Процесс закупок кардинально пересмотрят
«Атамекен» держит руку на пульсе по принимаемым мерам совершенствования закупок31 января этого года в своем Послании глава государства отметил, что сфера закупок нуждается в совершенствовании, поручив кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок в государственном и квазигосударственном секторе, сфере естественных монополий и недропользования. О том, что делается в этом направлении и над какими вопросами еще надо поработать, в беседе с заместителем председателя правления НПП РК «Атамекен» Даной Жунусовой.
— Расскажите, какова роль НПП РК «Атамекен» в данном процессе?
— Действительно, сфера закупок остается актуальной темой для наших предпринимателей. Данный факт подкрепляется растущим количеством обращений в «Атамекен».
За весь прошлый год поступило 930 обращений по линии защиты бизнеса с проблемами в сфере закупок, что на 30% больше, чем в 2015 году. Также в Реестре проблемных вопросов Нацпалаты, формируемом на региональном уровне, зарегистрировано 24 системные проблемы, в основном указывающие на необоснованные отклонения от участия в тендерах и «заточенной» технической спецификации под конкретного поставщика.
В 2016 году суммарный объем фактических закупок государственного сектора, Фонда «Самрук-Казына» и недропользователей составил 9,3 трлн тенге.
Поэтому НПП РК «Атамекен» уделяет очень большое внимание данному вопросу.
В реализацию Послания Президента с февраля текущего года Нацпалата принимает непосредственное участие в совершенствовании систем видов закупок. Проведено более 10 совещаний по вопросам закупок на площадке Правительства. И хотелось бы отметить, что за 4 месяца работы при поддержке Правительства нам удалось добиться весьма серьезных результатов в пользу наших предпринимателей.
— Не могли бы вы рассказать подробнее о результатах вашей работы?
— Изучая закупочные системы, мы выявили множество системных проблем для предпринимателей, которые могут быть разделены на 4 категории:
1. Отсутствие стабильности и информативности;
2. Отсутствие транспарентности закупок;
3. Вопросы повышения конкурентоспособности товаропроизводителей;
4. Слабый контроль за процессами закупок.
Исходя из этих аспектов, «Атамекеном» совместно с бизнес-сообществом были подготовлены и представлены в Правительство ряд поправок по совершенствованию системы закупок гос/квазисектора, а также предложения по совершенствованию закупок Фонда «Самрук-Казына», недропользователей и субъектов естественных монополий.
— Какие шаги предпринимаются для решения этих проблем?
— Планирование. Ключевым фактором результативности каждого производства, да и любой деятельности в целом, является продуктивное планирование.
Проанализировав системы госзакупок и закупок квазигоссектора, мы выявили, что информация по планам закупок на текущий год, которая должна публиковаться на портале закупок, не публикуется вовремя либо публикуется не в полном объеме. Нами было зафиксировано, что по состоянию на 1 марта 2017 года из более 18 тыс. госучреждений только половина разместила планы на веб-портале.
В данной ситуации у потенциальных поставщиков отсутствует возможность планирования своего производства.
В связи с этим мы в рамках проекта нового разрабатываемого Закона о совершенствовании закупок предложено привлекать заказчиков к адмответственности за неполное и несвоевременное опубликование планов закупок. Данная поправка была одобрена Министерством финансов РК и включена в законопроект.
Централизация. Одной из важных инициатив Нацпалаты, которая была поддержана в Правительстве, является проведение закупок методом централизации.
Централизация госзакупок предполагает консолидацию потребностей заказчиков,
Консолидация таких товаров, работ, услуг (ТРУ) будет осуществляться согласно утвержденному МФ РК перечню. В настоящее время перечень ТРУ, закупаемых централизованным методом, ограничен только 7 видами товаров (автомобильные средства, вертолеты, сервера, периферийное оборудование, программное обеспечение, мебель, медицинская техника).
Учитывая, что централизация закупок может быть использована как эффективный инструмент поддержки предпринимателей, «Атамекен» предложил расширить данный Перечень, исходя из анализа наиболее закупаемых товаров в сопоставлении с данными по внутреннему рынку.
В этой связи нами предложена централизация товаров мебельной и легкой промышленности в пилотном режиме. На текущий момент товары мебельной промышленности включены в данный Перечень, вместе с тем ведется работа по внедрению закупки централизованным методом товаров легкой промышленности.
Также хочу отметить, что это только начало и работа по расширению данного перечня будет продолжаться.
— Расскажите о работе по совершенствованию антидемпинговых мер.
— К сожалению, не всегда принятые меры приносят желаемые результаты. Например, в конце 2015 года в Закон «О государственных закупках» была включена статья об антидемпинговых мерах. Есть категория потенциальных поставщиков, которые ставят целью выиграть конкурс, но не знают, что с ним делать после этого, т. к. цена сильно занижена, и, конечно, они не просчитывают и не планируют, в этом их минус, и эта статья должна была предусмотреть барьер для такой категории потенциальных поставщиков.
Однако в скором времени это новшество получило обратный эффект и позволило отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства, как проведение технадзора и строительно-монтажных работ, разработка проектно-сметной документации, снижать цены до необоснованно низких и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением. Конечно, такого рода демпинг цен ограничивает участие добросовестных предпринимателей, не говоря о качестве поставляемых работ и услуг, тем более если учитывать, что цены в строительстве могут быть снижены только за счет грамотной организации строительства и производительности труда в лучшем случае на 5−8%.
В этой связи Нацпалата при поддержке Правительства добилась усовершенствования действующего механизма в части установления экономически и технологически обусловленных порогов демпинговых цен для услуг технического надзора, проведения СМР и разработки ПСД.& В ближайшее время «Атамекен» совместно с отраслевыми ассоциациями и уполномоченным органом завершит работу по вычислению соответствующего условного порога.
— Какова ситуация с интеграцией систем закупок?
— В настоящее время имеются четыре разрозненных баз данных, которые находятся в ведении Минфина (www.goszakup.gov.kz), МИРа (reestr.nadloc.kz), Фонда (tender.sk.kz), АО «НУХ Байтерек» (mitwork.kz). При этом классификации товаров, работ, услуг у всех разные.
Отсутствует статистическая информация об объемах закупок, номенклатуры закупок, а также другая информация, необходимая потенциальным поставщикам для определения потребностей рынка закупок.
В этой связи Правительством одобрено наше предложение об онлайн-интеграции существующих информационных систем по закупкам с информационной системой Нацпалаты путем создания Единой точки доступа.
Мы считаем, что это не только позволит предпринимателям получать информацию по принципу «единого окна», но и существенно повысит общественный контроль за процессами.
Получив доступ к необходимым данным в режиме реального времени, мы сможем анализировать объемы закупок, корректировки планов, обоснованность проведения закупок способом из одного источника и мониторить процессы закупок на всех стадиях.
— Каковы единые подходы в ПКО в государственных закупках и закупках Фонда?
— Отмечу, что предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков предусмотрен и в госзакупках. Однако указанные системы ПКО значительно разнятся не только подходами, но и основной целевой направленностью.
Учитывая, что концептуальной целью ПКО является выявление добросовестных поставщиков, нами предложено внедрить единые подходы в ПКО в целях исключения необходимости предпринимателя проходить аналогичные процедуры отбора для участия на разных площадках закупок.
Данное предложение было поддержано Минфином РК, в связи с чем достигнута договоренность об определении единых подходов, а также о признании результатов ПКО Фонда.
— Что скажете об ответственности в закупках квазигоссектора?
— Одной из задач Нацпалаты является защита интересов бизнеса. Поэтому для нас крайне важно, чтобы в отношении предпринимателей не ущемлялись их права в сфере закупок.
В настоящее время не предусмотрена ответственность в отношении должностных лиц за нарушение законодательства закупок в квазигоссекторе — максимально строгим наказанием за нарушение правил осуществления закупок является выговор.
Поэтому в разрабатываемом проекте закона внедрена норма по установлению адмответственности за нарушение законодательства в сфере закупок квазигосударственного сектора.
— Есть ли единые правила закупок для всех субъектов квазигоссектора?
— Несмотря на одинаковую природу субъектов квазисектора (организационно-правовую форму), подходы по регулированию закупок являются разными. Если, например, закупки госпредприятий регулируются Законом о госзакупках, то нацхолдинги и нацкомпании закупаются в соответствии с постановлением Правительства, а закупки Фонда и вовсе проводятся согласно внутренним Правилам.
Мы считаем, что это крайне неэффективно и неудобно для предпринимателей. Для участия в закупках по одному и тому же ТРУ на разных площадках бизнесу приходится руководствоваться тремя разными регулирующими документами. Такого рода разрозненность отнимает как много времени, так и порой приходится нанимать дополнительные человеческие ресурсы, что несет и дополнительную финансовую нагрузку.
Поэтому в целях установления единых подходов и принципов проведения закупок, по настоянию Палаты, в новом законе будут установлены единые правила закупок для всех субъектов квазигоссектора.
— Как обстоит работа по переводу всех закупок квазигоссектора, естественных монополий и недропользователей на электронный формат?
— Крайне важно, что в условиях цифровизации, для того чтобы быть конкурентоспособными, нам нужно идти в ногу со временем. То же касается и сферы закупок. Электронный формат закупок имеет множество преимуществ для предпринимателей: удобство, экономия времени, прозрачность.
К сожалению, на сегодняшний день закупки таких учреждений, как «СК-Фармация», «Казавтожол», «Казагро», «Зерде» и др., все еще проводятся в бумажном формате.
В этой связи в целях упрощения и обеспечения прозрачности процедур закупок все закупки квазигоссектора, естественных монополий и недропользователей будут переведены в электронный формат.
Есть также ряд моментов, которые нуждаются в совершенствовании.
Первое — отсутствие транспарентности. Другим немаловажным фактором совершенствования закупок является обеспечение транспарентности их проведения. Это в первую очередь позволит снизить риск проявления коррупции, тем самым повысит эффективность процессов закупок, поэтому Национальная палата добивалась принятия ряда важных предложений на этот счет.
Второе — усиление контроля. Как уже было сказано ранее, одним из наиболее беспокоящих предпринимателей является вопрос необоснованных отклонений от участия в тендерах и «затачивания» технической спецификации. Мы считаем, что причиной этих проблем наряду с непрозрачностью проведения закупок является отсутствие должного контроля за их процессом.
Хотелось бы отметить большую работу, проведенную «Атамекеном» совместно с Фондом «Самрук-Казына». 14 июня текущего года было подписано Дополнительное соглашение, предусматривающее внесение поправок в Соглашение о взаимодействии между НПП и Фондом «Самрук-Казына» по следующим направлениям.
Третье — кодификация. В январе 2013 года закупки группы компаний «Самрук-Казына», а в 2016 году и все государственные закупки были переведены в электронный формат. Естественно, для идентифицирования товаров, работ и услуг при проведении электронных закупок применяется кодификация товаров, работ и услуг.
Основываясь на лучшем международном опыте, в 2012 году коллеги из «Самрук-Казына» создали Единый номенклатурный справочник товаров, работ и услуг (ЕНС ТРУ). Данный классификатор является основным инструментом предпринимателей в поиске ТРУ в закупках.
За основу разработанного кода был принят Классификатор продукции по видам экономической деятельности (КПВЭД), в соответствии с которым ранее формировались планы закупок государственных органов и компаний Фонда.
Стоит отметить высокую значимость ЕНС ТРУ, так как госзакупки и закупки Фонда, чьи объемы составляют более 5 трлн тенге ежегодно, проводятся с применением данного справочника. Кроме того, в дальнейшем планируется внедрение ЕНС ТРУ в закупки недропользователей и субъектов естественных монополий.
Вместе с тем имеется ряд проблем, таких как пробелы в методологии формирования новых кодов, что приводит к дублированию кодов. Мы обсудили эту проблему с руководством Фонда и совместно решили дальше совершенствовать классификатор, провести полную ревизию кодов с последующим их утверждением и пересмотром методологии. К этой большой работе также привлечен и наш бизнес.
И последнее, четвертое — повышение конкурентоспособности товаропроизводителей. В условиях интеграционных процессов и ужесточения конкуренции мы считаем важным уделять более серьезное внимание повышению конкурентоспособности отечественных предпринимателей, в том числе и в сфере закупок.
Как известно, в рамках проводимой трансформации Фонда ведется работа по совершенствованию закупочной политики компаний Фонда.
В реализацию данного направления работы в мае 2016 года Фондом в пилотном режиме внедрена система предварительного квалификационного отбора поставщиков (ПКО), которая в дальнейшем будет использоваться во всех закупках Фонда. После прохождения по ПКО у потенциальных поставщиков отпадает необходимость подтверждения квалификации персонала и опыта работы в ходе каждой закупки. Это облегчает участие в закупках Фонда.
Несмотря на заявленные преимущества, стоит отметить, что ПКО не ограничивает поставщиков, среди которых могут присутствовать наравне с товаропроизводителями и дилеры, и импортеры, которые, как правило, находятся в более выигрышном положении.
В связи с этим в целях повышения конкурентоспособности товаропроизводителей по инициативе «Атамекена» и при поддержке Правительства на сегодняшний день прорабатывается механизм закрепления преимущества потенциальным поставщикам в ПКО при наличии Индустриального сертификата. Помимо этого, хотелось бы отметить большую работу, проведенную «Атамекеном» совместно с Фондом «Самрук-Казына». 14 июня текущего года было подписано дополнительное соглашение предусматривающее внесение поправок в соглашение о взаимодействии между НПП и Фондом «Самрук-Казына» по вышеуказанным направлениям.
— Борьба с «заточкой» идет полным ходом? Данный вопрос неоднократно всплывал.
— К сожалению, даже перевод закупок на электронный формат не решает проблемы лоббирования интересов определенных поставщиков.
По данным Комитета по внутреннему госаудиту и финансового мониторинга, в 2016 году выявлено более 42 тыс. лотов госзакупок с нарушениями на 464 млрд тенге. В 2015 году установлены нарушения только по 10 тысячам процедур на сумму 170 млрд тенге. Таким образом, рост выявленных нарушений составил более чем четыре раза.
Основными нарушениями являются: необоснованное отклонение конкурсных заявок предпринимателей; установление в конкурсных документациях дополнительных требований, не предусмотренных правилами закупок; необоснованный выбор поставщиков, несоответствующих квалификационным требованиям.
При этом важно понимать, что это только статистика выявленных нарушений.
Хотя «заточка» техспецификаций и тесно связана с вышеназванными проблемами, с ней весьма нелегко бороться законодательно.
В качестве оперативной меры мы предложили Фонду «Самрук-Казына» внедрить институт независимых отраслевых экспертов, который обеспечит качественный контроль против «заточки» путем предоставления доступа в онлайн-режиме к процессам закупок (на стадии объявления, проекта технических спецификаций), с предоставлением публичных отчетов экспертов по итогам их деятельности. Мы продолжаем работу в данном направлении.
— Резюмируя пересмотр закупок в рамках внутрихолдинговой кооперации Фонда, что можете сказать об этом?
— Одним из способов проведения закупок является закуп ТРУ из одного источника в рамках внутрихолдинговой кооперации. В свою очередь, информация о таких закупках является закрытой, в связи с чем не исключены риски ограничения добросовестной конкуренции и возможности создания условий для скрытой монополии.
В этой связи Нацпалата совместно с Фондом будет проведена работа по определению основных видов деятельности дочерних организаций Фонда и исключению возможности закупа ТРУ, находящихся в конкурентной среде.
Результатом данной работы станет Перечень ТРУ, разрешенный к использованию для проведения закупок в рамках внутрихолдинговой кооперации.
— Спасибо за содержательную беседу!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.