Бизнес в тепличных условиях

Как заработать на выращивании зелени?

Владимир Будников из Костаная больше 20 лет торговал обувью на рынке, а два года назад решил, что свежая зелень на рынках города должна быть местная и занялся с сыном выращиванием зеленого лука в теплице.

На окраине Костаная в неприметном бетонном здании рядом с исправительно-трудовой колонией работает первая в области теплица, где выращивают свежую зелень: лук, петрушку и укроп. Увлечение Владимира Будникова разведением зеленого лука в домашних условиях, через два года превратилось в серьезный бизнес. В помещении площадью 300 кв. м. в день собирают по 100 килограммов готовой продукции и реализуют во всех крупных магазинах города. Эта теплица остановила экспансию зелени с юга Казахстана. «Теперь оптовики предпочитают зеленый лук брать у нас, и дешевле и свежее получается», — с гордостью заявляет Владимир.

Начало собственного дела

Любая хорошая идея начинается с плохих обстоятельств, рассказывает Владимир. После развала Союза он торговал на рынке обувью, сын Денис занимался реализацией каминов. Серьезный удар по налаженному бизнесу обоих Будниковых, завязанному на поставки из России, нанесла девальвация тенге в 2015 году. «Продажи резко упали, и новые партии товаров завозить стало невыгодно», — вспоминает Владимир.

Тогда его сын Денис стал искать в интернете способы дополнительного заработка. Привлекли внимание красочные, обучающие видеоролики в ютубе о выращивании лука: быстро и просто. На семейном совете летом 2015 года решили засеять на даче 10 соток, но не успели до холодов закончить строительство теплицы. Нашли выход — арендовали заброшенный коровник, отремонтировали, провели отопление и освещение. Благодаря основному бизнесу — торговле, Владимир получил кредит на покупку стройматериалов в микрофинансовой организации KMF.

«Поначалу все казалось легко: купил луковицу, посадил в грунт, обеспечил свет и через 30 дней собрал урожай, — вспоминает Денис Будников. — На деле все оказалось куда сложнее».

Первой ошибкой новоиспеченных фермеров стала покупка тонны прошлогоднего лука — плохо рос, начал цвести и размер перьев был нетоварной кондиции. Кроме того, выяснилось, что рекомендованные в видеороликах опилки и вода в качестве почвы не подходят. Также затраты на электроэнергию и отопление помещения оказались очень высокими. После таких экспериментов, осенью 2015 года Владимир с сыном всерьез взялись за изучение научной литературы по агрономии.

Продвижение и рост

Новую попытку выращивания лука предприниматели осуществили зимой 2016 года. На окраине Костаная арендовали заброшенный цех, предварительно оборудовали и провели газовое отопление. На ремонт Будниковы опять взяли кредит в KMF.

«Теперь делаем все по науке: в качестве посевного материала берем только свежий лук с полей, грунт — специальная почвосмесь, — рассказывает Денис Будников. — Летом планируем сами выращивать лук для семян, а также расширить ассортимент: выращивать помидоры, редис».

Сбыт лука наращивали постепенно, предлагая «на пробу» маленьким магазинчикам и овощным лавкам. Через полгода, набравшись опыта, Будниковы обратились к крупным продуктовым ритейлерам. «Поначалу сети неохотно брали наш товар, — вспоминает Денис. — Объемы маленькие и мы — незнакомые поставщики, но потом выяснилось, что наш лук дольше хранится на прилавках, меньше остатков, словом, покупатели проголосовали за нас».

«Еще в прошлом году конкурентов у нас было очень много — возили лук из Кызылорды, Шымкента. После транспортировки он долго не хранится. А у нас всегда свежий и лежит в холодильнике неделю, — убеждает Владимир.

Сейчас, в основном, все оптовики и крупные продуктовые магазины Костаная лук закупают в теплице Будниковых.


Здесь работают семь человек. Кроме отца и сына, помогают дети и жена Дениса, а также несколько наемных работников. На лето у бизнесменов больше планы: достроить стеллажи и увеличить ассортимент за счет выращивания петрушки и киндзы. Также агрономы хотят зарегистрировать ТОО и разработать собственный логотип, которым будут маркировать всю выращиваемую продукцию, чтобы «выделиться на рынке». Кроме того, бизнесмены планируют взять в аренду землю и заняться выращиванием огурцов и помидоров в открытом грунте. Если этот опыт будет успешным, планируется строительство теплицы для выращивания овощей. Необходимые кредитные средства предприниматели возьмут также в KMF.

В тоже время отказываться от своего бизнеса по торговле обувью и каминами Владимир и Денис не планируют.

«Мое призвание — предприниматель». Проект к 20-летию микрофинансовой организации KMF, рассказывающий истории казахстанцев, чьим призванием в жизни стало предпринимательство. Когда речь идет о 90-х, кажется, что это происходило в прошлой жизни. Но именно та эпоха дала старт массовому предпринимательству в Казахстане — поначалу стихийному и неопытному — бери клетчатую сумку и езжай за шмотками в Китай, и если прогоришь, твоя семья натурально пойдёт по миру, спустя время — осознанному, когда приходит понимание что предприниматель — собственник, ответственный за себя, работников и качество своего товара. Двадцать лет назад была основана компания KMF- главной целью, которой, стало кредитование тех, кто остался без работы, на изломе эпох потерял ориентир и нуждался в заработке, поддержке своей новой деятельности. Многие из них прошли суровую предпринимательскую школу, состоялись как бизнесмены. KMF видит потенциал в каждом своем клиенте, стремящемся начать свое дело. Более того, компания относится с большим уважением к людям, готовым действовать, создавать что-то свое и менять действительность на пользу общества. Эти трудяги для KMF — настоящие «звезды». В KMF говорят: 20 лет кредитуем настоящих звезд!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤