оценивать то, что она нам предлагает и советует. Более того, интуиция не возникает на пустом месте, она вырабатывается тогда, когда человек глубоко погружен в тему в соответствии с принципом «10 тысяч часов», приобрел богатый практический опыт, и только тогда интуиция начинает ему подсказывать эффективные решения, которые на этом опыте основаны, поэтому, еще раз скажу, что необходимо вырабатывать этот навык и настраивать его обязательно. Только тогда интуиция будет помогать принимать эффективные решения. Логика должна помогать принимать решения в бизнес-процессах, но иногда бывают такие моменты, когда одной логикой не обойтись. Например, тогда, когда нет времени на тщательно проработанное логическое решение. Согласно теории, которая лежит в основе методики принятия решений, у нас существует внутри мышления две системы: система быстрая и система медленная. Быстрая как раз основана на интуиции и помогает нам в тех случаях, когда времени на использование медленной системы нет или не хватает данных для принятия логической методики. Все секреты я расскажу на тренинге.
«Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?» Малкольм Гладуэлл популяризировал теорию о том, что для того чтобы стать профессионалом в определенной области, нужно потратить на ее изучение около 10 тыс. часов.
Блиц:
1) Помогало ли вам ваше математическое образование просчитать вероятность выигрыша?
— Да, конечно, но не просчитать, а оценить вероятность выигрыша.
2) Насколько вы активный пользователь социальных сетей?
— Я очень активный пользователь Facebook, много там пишу. Пока мне интересно, я общаюсь, очень жаль, что количество френдов ограничено и приходится многим отказывать.
3) Клуб «Что? Где? Когда?» повлиял на ваше решение стать тренером?
— Повлиял, конечно. Примерно 10% того, что я знал, применил в своих тренингах.
4) Как понять, что тренер эффективен?
— Чем больше тренер обещает, тем меньше ему надо верить.
5) Какую вашу книгу вы посоветуете прочитать?
— «Путь решения».
Бронирование и заказ билетов по телефону: +7 (701) 542 56 49
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.