Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. abr: Руководство к действию.

abr: Руководство к действию.

Исполнительный директор abr о диверсификации расходов при строительстве заведения

Автор:
Капитал - abr: Руководство к действию.

Как правило, первое, на что обращаешь внимание в ресторане или кофейне – это дизайн и стиль, в котором они выдержаны. За кадром остается не только кухня, но и весь внутренний процесс коммуникаций, строительство, поиск подрядчиков и вложенные инвестиции. Специально для тех, кто раздумывает над открытием собственного заведения, корреспондент центра деловой информации «Капитал.kz» поговорил с исполнительным директором сети ресторанов abr Рустемом Тасмукановым и выяснил, как найти подходящее помещение, на что обратить внимание при строительстве и какому алгоритму следовать при его создании. Напомним, ресторанная компания abr совместно с «Капитал.kz» запустила проект «abr: руководство к действию», в котором директора подразделений и департаментов делятся опытом и знаниями в ресторанной сфере с точки зрения предпринимательства, управления, операционной деятельности и маркетинга.


ВЫБОР ЛОКАЦИИ 

Первое, на что нужно обратить внимание с точки зрения Исполнительного директора, это подбор локации. Как правило, мы определяемся с концептом и уже после этого ищем под него подходящее место. У нас есть определенная процедура открытия ресторана, когда компетентные люди занимаются просчетом всех рисков: юридических (нет ли у собственников проблем с владением помещения и т.д.), репутационных (есть вероятность каких-либо законных ограничений на реконструкцию помещения). Здесь надо понимать, что не бывает так, чтобы рисков не было вовсе. Иногда помещение находится в жилом доме. В этом случае мы не можем, например, открыть там пиццерию с кухней на открытом огне, так как это запрещено законом. Бывает, что у помещения не самая удачная архитектура или проблемы с коммуникациями. Уже после того, как мы прорабатываем все эти вопросы, следующим шагом становится принятие коллегиального решения. Нужно определить, готовы ли мы там начинать что-то строить или нет. проезжаешь по улице на машине и видишь, что здание сдается в аренду. 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 

Само открытие ресторана длится от пяти месяцев до года. Пять месяцев – это в лучшем случае. Сроки открытия заведения, как правило, увеличиваются за счет нескольких факторов. Например, дизайнер должен был сдать проект за два месяца, но сделал это за три с половиной. Или же мы рассчитывали получить разрешение на строительство от уполномоченного органа за три-пять недель, а получили позже из-за возникших «нюансов» в виде дополнительных проектов по усилению и разрешению от или внутренних несущих стен.Из-за того, что каждый из подготовительных пунктов сдвигается, бывает, что мы заходим на стройку чуть позже, чем планировали. В некоторых случаях нам приходится увеличивать текущие мощности по э/ энергии и прокладывать дополнительные коммуникации. улучшения намного ниже, чем в любом другом месте.

 


СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕДЕНИЯ 

Чаще всего бывает так, что даже если мы находим помещение под ресторан, мы там все перекраиваем под наши условия и наш формат. Дело в том, что у нас очень высокие стандарты как по производственной части, так и в плане коммуникаций. После всех шагов мы уже подходим к выбору подрядчиков: они все местные. Тут стоит только вопрос качества исполнения работ. Для самих строителей очень удобно работать в таком режиме, так как у них на руках есть шеф-проект, где все подробно расписано: что нужно делать, как и в какие сроки надо уложиться. Стройка, как правило, занимает от трех до шести месяцев. Все зависит от сложности проекта. Что касается внутренней отделки, то могу сказать, что ее качество у наших заведений выше среднего. Условно, лучше четыре раза прогрунтовать и на два слоя положить краску, чтобы получился хороший и красивый цвет, который будет выдержан в корпоративном стиле и подходить по концепту самого заведения. Кроме того, мы знаем, где мы хотели бы открыть определенные концепты, а где – заходить на рынок целыми кварталами. У каждого заведения есть своя зона покрытия. У нас идет диверсификация рисков, и чтобы не складывать все яйца в одну корзину, мы работаем с несколькими организациями. Например, сейчас у нас три поставщика оборудования. Все это делается для того, чтобы создать мини-конкурентную среду и проводить внутренние тендеры. Как правило, у нас есть устоявшиеся партнерские отношения с подрядчиками и поставщиками, но все-таки стараемся избегать монополии в этом плане. Открывая ресторан, мы не просто открываем точку, которая будет приносить нам доход, но мы еще благоустраиваем место вокруг заведения. Например, на Байзакова – Богенбай батыра мы открыли заведение, которое находилось не в самом проходимом месте. Мы облагородили местность, провели уличное освещение, настелили газон, уложили новый тротуар. 

РАСХОДЫ 

В структуре расходов самая затратная часть – ремонтные работы и оборудование. В принципе, на один ресторан у нас уходит от 100 до 150 млн тенге, из которых 60% это строительно-монтажные работы. 30% – оборудование и мебель для заведения, остальные 10% – прочие расходы связанные с запуском ресторан (приобретение инвентаря, посуды, проведение отработок по кухне и бару). Перед открытием заведения мы разрабатываем как пессимистичные, так и оптимистичные прогнозы, ведь всегда есть какие-то факторы, которые влияют на заведение. Для нас это всегда вопрос компромисса. У ресторанов небольшой площади, к примеру, относительно небольшие инвестиции и достаточно большая рентабельность, но тут проблема в том, что концепт окупит себя, но принесет небольшие деньги. Можно построить что-то более долговечное, но и рисков здесь тоже 



будет больше. Тот же Del Papa имеет более устоявшийся концепт, так как он более классический. Сейчас очень сложно сделать быстро окупаемый бизнес. Даже если такое и получается, то он, как правило, долго не живет. Такие заведения обычно очень трендовые, но бессистемные. Но как только тренд спадает, заведение угасает и примеров тому множество


ИНВЕСТИЦИИ 

Сейчас у нас ведется строительство пяти ресторанов одновременно. Чаще всего мы заранее планируем, сколько нужно привлечь для того, чтобы открыть ресторан. На период 2016-2017 года у меня стояла задача привлечь 1,1 млрд тенге для развития, но по факту получилось привлечь около 750. Опять же из-за определенных изменений на рынке у нас были скорректированы цели.Мы пересмотрели локации в рамках 2 городов и отказались от открытия ресторанов в некоторых районах городов Алматы и Астаны. Мы считаем, если за полтора года инвестиции вернулись, то такое заведение можно назвать успешным. Два с половиной – три года – это средний показатель. Не скажу, что он очень хороший, но, тем не менее, неплохой. Если ресторан просуществовал пять лет, то получается, что два года он окупался и оставшиеся три года приносил прибыль. Дальше уже можно думать о том, чтобы делать реконцепцию или строиться. Немаловажную помощь нам оказывает государство, потому что мы являемся достаточно активными участниками государственных программ. Так как у нас есть несколько сетевых проектов, у нас имеется возможность финансироваться по различным госпрограммам. В первую очередь, это программа «Жибек жолы» (Акимат г.Алматы совместно с ФРМП ДАМУ), а также мы пользуемся программой субсидирования процентов от ФРМП ДАМУ, что позволяет нам получить деньги на срок от трех до семи лет с процентной ставкой от семи до девяти процентов. Это идеальные условия для того, чтобы развивать бизнес. Со своей стороны мы также стремимся помогать новым концептам заходить на рынок. У нас есть партнерская программа, которая позволяет людям с идеей открывать рестораны или какие-то другие заведения под нашим руководством. В этом случае мы готовы выступить в роли долевого инвестора. Для нас это интересно, потому что партнер или партнеры отвечают за продукт и фокусируются только на нем. В Данном случае abr отвечает за инвестиции и помогает в плане строительства, а также обеспечивает всю организационно- правовую поддержку проекта 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке