Кто займет место Carrefour?
Kapital.kz узнал у генерального директора ТРК Grand Park, что предложит новый супермаркетВ мае стало известно, что 2 июля закрывается гипермаркет Carrefour, который находился в ТРК «Grand Park» в Алматы. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz генеральный директор ТРК «Grand Park» Габит Бейсенбаев рассказал, что торговые площади ТРК, на которых размещался Carrefour, займет казахстанский супермаркет «который будет работать на основе полезных продуктов».
«Carrefour, к сожалению, не выдержал конкуренции с торговой розничной сетью „Magnum Cash&Carry“. На торговые площади, где размещался Carrefour, был огромный конкурс. Почти все топовые казахстанские супермаркеты изъявили желание занять место в Grand Park, где был Carrefour. Иностранных претендентов не было. Но выиграла только одна из компаний, которая предложила нам необычные условия. Не могу сказать, что это за супермаркет — думаю, он сам заявит о себе. Возможно, это произойдет на этой неделе. Могу лишь сказать, что это казахстанский супермаркет, не сеть, который будет работать на основе полезных продуктов. То есть основным направлением работы этого супермаркета будут полезные продукты. У нас в торгово-развлекательном комплексе будет работать лаборатория, которая будет проверять продукты на качество. Carrefour окончательно закрылся буквально на прошлой неделе, и думаю, что для запуска супермаркету здорового питания потребуется минимум три месяца», — сообщил Габит Бейсенбаев в беседе с корреспондентом Kapital.kz.
Габит Бейсенбаев также прокомментировал уход Carrefour. «В 2017 году мы пару раз встречались с представителями головного офиса Carrefour — Majid Al Futtaim Retail, который находится в Дубае. Приезжала комиссия, которая занималась изучением ситуации (в Казахстане. — Ред.). Со своей стороны мы озвучили максимальное количество предложений, которые могли бы помочь решить проблемные вопросы Carrefour. Но, к сожалению, аналитики в Дубае сказали, что на Carrefour влияет конкурентная среда (в Казахстане. — Ред.), девальвация тенге и организационные вопросы. Хотя, считаю, что государственные органы очень слаженно работали с представителями Carrefour. Не только наш ТРК, но и все службы города создавали все необходимые условия для работы», — заметил генеральный директор ТРК «Grand Park».
На вопрос журналиста Kapital.kz: «Каковы все-таки были основные причины ухода Carrefour, с вашей точки зрения?». Габит Бейсенбаев ответил: «Конечно, повлияла и финансовая ситуация в Казахстане, а именно снижение покупательской способности населения. То есть основной вопрос — это снижение среднего чека. К тому же, две точки „Magnum Cash&Carry“ находились от Carrefour на расстоянии одного квартала. Естественно, Carrefour имея точно такую же политику как „Magnum Cash&Carry“ не мог выдержать конкуренции. Думаю, у владельцев франшизы Carrefour не хватило терпения, они должны были открыть четыре гипермаркета Carrefour в Алматы. Это была их цель. Естественно, в этом случае себестоимость продуктов в Carrefour резко бы снизилась. Но, к сожалению, в Carrefour не увидели каких-то четких планов (по развитию в Алматы. — Ред.) и приняли решение закрыть гипермаркет. Решение о закрытии было достаточно неожиданным для нас. Кстати, у владельца франшизы Carrefour, компании Majid Al Futtaim Hypermarkets Kazakhstan, есть планы вернуться на рынок (Алматы. — Ред.), они вообще не собираются закрывать свой офис в Казахстане», — рассказал Габит Бейсенбаев.
Напомним, ранее генеральный директор гипермаркета Carrefour в Казахстане Сынг Дэ Рю назвал основные причины закрытия гипермаркета. Одна из них высокая конкуренция — за год недалеко от Carrefour открылись три подобных магазина. «Основная причина — девальвация и жесткая конкуренция. Закрытие магазина не означает, что компания Majid Al Futtaim Hypermarkets Kazakhstan (владелец франшизы. — Ред.) закрывается для страны. Компания будет мониторить экономическую ситуацию в республике и не исключает возможность вернуться на рынок РК в будущем», — отметил Сынг Дэ Рю.
Габит Бейсенбаев подчеркивал, что «уход Carrefour не приведет к повышению цен на продовольственные и иные товары и не уменьшит их ассортимент». «В любом случае выигрывает потребитель за счет высокой конкуренции на рынке», — заявил он.
Также своим мнением о том, почему Carrefour ушел с рынка Алматы поделился вице-президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков. «Я предполагал, что надолго Carrefour не хватит, потому что сам по себе ретейл у нас (в Казахстане. — Ред.) убыточен», — признался он.
В то же время Бекнур Кисиков предположил, почему Carrefour решил «свернуть» свой бизнес в Алматы. «Не знаю глубинных причин, почему закрывается эта сеть гипермаркетов, но у меня есть догадки. Повторюсь, считаю, что ретейл у нас убыточен, в наших условиях ретейлом очень сложно управлять. С рынка недавно ушел Green, несколько лет назад российская сеть гипермаркетов „Пятерочка“ закрыли свои магазины. К тому же ретейлом очень сложно управлять в текущих условиях, нужны квалифицированный персонал, налаженная работа с поставщиками, грамотно выстроенная ценовая политика.», — рассказывает Kapital.kz Бекнур Кисиков.
Собеседник заострил внимание на нескольких факторах, почему, с его точки зрения Carrefour решил уйти. «Первая проблема — снижение покупательского спроса на продукцию. Многим кажется, что Carrefour — это дорогой гипермаркет, многие предпочитают закупаться в Magnum или на торговых рынках. У большинства в головах закрепилась информация о том, что Magnum — это гипермаркет с самыми доступными и демократичными ценами. Предполагаю, что Carrefour не удалось переломить менталитет казахстанцев по своей ценовой политике, сформировать лояльную аудиторию, которая приезжала бы за продуктами в Carrefour среди ночи и днем. Вторая проблема Carrefour, как мне кажется, — удаленность этой сети от жилого массива. Считаю, что дислокация Carrefour (в ТРК Grand Park. — Ред.) не совсем выигрышная. В США много дискаунтеров, которые расположены далеко от населенных пунктов, но там формат магазинов таков, что американцы готовы преодолевать дальние расстояния, чтобы закупить продукты: все дело в скидках, комфорте. У нас в Алматы к подобному удаленному формату сетей пока не привыкли, жители казахстанских городов привыкли закупаться вблизи своих домов, в черте города — за город ради покупок в супермаркете никто специально не поедет. Третья проблема — слабая рекламная кампания Carrefour», — заметил Бекнур Кисиков.
Напомним, французская сеть магазинов Carrefour, вторая в мире после
американской Wall-Mart, вышла на казахстанский рынок в феврале
2016 года. Магазин открылся в торговом центре Grand Park Almaty.
В феврале прошлого года подчеркивалось, что всего планируется открыть
около десяти
магазинов Carrefour. В первом из них, на открытии которого присутствовал
генеральный консул Франции в РК Патрик Ренар, было представлено 30 тыс.
наименований товаров. Это бакалея, товары для дома, бытовая техника,
спорттовары и текстиль.