Сказ про то, как ДГД по Алматы налоги с авиакомпании собирает
Два года авиационная компания «Саяхат» судится с департаментом комитета госдоходов за 77 млн тенгеПока на международных и местных бизнес-форумах чиновники рассказывают о благоприятном налоговом режиме, некоторые бизнесмены вынуждены искать поддержки у журналистов в своих спорах с комитетом государственных доходов Министерства финансов РК.& В 2013 году они начали проверять деятельность АО «Авиакомпания «Саяхат» и до сих пор ее не завершили. С тех пор вся деятельность компании парализована. Об этом центру деловой информации Kapital.kz рассказал председатель совета директоров АО Владимир Куропатенко.
В 2012 году АО «Авиакомпания «Саяхат» для строительства аэропорта получила землю в 10 км от Капшагая. 282 га в аренду на 10 лет, рассказал Куропатенко. На тот момент сумма незавершенного строительства составляла 1,9 млн долларов, а стоимость всего проекта — 123 млн долларов. Аэропорт предназначался для развития транзитных перевозок через Казахстан. Только вот этим амбициозным планами не суждено было сбыться.
«В конце 2012 года ко мне пришли два „агашки“ и предложили отдать им землю. Я отказался ее дарить, сказал, что могу продать землю и проект за 1,9 млн долларов. А они мне в ответ, мол, не хочешь по-хорошему, будем решать вопрос другим способом. Теперь вам ясно, почему началась проверка авиакомпании „Саяхат“? Просто потому, что мы сами захотели построить этот аэропорт», — сказал Куропатенко.
Но понял он это гораздо позже. В июне 2013 года по предписанию авиационной транспортной прокуратуры налоговый департамент Жетысуского района Алматы начал комплексную проверку деятельности авиакомпании «Саяхат». Формальным поводом стала несвоевременная выплата заработной платы работникам, только почему для этого понадобилось проверять всю финансовую деятельность, Владимир Куропатенко на тот момент не понимал. Догадки о том, что все неспроста, появились после того, как авиакомпания выплатила весь долг в 850 тыс. тенге, а проверку начало уже управление налогового аудита налогового департамента Жетысуского района. Длилась она целый год.
«Проверку проводили два главных специалиста отдела аудита — Аллакула Джафаров и Дмитрий Лобыкин. Начинали они где-то в четыре часа вечера и „работали“ максимум по два часа в день: приходили, пили чай у бухгалтера и уходили. И так в течение года. Все для того, чтобы парализовать деятельность авиакомпании», — считает Владимир Куропатенко.
В марте 2014 года он получил акт проверки, но не лично от Джафарова или Лобыкина, а по почте. Причем выяснилось, что пока они «пили чай у бухгалтера «Саяхата», их повысили, назначив главными специалистами по аудиту в налоговом городском департаменте. Но ведь по закону в случае изменения состава должностных лиц госорган должен был внести изменения в предписание о проверке. Но налоговики его нарушили. Вообще, составленный акт проверки вполне может конкурировать с некогда популярным детским журналом «Веселые картинки».
«В начале акта говорится, что собственником и эксплуатантом самолетов, по данным министерства гражданской авиации, является авиакомпания „Саяхат“. Во-первых, в Казахстане нет такого министерства. Во-вторых, уже через три листа вдруг всплывает, что собственником самолетов является гражданин Кипра Кериякос Пегасиу», — рассказал Владимир Куропатенко.
Авиакомпания получила заем у Пегасиу, а в качестве залога предоставила свои авиасудна. Но это не означает передачу их в собственность киприота, добавил он. В качестве доказательства своих выводов налоговики не предоставили ни свидетельство о снятии самолетов с баланса «Саяхата» в пользу иностранного кредитора, ни данные об их регистрации на Кипре. Все, что они могли приложить к делу, — договор № 38 между Пегасиу и «Саяхатом». В одном из его пунктов говорится, что самолеты находятся в собственности и оперативном управлении киприота. Но по Гражданскому кодексу это две взаимоисключающие формы вещного права. А сам договор просуществовал всего два дня и по их истечении был расторгнут.
«Мало того, в том акте говорится, что Кериякос Пегасиу получил косвенный доход за 4 года. О каких четырех годах идет речь, если договор расторгли через два дня после заключения?» — сказал Владимир Куропатенко.
Но и это еще не все. В 2012 году «Саяхат» продал один из своих самолетов, но налоговики назвали это временным вывозом и начислили по нему НДС.& При этом ни при продаже самолета, ни при его временном вывозе, как считают аудиторы, НДС не начисляется, добавил Куропатенко.
«Чтобы доказать обоснованность НДС, управление аудита организовало таможенную проверку, действительно ли самолет был продан. Проверка не закончена по сей день, то есть длится уже два года. До сих пор нет акта проверки, однако НДС начислен без учета результата проверки аудита департамента государственных доходов по Алматы. Налицо явно неправосудные решения», — сказал он.
За это время авиакомпания «Саяхат» подала иск об оспаривании уведомления о выплате налогов на сумму 77 млн тенге. Разбирательство до сих пор продолжается, добавил Владимир Куропатенко. Из этой суммы компания признала и выплатила транспортный налог на сумму 2 млн. тенге и соцотчисления в размере 1,3 млн тенге.
«В судах придумываются новые факты со ссылкой на пункт договора № 38 о том, что авиакомпания за месяц до его расторжения предупредить Керикоса. Однако согласно пункту 8.5 этого же договора он может быть расторгнут по обоюдному согласию сторон. Суд полностью принял сторону ДГД по Алматы и считает, что договор действует и по сей день. Причем судебное решение слово в слово повторяет возражения ДГД, по существу, не разобравшись в деле», — добавил Владимир Куропатенко.
Мы обратились в ДГД по Алматы с просьбой прокомментировать ситуацию. В своем ответе госорган заявил, что «во время судебных разбирательство был доказан факт возникновения дохода нерезидента (Кериякоса Пегасиу) и соответственно, обязательств авиакомпании «Саяхат» (налогового агенте) по исчислению, удержанию и уплате ИПН, удерживаемого у источника выплат, а также возникновение обязательств по НДС у АО «Саяхат».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.