Новый арбитр: кто встал между госорганами и бизнесом?
Куда обращаться, если после проверки возникли налоговые и таможенные спорыНациональной палатой предпринимателей РК «Атамекен» неоднократно еще с 2011 года поднимался вопрос о создании Апелляционной комиссии по рассмотрению налоговых и таможенных споров по результатам проверок. Налицо имеем конфликт интересов, так как проведение проверки и его рассмотрение находились внутри одной системы, решение досудебной налоговой и таможенной апелляции не воспринималось предпринимателем как независимое.
После долгого и упорного обсуждения Апелляционная комиссия при Минфине начала свою работу с 1 июля 2017 года. В состав вошли председатель Комиссии, а также шесть человек, среди которых член правления НПП РК «Атамекен».
Работа Комиссии повысит доверие предпринимателей к досудебному разрешению спорных вопросов; обеспечит независимый подход; сократит количество судебных разбирательств; позволит Комитету госдоходов проверить соответствие деятельности территориальных органов.
Плюсы Комиссии — отсутствие конфликта интересов, то есть видение позиции, отличной от налоговых органов, и главное — возможность предпринимателю самому лично присутствовать при обсуждении проблем с налоговиками и таможенниками.
На сегодня членам Комиссии поступило от Минфина порядка 44 жалоб: 32 по налоговым вопросам и 12 по таможенным вопросам. Большая часть поступивших жалоб по налоговым спорам предпринимателей связана с доначислением налогов по взаиморасчетам с поставщиками, в отношении которых либо возбуждены уголовные дела, но нет решения суда, либо имеется решение суда о признании регистрации недействительной.
«Атамекен» неоднократно поднимал на всех площадках вопрос, что следует определить грань между передачей дел из сферы уголовного процесса в плоскость гражданского. Если уголовное дело возбуждено, то необходимо завершить уголовный процесс,
Между тем, если поставщик и покупатель осуществляли фиктивные сделки, то их вина должна быть подтверждена обвинительным приговором суда.
Зачастую органы госдоходов в рамках уголовного дела доначисляют налоги по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого не завершилось уголовное дело, то есть еще не доказана виновность или невиновность поставщика в рамках уголовного процесса.
Второй случай, когда при наличии решения суда о признании регистрации недействительной, орган государственных доходов проводит доначисление корпоративного подоходного налога, ссылаясь на решение суда, вынесенного по факту показаний учредителя о его непричастности к созданию юридического лица.
Однако в ходе проверки проверяющим не исследуется фактическое совершение сделки, ведь до момента признания регистрации недействительной, юридическое лицо функционировала, фактически заключала сделки, выполняла поставки товаров, работ, услуг, в том числе и в рамках государственных закупок.
Другими словами, заключались и выполнялись законные гражданско-правовые сделки.
Но на практике сложилось мнение, что признание недействительной регистрации юридического лица автоматически приводит к недействительности всех заключенных договоров. Такая практика противоречит положениям законодательства.
Налоговое законодательство закрепляет исполнение налогового обязательства в виде уплаты налогов, у налоговых органов отсутствует право признавать сделку недействительной без решения суда.
Комиссия создана для обобщения применения на практике налогового и таможенного законодательства. Дает рекомендации для проведения разъяснительных работ с предпринимателями и органами госдоходов, последующим шагом могут быть рекомендации по внесению изменений в законодательства и НПА.& К тому же при выявлении нарушений со стороны налогового органа по некачественному составлению акта проверки проверяющего могут привлечь к дисциплинарной ответственности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.