Четыре компании, которые не смогли завоевать рынок

Истории провалов от тех, кто не справился с «красным океаном» конкурентной среды

По данным Global Entrepreneurship Center, в 2010 году в мире появилось 50 млн новых компаний. Сегодня эта цифра возросла почти до ста миллионов. Треть из них будет более или менее успешно работать. Будут среди них и стартапы с уникальными торговыми предложениями, и обычные розничные магазины, и «дочки» мировых гигантов. Но лишь единицы завоюют рынок и смогут стать именем нарицательным, а большинство так и не справится с «красным океаном» конкурентной среды.

Деловой еженедельник «Капитал.kz» предлагает читателям вспомнить компании, продукты которых будоражили умы и кошельки потребителей два последних десятилетия, но канули в Лету, доказав, что деньги — не главное.

Jawbone

Калифорнийская Jawbone — самый свежий пример провальной истории. Компания начала заниматься носимой электроникой еще до того, как это стало мейнстримом. С 1999 года американцы смогли привлечь инвестиции венчурных и государственных фондов со всего мира. В распоряжении Jawbone было $900 млн и более 200 патентов на уникальные разработки. Но все же компания прославилась благодаря фитнес-браслетам, о которых мечтала вся продвинутая молодежь последнего пятилетия. Браслеты Jawbone отличались от конкурентов стильным лаконичным дизайном и, конечно же, способствовали продвижению ЗОЖ в массы. Фитнес-гаджет вместе с приложением для смартфона считал шаги и калории пользователя, рассчитывал нужную физическую активность, будил в короткую фазу сна, позволяя выспаться, и даже анализировал ваше настроение. Но все эти преимущества почему-то не смогли сделать устройство лидером среди конкурентов. Jawbone так и не прыгнула выше 1/20 доли рынка. В прошлом году компания приостановила производство, а остатки продукции со складов распродала по бросовой цене. Поддержка устройств приостановлена в начале июля 2017-го.

Основатель компании Хусейн Рахман займется новым проектом Jawbone Health Club, деятельность которого будет сконцентрирована на разработке оборудования и программного обеспечения для медицинских учреждений.

Segway

Американец Дин Кеймен разрабатывал экзотическое средство передвижения целых 10 лет. В 2001 году первый скутер был испытан на дорогах страны, на выпуск первой партии инвесторы не пожалели $125 млн. Сам Стив Джобс прочил сегвеям большое будущее: «Если достаточно людей увидят эту машину, вам даже не придется убеждать архитекторов строить для них города, это произойдет само собой». Дин Кеймен предполагал продавать по 10 000 штук электрических транспортных средств с двумя колесами в неделю. Компания планировала достичь миллиардных продаж чуть ли не быстрее всех в истории. Однако заоблачные цены сделали свое дело: за четыре года Seagway продала 24 000 скутеров. Сегвей был уникальным, но слишком дорогим — до сих пор, несмотря на огромное количество китайских аналогов, аппарат стоит более $1000.

В 2013 году компания Segway Inc. была продана Summit Strategic Investments. В 2015-м убыточный стартап продали пекинскому Ninebot.

Siemens Mobile

Немецкий гигант, основанный известнейшим ученым и изобретателем Вернером Сименсом и Иоганном Гальске в далеком 1847 году, возвел первую телеграфную линию в Германии. Помимо телеграфных столбов силами сотрудников Siemens в Будапеште появились знаменитые трамваи, в Берлине — метро и первый завод по производству ламп накаливания, а Зимний дворец в Санкт-Петербурге перманентно сиял электрическими огнями. Хотя историю концерна сопровождали и неудачи, в целом его судьба выглядела довольно безоблачной.

В 1985 году Siemens подарил миру первый сотовый телефон, спустя 7 лет — GSM-телефон немецкого производства. В 1990-х о Siemens знал весь мир. Немецкая компания в глазах обывателей была основным и чуть ли не единственным производителем мобильников. Siemens подарил миру первые «сотки», цветной экран, MP3-плеер, телефон-слайдер и встроенные карты памяти. В 2000-м лидер рынка мобильных устройств пустился в поиски новых технологических решений и выкупил специализированное подразделение фирмы Bosch. Однако кто не ошибается? Программное обеспечение телефонов концерна не было проработано до конца и нуждалось в постоянной перепрошивке. К неудачным техническим решениям прибавились промахи в менеджменте.

В 2005 году убыточное подразделение Siemens Mobile, еще недавно приносившее компании львиную часть дохода, было выкуплено компанией BenQ.& Спустя год на рынке появились аппараты BenQ-Siemens. Но в итоге даже такие кардинальные шаги не помогли — слияние не принесло прибыли, и BenQ Mobile разорилась.

Formspring

Социальную сеть, позволявшую пользователям делиться своими секретами, запустили разработчики конструктора сайтов Formstack в ноябре 2009 года. Программисты отметили популярность формы «Спросите меня о чем-нибудь» среди пользователей. Было решено запустить отдельный сайт. Его посещаемость зашкаливала, сервис стал безумно популярен среди тех, кто часами сидел в Facebook, Twitter и «ВКонтакте». Formspring вскоре был выделен в отдельную компанию, которая переехала в Сан-Франциско. В 2011 году среди пользователей появились верифицированные аккаунты звезд. За 4 года существования ресурс накопил 4 млрд ответов и имел 28 млн пользователей. Идея была уникальна, но проста в исполнении. У платформы появилось множество конкурентов — один за другим создавались сайты-клоны Ask.fm, Tumblr, MyYearbook. В 2010—2012 годах компанию поразили скандалы: подростки совершали самоубийства после получения оскорбительных анонимных комментариев на сайте. В 2013-м сайт перекупили и провели ребрендинг, а в 2015 году он канул в Лету, став частью сервиса знакомств Twoo.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤