На рынок вышло новое приложение — Liber. такси
Стоимость проекта оценивается в 20 млн тенгеСейчас вызвать такси несложно, достаточно скачать одно из приложений, обозначить точку на карте, куда необходимо отправиться, и вуаля — вы уже на месте. В настоящий момент казахстанский рынок таксоперевозок делят между несколько приложений, наиболее крупные из них Uber и «Яндекс.Такси». Многие таксисты зачастую работают через два приложения — так прибыльнее. Казахстанские разработчики также хотят занять свою нишу на рынке по вызову такси. Недавно два друга, которые по образованию вовсе не технари, Михаил Политаев и Малик Мурзашев, запустили приложение, над которым они работали с 2015 года, — «Liber.такси». Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz встретился с одним из разработчиков проекта Михаилом, чтобы узнать, как будет работать новый стартап.
«Знаете, нас с Маликом всегда привлекала сфера digital, ноу-хау, мы постоянно интересовались новыми разработками. Как-то, два года назад, встретившись с Маликом, мы подумали — почему бы и нам не запустить свой проект? После мозгового штурма мы приняли решение создать приложение по вызову такси. Постепенно мы стали прорабатывать логику и структуру работы нашего приложения на платформах Android и iOS.& Для написания машинных кодов мы привлекали профессиональных программистов. Над проектом, включая нас, работало восемь человек», — отмечает Михаил.
Сейчас же, рассказывает собеседник, приложение находится на стадии массового запуска. «Первый технический, тестовый запуск нашего приложения стартовал 1 февраля 2017 года — это был наш самый интересный опыт и самый большой провал. Тогда мы были уверены, что наше приложение полностью работоспособно, но после его запуска пришло понимание, что проект требует доработки. Все наши оптимистичные надежды, по успешному старту рухнули на третьем, четвертом вызове такси. Ошибки стали выявляться там, где мы их и не ждали. Хотя нам казалось, что мы отточили все нюансы приложения… Кстати, перед запуском проекта мы проверяли работу нашего приложения каждый день, наши друзья пользовались приложением, но этот опыт не исключил ошибок», — делится один из разработчиков.
Коммуникации с таксистами
Михаил отмечает, что водителей искали через WhatsApp. «Перед тем как запустить приложение в тестовом режиме, буквально за один день мы через специальную группу в WhatsApp собрали более 100 водителей, которые готовы были попробовать поработать с нами. Хотя, перед тем как запустить проект, нам казалось, что поиск водителей — это один из самых сложных этапов. Оказывается, водители — это достаточно интересная и своеобразная аудитория, они имеют несколько WhatsApp-чатов, где списываются, делятся своими проблемами, новостями. Общение через водительские группы WhatsApp помогло нам наладить коммуникации с таксистами, понять их потребности. Конечно, некоторые водители относились скептически к нашему проекту, у них было некое недоверие… Но нашлись и такие, кто поверил в нас. Кстати, мы, перед тем как запустить приложение в тестовом режиме, организовали встречу с несколькими водителями. На встрече с таксистами в одном из кафе Алматы они нам рассказали о своих проблемах. Например, о том, что у них есть потребность в том, чтобы приложение предусматривало не только google-карту, но и Яндекс навигатор», — замечает собеседник.
Раскручивать свое приложение стартаперы стали через систему поиска в google. «Мы охватили тех людей, которые через поисковик вводят фразу «вызвать такси в Алматы», часть аудитории привлекли через facebook. В результате у нас появилась небольшая аудитория, которая узнала о нас. На данный момент у нас в приложении зарегистрировано 1300 потенциальных пассажиров такси. Кстати, нам часто задают вопрос: «почему вы не скопировали приложение «Яндекс.такси»? Но это не так просто, «Liber.такси» — «де факто» не одно приложение, их несколько. Мы отдельно разрабатывали приложение для Android для водителя и пассажиров, отдельно для iOS.& Также нужно было работать с сервером, который бы «проводил» коммуникации с водителем и пассажиром», — рассказывает Михаил.
Сейчас, уточняет собеседник, в приложении зарегистрировалось около 200 таксистов. Михаил подчеркивает, что таксисты в любой момент могут выйти на линию. «Но на данном этапе большая проблема состоит в том, что у нас пока недостаточно скачиваний приложения, чтобы каждый из водителей имел постоянный поток заказов. В этом и заключается огромная проблема», — замечает Михаил.
По его словам, многие водители в беседе с ним подчеркивали, что они хотели бы работать с казахстанским приложением по вызову такси. «Для владельцев иностранных приложений, таких как „Яндекс.такси“, водители — это лишь маленький винтик огромной машины. Крупные иностранные игроки постоянно соревнуются, устанавливают тариф все ниже и ниже. От такой политики страдают водители, потому что их мнением относительно тарифа никто не интересуется. Например, в „Яндекс.такси“ до сих пор не искоренена проблема дешевых поездок, которые не покрывают расходы водителя. К примеру, один из водителей „Яндекс.такси“ мне рассказывал, что как-то он получил вызов на адрес, до которого ему нужно было добираться 3 километра. Он доехал до точки, где его ждал молодой человек, которому нужно было добраться до магазина. Весь путь до магазина составил 500 метров, по тарифу стоимость поездки обошлась в 100 тенге. Понятно, что водитель потратил на этот вызов гораздо больше бензина и времени, и его ресурсы не стоили тех 100 тенге, которые ему заплатил клиент. То есть политика „Яндекс. такси“ допускает, что стоимость поездки может обойтись и в 100 тенге», — замечает собеседник.
Михаил отмечает, что, несмотря на то что на рынке такси много игроков, «для всех найдется свой кусок пирога». «Рынок Алматы настолько необъятный, что каждому игроку найдется свое место. Расскажу вам мировой опыт, в 2015 году на рынок США вышел новый сервис по вызову такси Fasten, его разработали краснодарские предприниматели. Они поставили перед собой задачу, чтобы их водители стали зарабатывать больше, чем их конкуренты. В итоге этот сервис пользовался огромным спросом… Мы также намерены придерживаться такой политики. Первые несколько месяцев работы планируем не брать процент с водителей за пользование нашим приложением, позже процент будет минимальным. Мы также намерены наладить более тесный, даже душевный диалог с таксистами, хотим слышать их проблемы. Иными словами, мы будем относиться к водителям, как к членам своей команды, как к определенному звену компании. Можно даже для таксистов организовывать точки, где они могут вечером попить чай, кофе, поделиться новостями», — рассказывает он.
Тариф вопреки погоде
«Мировой опыт показывает то, что локальные игроки всегда сильнее мировых брендов. Это связано с тем, что местные компании лучше знакомы с особенностями местного менталитета. Зачастую ценовая политика глобального иностранного игрока распространяется на все регионы, где он работает. Но при этом не учитываются особенности региона. Мы каждый день через чат в Whats App общаемся с нашими водителями… Когда мы выставили свой минимальный тариф в 300 тенге, который мы планировали ввести, мы поинтересовались у водителей их мнением. Были таксисты, которые сказали, что этот тариф оптимален, но были и те, кто сказал, что тариф очень мал. Но все же после диалога мы установили оптимальный минимальный тариф — 300 тенге», — замечает Михаил.
В беседе он уточняет, по каким тарифам работает «Liber.такси». «Минимальный тариф за поездку — 300 тенге, в этот тариф входит путь в 2 километра. Если пусть превышает два километра, то за каждый километр дополнительно будет начисляться по 50 тенге. Плюс к этому, за каждую минуту в пути будет начисляться по 5 тенге. Стоимость поездки не будет зависеть от времени вызова такси, погоды, часа пик — у нас не будет никаких коэффициентов. Временной тариф в 5 тенге установлен потому, что бывают ситуации, когда машина в пробках может простоять 15−30 минут, хотя расстояние до пункта назначения может оказаться незначительным. Понимаете, все эти 15−30 минут сжигается бензин. Предполагается, что в рамках работы нашего приложения ближайший водитель сразу приедет на точку после вызова такси. Пока не предусматривается опция, предусматривающая заказ такси на определенное время», — рассказывает Михаил.
«Можно ли говорить о том, что у вас будет высвечиваться примерная стоимость поездки?» — уточняет корреспондент Kapital.kz. «Верно, как я говорил ранее, все будет зависеть от протяженности маршрута и времени в пути. Водитель может поехать по короткому маршруту, но там он может столкнуться с пробками, а может выбрать более длинный маршрут, но без пробок. В этом случае цена может сильно отличаться. Повторюсь, цена за поездку будет учитывать время, которое водитель простоит в заторе», — замечает Михаил.
Предполагается, что сначала приложение будет охватывать город Алматы. «Оплатить поезду можно будет наличными, пока мы не планируем внедрять безналичный расчет. Опция по безналу, скорее всего, будет через месяц. По нашим оценкам, 95% поездок по вызову такси оплачиваются наличными. Но безналичные транзакции также нужны, чтобы компании могли оплачивать вызов такси для своих сотрудников», — отмечает собеседник.
Подбор водителей
«Каждый пассажир будет иметь возможность оценить водителя и соответственно качество поездки, и наоборот. Пассажир сможет оценить водителя по пятибалльной шкале, оставить свой отзыв через приложение. Этой опцией также сможет воспользоваться и водитель — согласитесь, пассажиры также бывают разные. За счет этой системы будут выявляться водители, которые грубят. Будут формироваться как рейтинги, так и антирейтинги. Но, в любом случае, мы не будем исключать водителя из нашей команды, основываясь только на антирейтинге. Если возникнет спорная ситуация, то мы свяжемся как с пассажиром, так и с водителем — узнаем мнение двух сторон. Только после диалога мы примем окончательное решение. К сожалению, на сегодня другого пути, кроме как внедрения рейтинговой системы, нет. Проведение собеседования с водителями трудозатратный процесс, который занимает много времени и, как нам кажется, не имеет смысла», — подчеркивает Михаил.
Сколько стоит приложение?
Михаил рассказывает, что они с Маликом оценили проект в 20 млн тенге. «На данный момент мы инвестировали в приложение более 10 млн тенге. На эти ресурсы нам удалось привлечь программистов, арендовать сервера. Мы, как разработчики, оплачиваем каждое оповещение, которое приходит заказчику такси на смартфон — это также весомая часть нашего бюджета. Обозначенные 10 млн тенге — это наши собственные вложения, мы не привлекали инвесторов. Да, бесспорно, если бы мы привлекли инвесторов, то наше приложение можно было запустить оперативнее. Мы не привлекали инвесторов намеренно, потому что мы понимали, что они будут требовать быстрой прибыли и каких-то шагов, которые могут отпугнуть водителей и даже пользователей. Поэтому мы реализуем проект медленно, уверенно, собственным капиталом. В течение полугода-года мы не планируем получать какую-то маржу от проекта. По самым оптимистичным прогнозам, мы можем увидеть прибыль через год», — рассказывает один из разработчиков приложения.
Собеседник поясняет, что после того, как приложение станет популярным, можно будет внедрять дополнительные сервисы. «Например, с теми водителями, которые показали себя как ответственные люди, можно будет продолжить работу в другом формате. К примеру, после того, как мы наладим связь с ресторанами, пиццериями, можно будет организовать доставку еды. Это очень удобно: владельцу пиццерии не нужно содержать свой штат для развозки, он сможет воспользоваться нашим приложением. В принципе мы понимаем, что все приложения по вызову такси похожи друг на друга, но мы надеемся, что у нас сформируется хорошая команда водителей, которые поддержат казахстанский стартап», — резюмировал Михаил.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.