Как делать бизнес на экочипсах и соли с добавками?

Совладелицы компании «Кыз Жидек» рассказали о том, как превратить хобби в развивающееся предприятие

Повсеместный тренд здорового образа жизни, когда ты все время ешь один только обезжиренный творог и запиваешь его зеленым чаем, постепенно уступает место нормальной здоровой еде, которая, к удивлению многих, оказывается еще и вкусной. Заманчиво, когда тебе предлагают, скажем, чипсы из фруктов, от которых точно не пополнеешь. Сами вспомните, сколько раз вы усаживались возле телевизора за просмотром очередного фильма с пакетом картофельных чипсов в руках, и ведь знали, что «картошка» в них — одно название. После с ужасом смотрели на стрелку весов, которая кренилась вправо. Екатерина Гужова и Ольга Крушеницкая, совладелицы компании «Кыз Жидек», как-то задумались, что можно производить собственные экочипсы из фруктов, и запустили свой небольшой бизнес. «Капитал.kz» поговорил с основательницами компании о том, как построить бизнес на экочипсах и соли с добавками и заработать на этом.

Хобби как бизнес

Екатерина: Идея создать такой бизнес возникла, когда я обнаружила, что пастила и домашние сухофрукты (которые давно стали привычными в нашей семье) заинтересовали наших гостей. Друзья, которые заглядывали в гости, говорили, что мне нужно продавать такую пастилу, а я воспринимала все это как шутку. В какой-то момент я подумала, а почему бы и нет? Я стала всерьез интересоваться технологией дегидрации. Больше всего меня привлекал тот факт, что сушка фруктов — самый сохранный метод. Она дает возможность сохранить почти 95% пользы от свежих овощей и фруктов. Тогда я поняла, что мне хочется попробовать работать в этом направлении. Я предложила Ольге стать партнером, так как она опытный бизнесмен. Я подумала, что она способна превратить мое хобби в развивающийся бизнес.

Ольга: Проект «Кыз Жидек» — чисто женский. Название мы придумывали сами. «Кыз Жидек» в переводе с казахского — «Девушка-ягода». По аналогии с жемчужиной казахского фольклора «Кыз Жибек» (девушка-шелк, — ред.). Выбрав похожее название, мы определили нашу географическую расположенность и главный принцип работы: «Сохраняем лучшее». В проекте реализовалось наше желание сохранить урожай с дач, вкусно накормить и красиво подать. Когда Катя рассказала мне об идее нового бизнеса, связанного с правильным питанием, фруктами и овощами, я буквально сразу без раздумий поняла, что проект особенный и я хочу им заниматься. После опыта работы в серьезном бизнесе, где требовались другие качества, мы стали заниматься в несвойственной нам сфере. В бизнесе у нас уже есть опыт, но отдельный, у каждой свой. Я пять лет руководила семейной IТ-компанией, потом ушла в декрет. За это время познакомилась с особенностями продвижения в социальных сетях, написания интересных текстов для социальных медиа, прошла курсы фотографов — все это помогло нам в организации бизнеса. Сейчас я аслаждаюсь тем, что мы делаем. Проект полностью ориентирован на семейные ценности. То, что мы производим, и вкусно, и полезно, и красиво. Думаю, женщины поймут, о чем я говорю.

Соль земли

Екатерина: Когда я составляла нашу линейку продукции, то экочипсы были на первом месте как самый понятный продукт для потребителя. Соль была последней в списке. Мы планировали ее производить, когда уверенно встанем на ноги. Я просто попробовала сделать имбирно-апельсиновую и чесночную соль для нас. Мы поставили по две баночки ароматных солей у себя на кухнях и только успевали получать похвалу кулинарным способностям от всей семьи. Наша домашняя еда заметно преобразилась, и мы поняли, что соль не может не понравиться остальным.

Ольга: Я бы сказала, что это соли и экочипсы выбрали нас. Я уже не представляю свою кухню без баночек с солями, а еду, которую я готовлю, без адыгейской или соли «Апельсин-имбирь». То же касается и фруктовых чипсов. Надо сказать, что экочипсы из сушильного аппарата серьезно отличаются от обычных сухофруктов. Вкус гораздо концентрированней за счет ускоренной сушки, нет заветривания и заражения бактериями, как при традиционном способе на открытом воздухе. Я и моя семья подсели на фруктовые чипсы. Мы почти перестали покупать магазинные сладости.

Екатерина: Отчасти мы ориентировались на западные примеры, когда собирались открываться. Мы подглядывали на рецепты и технологии. Например, винная соль — это американское изобретение, которое очень приглянулось в свое время французам, а мы переняли ее для собственного производства. Для работы мы выбрали формат интернет-магазина. Все потому, что мы обе мамы и хотели совмещать свою деятельность без отрыва от семьи.

Ольга: Для Запада фруктовые и овощные чипсы — тема далеко не новая. Например, в США очень популярны овощные чипсы, у нас же они почти никак не представлены. Пока мы не рискнули стартовать с ними, но обязательно вернемся к этой теме. Когда мы только начинали, то буквально изучали опыт американских и английских компаний, а затем адаптировали его к нашему рынку.

Первые сложности

Екатерина: Свой бизнес всегда отнимает время, ведь в него нужно полностью погружаться. Конечно, сложности были. Неужели когда-нибудь кто-нибудь ответит, что начинать свое дело было легко? Для нас основной сложностью была упаковка. Нам было важно, чтобы она была экологичной, а найти подходящую упаковку на местном рынке было непросто. Кажется, мы три недели не могли открыться, так как ждали, пока наши коробочки доставят. Упаковка у нас российской компании, специализирующейся на производстве экологичной продукции для пищевых продуктов в современном экостиле. Мы заказываем ее через казахстанскую фирму-посредника.


Ольга: Сложно было наши желания и идеи претворить в жизнь. Когда в голове только смутные образы, как все сделать, нужно планомерно подойти к их материализации. Многие идеи в процессе были отсеяны или отложены на потом. Например, кастомизация наборов снеков «Кыз Жидек» или возможность красиво писать имена клиентов и вкладывать открытки. Думаю, эту идею мы реализуем чуть позже. За первым неуклюжим бизнес-планом родилось название. Сразу после этого мы купили сушильный аппарат, параллельно экспериментировали с продукцией и создавали логотип, дизайн упаковки, подбирали саму упаковку.

Преданная публика

Екатерина: Первыми подписчиками и клиентами стали наши друзья и знакомые. Их оценка вдохновляла и мотивировала. Конечно, у нас есть конкуренты и мы им рады. Здоровая конкуренция полезна любому бизнесу. Конкуренты есть, но они не заметны, так как рынок сушильного дела довольно свободен.

Ольга: Да, конкуренты есть, хотя их не так много. Они даже мелькают с нами под одними хештегами в социальных сетях. Маленькие производства пастилы и экочипсов и большие гиганты, выпускающие приправы и специи. Рынок встретил нас достаточно благоприятно. В первый же день открытия пошли заказы. От друзей и знакомых, конечно. Но уже через пару недель за нашей продукцией стали обращаться незнакомые люди. Больше всего поразило желание людей помочь нам с проектом. Клиенты от чистого сердца стали фотографировать нашу продукцию, писать отзывы — это самая лучшая реклама и помощь. Ну и, конечно, клиенты дают много советов и предложений, как нам надо резать фрукты, сушить их и что лучше писать на упаковке.

Не только деньги

Екатерина: Поставка ингредиентов у нас пока не очень налажена. В дальнейшем мы видим в качестве поставщиков тех, кто с любовью выращивают на своих дачных участках экологически чистые фрукты и овощи. Зачастую, это бывают люди пенсионного возраста. Для них это дополнительный доход и постоянный рынок сбыта, для нас — урожай, выращенный с любовью в алматинском регионе, и уверенность в экологичности. Когда эта задумка будет осуществлена, то можно сказать, что поставка налажена. Сейчас мы многое покупаем на рынках, а кое-что выращиваем сами.

Оборудование и организация цеха — это наши основные расходы. Сумму разглашать мы не можем, но скажу, что это были наши собственные средства. Мы на рынке всего два месяца, так что говорить о том, что проект окупился, еще очень рано. У нас ведь цены не завышены. Мы хотим, чтобы наши полезные продукты были доступны каждой семье. Кроме того, для оптимизации производства еще предстоит много оборудования купить.

Ольга: Основные расходы — это наши время и труд. Мы вдвоем с Катей работаем над проектом по разным направлениям. Но чуть ли не по 20 часов в сутки каждая из нас занята в проекте. Рынок полон самыми разнообразными продуктами на любой вкус и кошелек, но мы верим в наш проект. Мне кажется, что потребители со временем обязательно оценят наши продукты, ведь мы вкладываем в проект не просто деньги, а свой опыт, знания и души.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤