В Алматинской области запущен завод по переработке шин

На предприятии намерены ежегодно перерабатывать 6 тыс. тонн покрышек

В Карасайском районе в поселке Жармухамбет Алматинской области открылся завод по переработке и утилизации старых шин. Проект прорабатывался около года, есть стоимость 150 тыс. долларов. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

На заводе покрышки измельчаются в крошку, которую планируется использовать как добавку при изготовлении дорожного покрытия и напольного покрытия для детских площадок. Но упор планируется сделать все-таки на дорогах.

«В Казахстане ежегодно образуется около 100 тыс. тонн шин. В Алматы и Алматинской области — около 20 тыс. тонн шин: 70% покрышек образуют легковые авто, 30% - грузовые. Многие казахстанские предприятия по переработке покрышек производят резиновую крошку для напольного покрытия детских площадок. В Алматы же более востребована крошка для дорожного покрытия. К примеру, из 100 тыс. тонн потребность в крошке для детских площадок составляет только 20 тыс. тонн. В США и других развитых странах распространена практика, когда резиновая крошка добавляется в дорожное покрытие. Во время Великой депрессии в Америке проблемы с дорогами решились именно за счет резиновой крошки, которая использовалась при строительстве дорог. В 1950 году в США уже на законодательном уровне было прописано, чтобы резиновая крошка добавлялась в состав, который бы использовался при изготовлении дорожного покрытия. Естественно, что за счет этой инициативы улучшился экологический вопрос. Думаю, что этот опыт можно было бы применить в Казахстане», — считает директор ТОО «Q-Recycling» Жасулан Сайкатов.


На заводе намерены перерабатывать 6 тыс. тонн шин в год — это около 100 тыс. шин грузовых авто и миллион шин легковых. «Ежегодно мы планируем производить активированную резиновую крошку объемом свыше 4 тыс. тонн. Почему 4 тыс тонны, а не 6 тыс. тонн? Потому что после переработки покрышек от шин отделяется материя, металлы, добавки», — замечает Жасулан Сайкатов.

По его оценкам в Казахстане работает порядка 10 производств по переработке шин. «По Алматы и Алматинской области наш проект единичен. Завод был открыт частными лицами, его стоимость — 150 тыс. долларов. Оборудование мы приобретали в Китае, в Казахстане такого не производят. К слову, в Астане аналогичный завод с мощностью не 6 тыс тонн как у нас, а 12 тыс. тонн, стоит 10 млн евро», — сообщил глава завода.

Крошка проходит испытания

Кстати, эффект от добавления резиновой крошки в дорожное покрытие был проанализирован в КазДорНИИ. «Мы с 2008 года проводим испытания резиновой крошки. Это не только казахстанская крошка, но и крошка из Китая, Германии, Австрии. По нашим данным, крошка оказывает положительный эффект на дорожное покрытие. К примеру, в 1,5−4,1 раза снижаются колееобразования. Это говорит о том, что деформаций на дорогах будет меньше. Ранее было предположение, что при использовании резиновой крошки в состав асфальтобетона нужно будет добавлять больше битума. А битум — материал дорогой. Между тем, по результатам наших исследований выяснилось, что объем битума, добавляемый в покрытие с крошкой, практически не изменится. Конечно, за счет крошки стоимость асфальтобетона увеличится. Но если учесть положительный эффект крошки, то этот момент по стоимости нивелируется. Так, снижается колееобразования, уменьшается вероятность образования трещин, увеличивается шумоизоляция: от 4−12 децибел. За счет снижения шумоизоляции особую ценность покрытие с крошкой будет иметь для населенных пунктов», — подчеркнула научный руководитель КазДорНИИ Галина Назаренко.

На заводе добавляют, что согласно исследованиям, добавление резиновой крошки в дорожное покрытие снизит аварийность на дорогах. По данным анализа, снизится образование водной пленки и гололеда, повышается сцепление колеса с покрытием, увеличивается морозостойкость и водостойкость асфальтобетона. К тому же, крошка предотвращает стекание битума.

Но для того, чтобы резиновую крошку можно было применять на казахстанских дорогах нужно будет опробировать этот материал. «Нужно сделать пробные участки, протяженностью по 500 метров и посмотреть, как дорога с крошкой покажет себя через 1−2 года. Мы готовы бесплатно предоставлять резиновую крошку для этих целей. Нужно через два года непосредственно вскрыть дорожное покрытие и посмотреть в разрезе, каков ее эффект», — считает Жасулан Сайкатов.

Присутствующий на открытии завода заместитель акима Алматинской области Айдарбек Байжнов прокомментировал предложение. «По республиканской трассе постелить пробное дорожное покрытие не получится, ведь крошка не прошла еще все лабораторные исследования. Но, можно захватить дороги районного масштаба: полкилометра, километр застелить», — сообщил он.

Директор департамента контроля качества МК «КазАвтоЖол» Дмитрий Бессонов заметил, что «можно охватить и север, и юг и восток Казахстана». «Это нужно сделать, чтобы понять климатические особенности резиновой крошки. Можно постелить полкилометра, и посмотреть. Оформляйте документы, формализуйте вопрос — мы готовы поддержать завод, тем более это казахстанский проект», — заметил он.

По словам главы завода, инвестиции в 150 тыс. долларов планируется отбить через три года. «Предполагаем, что при оптимистичном сценарии, проект окупится через три года, даже если первое время мы не будем работать с дорожной крошкой, а только с детскими площадками», — рассказывает Жасулан Сайкатов.

Собеседник подчеркивает, что экспорт крошки в Россию пока невозможен. «Потому что у нас в Казахстане не налажен весь механизм сбора и утилизации шин. В России все процессы налажены, предпринимателям России достаточно своей крошки для переработки. К примеру, в Китай импорт покрышек и других отходов вообще запрещен, потому что там своих покрышек достаточно, они их перерабатывают. Мы же пока готовы покрывать Алматы и Алматинскую область», — сообщил Жасулан Сайкатов.

На заводе уточняют, что сейчас строительные компании закупают резиновую крошку для детских площадок в России. «Но там крошка дороже, чем у нас. К примеру, на рынке крошка стоит 120 тыс. тенге за тонну, мы готовы этот материал продавать за 80 тыс. тенге. Разрыв в цене связан с тем, что мы выигрываем за счет снижения издержек на логистику», — отмечает Жасулан Сайкатов.

Шины будут вывозиться бесплатно

На предприятии считают, что Экологический кодекс РК, который запрещает выбрасывать покрышки, сжигать их, не работает. В Алматы до сегодняшнего момента не было компаний по утилизации шин и, скорее всего, Кодекс не соблюдался. «В Казахстане предприятий по утилизации и переработке шин порядка 10, в Алматы наш завод единственный. Можно сказать, что в Алматы есть виртуальные компании, которые якобы занимаются утилизацией шин. Но их цеха мало кто видел. У нас были случаи, когда мы обращались в компании, чтобы взять шины на утилизацию, и нам говорили о том, что они уже работают с другим заводом по утилизации шин. Мы звоним на эти заводы, предлагаем встретиться, показать цех. Но на этом все и заканчивается — эти лжекомпании пропадают. По нашим предположениям, такие лжезаводы куда-то вывозят шины, выдают документы о проделанной работе заказчику, но де-факто, ничего не утилизируется», — комментирует глава завода.

При сборе покрышек существуют проблемы. «В Казахстане многие компании за утилизацию шин берут деньги. Мы забираем шины на безвозмездной основе. У нас очень много лжепредприятий, которые выдают документы об утилизации, а на деле они не утилизируют покрышки, а выбрасывают их в ямы. Повторюсь, что мы готовы приехать и бесплатно забрать шины у СТО или частных лиц и переработать их. Но проблема в том, что некоторые СТО, компании просят деньги за то, что мы берем у них шины. Это нонсенс, эта стратегия нигде не практикуется. В Европе и в других развитых странах, чтобы утилизировать шины частное лицо должно самостоятельно привезти шины на завод по утилизации или пункт приема и оплатить утилизационный сбор. В казахстанских СТО нам говорят, что мы зарабатываем на шинах деньги, поэтому должны платить им. Но, при утилизации завод несет затраты: на логистику, на содержание персонала, на содержание оборудования. Для строительства завода мы привлекли частные инвестиции и, конечно, их нужно отбивать. Между тем, нужно понимать, что за счет утилизации шин улучшится экологическая ситуация в городе, шины ведь не разлагаются», — подчеркивает Жасулан Сайкатов.

На заводе надеются, что их поддержит акимат Алматинской области. «Мы хотим установить пункты приема шин по городу Алматы, Алматинской области, чтобы на местах резать шины на чипсы и отвозить их на дальнейшую переработку. Но для этого нам потребуются небольшие участки земли», — продолжает Жасулан Сайкатов.

В свою очередь заместитель акима Алматинской области заявил, что «исполнительные органы готовы всячески поддерживать завод».

Кстати, на заводе проинформировали, какой вред могут нанести шины, которые становятся негодными. К примеру, при изнашивании шины выделяют высокотоксичную пыль. При ее вдыхании могут развиться раковые заболевания. Отслужившие выброшенные покрышки разлагаются в земле более 100 лет. При этом происходит загрязнение почвы, грунтовыми водами вымываются токсины и канцерогенные вещества. Вы видели шины, которыми огораживают детские площадки? Оказывается, при высокой температуре воздуха шины выделяют высокотоксичные соединения. Поэтому не рекомендуется размещать покрышки на детских площадках.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤