Как сменить корпоративную среду на собственное производство и не прогореть?
Бизнес на личном опытеВ начале двадцатого века в период нехватки жилплощади правительства некоторых стран стали разрешать переоборудовать верхнюю часть здания промышленного назначения под жилье. В ход шли заводы, фабрики и другие, иногда даже заброшенные предприятия. Так, например, было в индустриальных кварталах Нью-Йорка сороковых годов. Мебель в таких квартирах, как правило, была максимально простой и функциональной: на фоне высоких потолков и кирпичных стен размещались большие деревянные столы и стулья с элементами металлических оснований. Эпоха канула в Лету, а стиль остался. Теперь вид дизайна и мебели, как две капли воды похожих на те, чем щеголяла богема 40-х годов, именуется «лофт», иногда — «индастриал».
В Казахстане последователей лофта не то что нет, но найти мебель, подходящую по стилю, по крайней мере проблематично. Именно поэтому Салтанат Вифель, до недавнего времени работавшая в корпоративной среде, сменила профиль и основала казахстанский мебельный бренд Fabrica Loft, который производит изделия в стиле лофт и скандинавского минимализма. О главных трудностях, сезонности и редких видах деревянных массивов — в материале «Капитал.kz».
Проблема выбора
В эту отрасль я пришла из корпоративного сектора. Вообще, я заканчивала магистратуру в сфере Business administration и, конечно, была далека от дизайна, архитектуры и тем более конструирования мебели. На самом деле несколько лет назад наша семья начала строить дом, и мы хотели, чтобы он был выдержан в скандинавском стиле, главными атрибутами которого являются прямые линии, минималистическое наполнение и использование натуральных текстур. Когда мы уже стали обставлять дом, то заметили, что на рынке не хватает компаний, которые бы работали именно в этом направлении. Традиционно, у нас есть или очень дорогая ниша премиум-класса, как правило, это зарубежные бренды, мебель от которых нужно очень долго ждать, а стоит она каких-то сумасшедших денег. Второй вариант, местная мебель из ДСП или зарубежные масс-марки — это бюджетные варианты без гарантий на долговечность и качество. Именно эта ситуация подвигла меня к тому, чтобы заняться производством мебели, которой нам самим тогда не хватало — в стиле лофт, винтаж, индастриал.
Старая и новая гвардия
Мы объединились с уже работающей столярной мастерской. Эта компания в свое время изготавливала многие составляющие для нашего дома. В частности лестницу, так как это основной элемент скандинавского дома: она должна быть минималистичной, иметь металлический косоур, поручни из металла или стекла и деревянные ступени. Это все было не так просто сделать, так что когда мы их нашли, то через время уже начали сотрудничать в качестве партнеров по бизнесу.
Команду тоже пришлось расширять. Сейчас у нас есть конструктор, архитектор, дизайнер интерьера и маркетинговый менеджер. Сначала я всех протестировала как клиент, а потом набрала их в свою команду. Со старыми сотрудниками, которые уже давно работали в столярке, сработались быстро. Единственное, пришлось вносить свои конструктивы по дизайну фасадов, фрезерованных ручек, текстуре и цвету.
Металлическая основа
У столярки уже было определенное оборудование — это горячие и вакуумные прессы, а также распиловочные и фрезерные станки. Кое-что для расширения нам пришлось закупать. В основном это были станки для работы по металлу. Специально для того, чтобы у мебельной линейки была качественная металлическая основа, мы приобрели итальянский сварочный кемпинг. Во время сварки металла такое оборудование не образует грубых швов, а когда идет грунтовка и покрытие краской, каркас выглядит презентабельно, без грубых швов.
Мы сразу сделали акцент на хорошем шпоне, поэтому изделия на выходе получаются дороже, чем те, что продаются на рынке. Шпон — это тонкий слой древесины, который получают путем строгания древесного массива. Как правило, его толщина доходит до 1−3 мм. Вы же не всегда будете использовать массив дерева, чтобы изготовить комод, иначе это будет очень тяжелое и дорогое изделие. Если шпон прессовать на МДФ-панели (древесностружечная плита средней плотности, — ред.), то он будет легче и дешевле в изготовлении. К тому же вы не всегда можете импортировать в Казахстан массив, опять же из-за дороговизны. Проще привозить шпон и уже на месте что-то изготавливать. Сейчас мы выполняем крупный корпоративный заказ, где предметы изготовлены из редких сортов дерева, таких как палисандр, тик, ятоба. Если бы это был не шпон, а массив, то изделия стоили бы в десятки раз дороже. Поставщики у нас все местные. Хотя их и не так много. Мы стараемся работать с теми, кто привозит шпон, обработанный на территории Европейского союза. То есть сам шпон может быть экзотическим (из Индии или Африки), но обработан он все-таки в ЕС под определенные стандарты.
Большой клиент
Изначально мы заявили о себе на рынке как производитель мебели серийного образца, но потом поняли, что нельзя работать в каком-то одном формате. Клиенты все равно хотят вносить что-то свое, меняют размеры. У нас ведь очень много нестандартных домов и квартир. Кто-то в журнале увидел стол или кухню, приходит к нам и говорит, что хочет вот так же, как на картинке. Есть те, кто предварительно нанимает дизайнера. Тот прорисовывает для них основные элементы, и с этим эскизом клиент идет к нам. Чаще всего так делают корпоративные заказчики. В количественном выражении физических лиц больше, а если считать оборотные средства, то, конечно, здесь преобладают корпоративные клиенты. Они, как правило, заходят с большим масштабным заказом. Корпоративные заказы варьируются от 3 млн до 10 млн тенге. Самое дорогое изделие мы изготавливаем сейчас — это ресепшен. Он почти 3 метра в длину и делается из красивого шпона индийского палисандра с позолоченной фрезой по краям. Клиенту он обойдется в 1,5 млн тенге. Что касается сроков изготовления, то в среднем, если это не очень сложное изделие, то на его изготовление уходит до 10−13 рабочих дней. На крупные заказы уходит до 6−8 недель.
Трудности перевода
Самым сложным в нашей работе по-прежнему остается логистика в плане согласования дизайна. Приходится делать очень много лишней работы, так как клиент может прийти и заказать одно, потом ему на ум приходит идея что-то добавить или переделать в эскизе. Из-за этого сначала дизайнер, а потом уже конструктор перерисовывает всю работу. Уже после всех заказ пересчитывает начальник цеха, что в итоге занимает очень много времени и сказывается на сроках исполнения.
Не могу сказать, что сейчас на рынке большая конкуренция в этой нише. У нас даже есть несколько местных производителей, которые изготавливают мебель в таком же формате, но у них несколько другая ниша. Такие компании стараются работать больше в economy-варианте, то есть где-то используют облегченный металл и ДСП.& Кроме них на рынке есть еще и совсем небольшие мастера, которые стараются продвигаться через Instagram. Всегда найдется клиент, который хочет что-то недорогое и в то же время hand made, но размер и объем производства у таких мастерских крайне малы.
Не мейнстрим
Мы решили, что лучше выставляться в шоу-руме и открыли собственный, расположившись на 90 квадратах. Для открытия бутика нам понадобилось примерно 15 млн тенге. В эту сумму вошла первоначальная аренда, ремонт, часть средств пошла на выставочные изделия, например, на столы серийного формата. Начали мы с небольшого оборота в несколько миллионов тенге, но надеемся, что этот показатель увеличится в пять-шесть раз.
Кроме того, надеемся, что сезонность не будет сильно чувствоваться, и на Новый год мы не останемся без заказов. Для нас сейчас важно понять, на какую маржинальность можем претендовать. Сам продукт, с которым мы работаем, не дешевый. Такие материалы, как массив дерева, шпон, априори не могут стоить дешево. Поэтому нам нужно понять, правильно ли мы выбрали для себя сегмент. Мы работаем в lower premium, то есть мы дороже, чем среднестатистический казахстанский производитель (который делает мебель из ЛДСП), но мы намного дешевле схожих импортных товаров премиум-класса. Пока что понятно, что мы не производим мейнстрим-продукт, и у нас не может быть массового покупателя. В будущем мы планируем расширить линейку изделий, закупить пилы и фрезы для изготовления оригинальных фасадов, а также открыть еще один шоу-рум. Возможно, выбор падет на Астану!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.