Казахстанские бизнесмены рассказали о своих «факапах»
Каким опытом поделились Аскар Байтасов, Николай Бабешкин, Инна Апенко и Алмаз ШарманЛюди любят красивые бизнес-истории, цитируют успешных предпринимателей и перечитывают биографии знаменитостей. Мир напитан историями успеха о том, что умным и хорошим улыбается удача. Весь фокус истории — именно на успехе, на том крошечном проценте вероятности и редких счастливчиках, которым повезло.
Пока спикеры на бизнес-встречах рассказывают лишь о прибыли, развитии и подъеме, в мире развивается движение FuckUp Nights — конференции с короткими выступлениями об ошибках предпринимателей. «Факап"-встречи позволяют увидеть и доказать, что провалам важно случаться, о потерях нужно говорить, а ошибки учат больше, чем внезапная фортуна. Движение началось в 2012 году в Мексике, а теперь проходит в 70 странах и 200 городах по всему миру.
На минувшей неделе в Алматы прошла первая казахстанская FuckUp Nights: 4 спикера, 10 минутные выступления и самоанализ горьких «пролетов». Воспоминаниями о «факапах» поделились Аскар Байтасов, управляющий директор AB Restaurants; Николай Бабешкин, директор сайтов «Крыша», «Колеса» и «Маркет»; Инна Апенко, генеральный директор «Мимиорики», и Алмаз Шарман, глава сети медцентров HealthCity.
Технические проблемы и угрозы от ОПГ
«В один момент сайт перестает работать, картинки не грузятся. Я начинаю разбираться, разработчиков у меня нет. Выясняется, что закончилось место на диске, — под смех публики вспоминает Николай Бабешкин, — архитектура была слабая. Ваши телефоны мощнее тех компьютеров, на которых раньше работали «Колеса».
Технические проблемы решили, но потом возникли более серьезные, совсем не связанные с техникой: угрозы в стиле 90-х. Некая группа лиц размещала товары по дешевой стоимости и требовала предоплату с пользователей. «Колеса» удаляли такие объявления, но в ответ им пришли письма с угрозами «положить» сайт. Началось жесткое давление на команду проекта, а затем и на семью Николая. «Мой „факап“ в том, что я защищался, когда нужно было нападать. На протяжении 2 месяцев мы работали с правоохранительными органами, управлением по кибербезопасности. Никто не мог помочь, ведь те ребята были профессионалами, и с ними могли справиться только профессионалы. Тогда мы начали атаковать их в ответ. Нам удалось победить, потому что мы поменяли саму индустрию. Мы научили людей не отправлять деньги по предоплате, и та ОПГ умерла», — рассказывает Николай Бабешкин.
Когда все выходит из-под контроля
Аскар Байтасов рассказал, что быстрое развитие бизнеса не всегда идет на пользу. В 2012 году AB Restaurants начали «шлепать» новые проекты и «через 2−3 года мы хлебнули». Компания смело открывала бары и рестораны самых разных направлений, но случился «факап». 15 параллельных процессов вышли из-под контроля. Некоторые проекты проработали всего год или полгода, некоторые пришлось продать или переделать в другие рестораны сети. «Бар „Клава, давай!“ отдали, китайский ресторан „Мао“ продали, японский ресторан „Наоки“ закрыли, восточную кухню „Нават“ переделали в „Дареджани“, вместо „Ракеты“ и „Августина“ открыли „Бочонок“, потому что решили, что для стабильности компании лучше подходят сетевые проекты», — поясняет Аскар Байтасов. «На рынке идет битва за умы, таланты, но еще идет битва за бизнес-модели. Тогда я этого вообще не понимал. К чему это привело? Мы совершенно пересмотрели свою бизнес-модель. Теперь мы строим сети: 9-й Del Papa, 7-й «Дареджани» и развиваем «Бочонок», — резюмирует бизнесмен. В заключение Аскар Байтасов частично повторил девиз Стива Джобса, что «предпринимателю нужно оставаться голодным: в этот момент бизнес начинает приносить деньги».
«Факапы» с франчайзи и эйфория от спроса
Бренд «Мимиорики» создает одежду для детей и объединяет сеть 15 магазинов в крупнейших городах Казахстана. Создатель — Инна Апенко — занимается легкой промышленностью в третьем поколении. Отец Инны передал свой бизнес в кризисный 2008 год. Тогда весь пул заказов исчез несмотря на то, что компания была одним из крупнейших игроков на рынке. Бизнес был на грани закрытия. Инна провела исследование, чтобы узнать, за каким товаром отправляются оптовики в Турцию и сделать аналогичный продукт по конкурентным ценам. Итог: ноль заказов. После этого появился бренд «Мимиорики». «Когда ты на дне, приходят революционные мысли, способные перевернуть все на свете», — улыбается Инна Апенко. Причина следующего «факапа» — эйфория от спроса. По словам Инны Апенко, у каждого магазина стояла очередь желающих купить франшизу. Как производители, у которых только недавно никто не хотел брать продукт, «Мимиорики» с удовольствием продавали франшизу. 12 магазинов появилось в первые 2 года работы бренда. Затем некоторые магазины закрылись, а Инна поняла, что не всем надо продавать франшизу. Через 3 года работы «Мимиорики» попробовал выйти на рынок Украины, но из-за войны бизнес свернули. Но Инна считает, что дело было не в политической обстановке. «Внутренний рынок многое прощает, а на внешнем рынке все проблемы выходят на поверхность. Ты оказываешься в конкурентной борьбе, причем находясь дистанционно. Ты должен быть реальным монстром, прежде чем идти на внешний рынок», — объясняет бизнесвумен.
«Мимиорики» много инвестировали в развитие философии бренда и комьюнити покупателей. Компания организовывала семейные тимбилдинги, встречи, мастер-классы, но пересмотрела свою стратегию. Инна объясняет отказ так: «Мы столько вложили времени и денег в семейные встречи, что возник вопрос: мы занимаемся тимбилдингами или все же производим детскую одежду?». Но этот «факап» трансформировался в другой проект — центр семейного творчества и развития «Мимиория» с целой деревней мастеров.
Невостребованные технологии
В 90-х Алмаз Шарман работал в США, где только-только зарождался интернет. Ученый задумался о том, как технологии передачи информации помогли бы в медицине. Вернувшись в Казахстан, он занялся созданием телемедицинского модуля, с помощью которого можно было передавать данные обследований пациентов. Тогда это был колоссальный прорыв. Сначала спутниковый передатчик протестировали между кухней и гостиной, затем между Алматы и поселком в 2 тысячах километрах от города. Модуль успешно работал. «Мы привлекали лучших специалистов Казахстана, чтобы распространить эту технологию, но интерес у врачей угас. У них не было времени включать компьютер, разбираться в технологии и подключаться к спутниковой связи.
Следующей большой идеей было создание современных медицинских центров. Казахстан отстает по техническому оснащению клиник, поэтому некоторым казахстанцам приходится ездить на обследования в другие страны. «Факап» был в том, что вместо создания пары крупных центров, мы решили создать сразу 6 клиник, набрав специалистов общей практики", — поясняет ученый. Но пациенты вообще не шли, поэтому все 6 клиник закрылись, и Алмаз Шарман сконцентрировался на крупных центрах.
У казахстанских бизнесменов не было фатальных «факапов». Никто не сдался, несмотря на потерянные миллионы или угрозы от ОПГ, никто не разочаровался в своих идеях и не угас. В интервью «Капитал.kz» Аскар Байтасов признался, что даже не помнит, что было самым обидным, когда он закрывал рестораны. Ресторатор просто продолжал работать дальше. Возможно, в этом и есть секрет хорошего провала — не останавливаться, верить в свои силы и верить в целительную силу «факапа».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.