Почему Батыр Оспанов отказался от зарубежных предложений и открыл бизнес в Алматы

Основатель студии дизайна рассказал о правильном подходе к делу, гонке дизайнеров и цифровых кочевниках

Книжные полки пестрят мировыми бестселлерами о том, как изменить свою жизнь или научиться радоваться ей. Их число постоянно пополняется, и многие из них, вероятно, очень полезны. Однако прежде чем менять свою жизнь, может, стоит трезво оценить свой быт и интерьер, считают эксперты дизайна интерьера и архитектуры. Как изменить жизнь и стать счастливым, сделав дома ремонт, рассказал Батыр Оспанов, основатель студии дизайна интерьера Batyr Ospanov Designs.

Идея открытия бизнеса

Я прожил 7 лет в Европе, где получил образование в сфере Transportation Design (дизайн транспорта — прим. авт.). После обучения мне повезло поработать в крупной компании в Лондоне, в которой было три основных направления деятельности: разработка экстерьера и интерьера cуперъяхт, частных лайнеров и частных резиденций. За 2,5 года я успел поработать во всех этих департаментах и получил колоссальный опыт. Мне также удалось проявить себя в компаниях, базирующихся в Монако, Милане и Генуе. Спустя 7 лет я вынужден был вернуться в Казахстан из-за истечения срока рабочей визы и пребывал в ожидании оформления новой визы, что может занимать от нескольких месяцев до года. И пока решались эти вопросы, я решил себя чем-то занять и попробовать свои силы на казахстанском рынке в роли фрилансера. В тот момент, как мне показалось, здесь было немного дизайнеров и рынок только начал развиваться. В итоге из небольшого кабинета дома бизнес дорос до собственного офиса в центре города и команды профессионалов.

Позже, когда мне предложили вернуться в Европу, передо мной встала дилемма: развивать свой бизнес здесь или углубиться в карьерный рост на зарубежной арене. Я все же остался, поскольку видел потребность в моих услугах и знаниях, тем более на тот момент я уже вел несколько интересных проектов и считал несерьезным все бросить и уехать.

О правильном подходе

Владельцы яхт и самолетов, с которыми мне посчастливилось поработать за рубежом — публика высокого полета. Но при этом они с удовольствием рассказывали о том, как добились успеха. Это тоже подстегнуло меня попробовать себя в качестве бизнесмена. Общаясь с ними, я понял, что нужно идти к поставленной цели и ничего не бояться. Да, это не миф и не образ с глянцевых журналов, успех — это большой труд, за которым стоят и подъемы, и падения.

О реализации в Казахстане

Сегодня мы создаем дизайн жилой и коммерческой недвижимости. Но, прежде всего, мы нацелены на luxury-сегмент. В 2015 году мы получили премию Luxury Lifestyle Awards, которая проводилась в Дубае. Она присуждается ресторанам, гостиницам, спа-салонам и компаниям по аренде частных лайнеров. Два года назад они расширили географию участников, и наши компании смогли принять в ней участие. В итоге наша компания получила премию в номинации лучшая дизайн-студия Казахстана. Для меня это был некий знак, что я развиваюсь в правильном направлении. Поэтому я ограничил круг наших проектов и сосредоточился на люкс- и премиум-сегменте.

Основная миссия

Для себя бы я ее определил как желание научить наших клиентов гармонично совмещать функциональную часть и эстетику. Это должно смотреться не просто богато, но и быть функциональным. Основная цель дизайна — решать определенную задачу помещения, а не чтобы весь интерьер кричал: «здесь был дизайнер». Это ошибочное мнение.

Начиная любой проект, мы стремимся понять, в чем проблема помещения и каковы основные требования заказчика. Параллельно мы стараемся все узнать о самом клиенте — от стиля одежды и места проведения отпусков, до марки машины и предпочтений в еде. Если это, скажем, хипстер, то, вероятнее всего, он оценит стиль лофт в интерьере. Не секрет, что дизайн дома или офиса задает тон жизни человека.

Неправильно, когда дизайнер гнет свою линию и убеждает клиента в своей правоте, внедряя какие-то собственные идеи. Возможно, он просто хочет реализовать свои амбиции, но ведь потом человеку жить в этом доме или работать в этом офисе. Поэтому в своей работе я использую западный подход — реализовать пожелание клиента с моими доработками.

О трендах в Казахстане…

В основном казахстанцы все еще привержены классическому стилю при оформлении домов и офисов. Но уже появляется и класс любителей современного дизайна, им по душе придется лофт, индастриал, неостиль, эклектика. Это радует.

Если говорить о мировых трендах, у нас они интегрируются с опозданием. Как правило, их привносят сами клиенты, которые, путешествуя по миру, видят новые направления и просят применить их в своих интерьерах. Тот же стиль лофт стал популярен у нас недавно, хотя на Западе он был популярным еще в годы моей учебы там. Очень интересна история его появления: в Штатах крупные девелоперы выкупали старые брошенные фабрики, переоборудовали их под современные офисы и квартиры. В целях сохранения истории они оставляли нетронутыми оригинальные элементы, такие как кирпичная кладка, оконные рамы. У нас же, наоборот, этот стиль актуален и для новостроек.

Гонка дизайнеров

Некоторые клиенты, обращаясь к нам, намекают что хотели бы сделать дизайн лучше, чем у друга или родственника. Это такая дизайнерская гонка. Но дизайн — это еще и хороший вкус, поэтому мы любой интерьер подчеркиваем эксклюзивной мебелью и элементами декора. Спроектированную под определенный интерьер мебель мы заказываем как в Казахстане, так и во Франции, Италии, Испании. Для нас нет географического ограничения — мы можем заказать мебель из любой точки мира. Все зависит от бюджета заказчика и его пожеланий. Но она будет обязательно идеально выполненной, поскольку мы внимательно следим за ее качеством. В итоге наш клиент получает эксклюзивную мебель, которую вы уж точно не увидите ни в одном магазине.

Конфиденциальность

Это очень важный вопрос для нас. Мы никогда не афишируем имен или компаний, особенно если об этом просит заказчик.

Влияние брендов

В части коммерческой недвижимости интересно работать с казахстанскими и мировыми брендами, которые имеют свою историю, устои. Как-то мы делали проект для парфюмерного бутика из Франции. Это семейная компания, которая ведет свою историю с ХVII века. Сегодня ею владеет пра-пра-правнук создателя. У них были очень большие требования к тому, как должна быть оформлена точка продаж, какие материалы, цветовые решения должны использоваться. И это очень интересно — реализовать такой проект в Казахстане. Еще было бы интересно поработать с банками и крупными компаниями.

«Сарафанное радио» в действие

90% заказчиков обращаются к нам по рекомендациям. Многие из них даже не смотрят наши работы, а сразу готовы подписать договор. Плюс у нас большой процент возвратных клиентов. Это большая честь. Очевидно, что старые клиенты приходят к нам не столько из-за качества, сколько из-за самого процесса сотрудничества. С клиентом важно построить правильные взаимоотношения. Можно быть безумно талантливым дизайнером, но если ты не умеешь работать с клиентом, он никогда к тебе не вернется. Но если ты и талантлив, и выстроил правильные отношения с заказчиком, он обязательно вернется. Иногда я ловлю себя на мысли, что мы все знаем о своих клиентах, но именно это знание позволяет нам предложить для них лучший дизайн, в котором они будут счастливы.

По нашему опыту, лучший дизайн — это тот, который начинается со строительства дома. Еще до начала строительства мы рекомендуем нашим клиентам приглашать не только архитекторов, но и дизайнеров, поскольку последние сдают проекты под ключ. И многие клиенты это уже понимают. Например, у нас есть заказчик, который долго и упорно ищет помещение для ресторана. Я лично сопровождаю его, чтобы сразу дать свою экспертную оценку.

Цифровые кочевники

Конечно, есть интерес и к географическому расширению и, если мне предложат сделать дом или офис в любой точке мира, я с удовольствием откликнусь. На данный момент, скажу по секрету, у нас есть несколько потенциальных проектов за рубежом на стадии обсуждения, и я не вижу никаких преград, чтобы не браться за них. Мы также реализуем ряд проектов в Астане, при этом имея постоянный офис пока только в Алматы. Поэтому для нас географическое расположение проектируемого объекта не имеет значения.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤