Как сделать бизнес на деревянных бабочках
Основатель «Лавки Папы Карло» рассказал о том, как он создал «деревянный бизнес» и кому интересны бабочки из березы«Многие удивляются: как это — носить на шее деревянную бабочку, она же движение сковывает! На самом деле нет. Бабочка очень легкая, можете сами потрогать», — Юрий Кан, основатель «Лавки Папы Карло», протягивает мне предмет традиционно мужского гардероба. Непривычно шероховатая поверхность. Пахнет деревом. Юрий между тем достает из футляров и раскладывает на столе аксессуары — очки, часы, бабочки, блокноты. И рассказывает, как он создал «деревянный бизнес», кому интересны бабочки из березы и почему ему нравится, когда заказчики приходят со своими идеями.
Если объединяются идея и возможности
Начало бизнеса положено в 2014 году. «Это было просто мое хобби. Я долго искал сферу, где можно проявить себя, интересовался предпринимательством. В интернете увидел ребят, которые занимались деревянными часами. Мне очень понравилась эта идея — делать что-то из дерева. Я почувствовал, что на такой товар обязательно найдутся потребители. А у моего друга как раз оказался станок для резки по дереву. Мы объединили наши усилия и взялись за дело», — рассказывает Юрий.
Интуиция сработала. Бабочки — то, с чего начали ребята, и то, что они изначально делали для себя и друзей, — стали пользоваться спросом, причем клиентов даже не приходилось искать, они сами заказывали аксессуары.
Со временем союз распался, но бизнес остался, и сейчас «Лавка Папы Карло» — это три человека. Сам Юрий делает дизайн, отрисовывает макеты, принимает заказы. Второй партнер занимается маркетингом и рекламой, в его обязанности входит продвижение в социальных сетях, раскрутка сайта. Третий помогает и в том, и в другом направлении.
Приобрели свой станок, его стоимость — секрет. Но, как говорит Юрий, оборудование уже окупилось, хотя пока это можно считать «отработкой инвестиций».
Как поехал «изобретенный велосипед»
«У нас три основных направления. „Стиль“ — бабочки, часы, скоро будут сережки, кулоны. „Подарки“ — именные блокноты, шкатулочки, коробочки, расчески, брелоки. „Бизнес“ — аксессуары для заведений общепита, салонов красоты, барбершопов», — рассказывает Юрий.
Идея деревянных аксессуаров, бабочек в частности, не нова. Но ребята взяли не отработанную технологию, а разработали ее сами — как делать быстрее, легче, качественнее, и этот творческий процесс идет до сих пор. Например, изначально бабочки имели толщину 8 мм. Сейчас — 3−4 мм. «Тонкие бабочки легкие и по стилю абсолютно не уступают более толстым вариантам», — поясняет собеседник. Те пилотные бабочки, к слову, сейчас хранятся в рамке у Юрия дома — как напоминание о том, как все начиналось.
Для блокнотов ребята делают обложку, бумажная «составляющая» — это дело партнеров, которые занимаются полиграфией. «Покупать отдельный станок для того, чтобы сшивать блокноты, невыгодно», — поясняет Юрий, зачем нужен аутсорсинг.
Механизм для часов, он японский кварцевый, собирает мастер из Астаны. За исключением механизма, металлических болтов и крепления на ремешке часы деревянные. Футляры для часов также сделаны из дерева.
«Я не стыжусь того, что не руками вырезаю, а станком. Это гарантирует качество и точностью. Для клиентов это очень важно, когда они заказывают, например, свой логотип: если от руки рисовать 100 штук, то 100 штук не получится сделать абсолютно одинаковыми», — объясняет деревянных дел мастер.
Пережить кризис и не сдаться
Старт был отличным, «Лавка Папы Карло» быстро набирала обороты, поток клиентов увеличивался. Но потом, через несколько месяцев, произошел спад. Заказов не поступало вообще. Было тяжело не сдаться.
«Скорее всего, мы делали недостаточно рекламы. Возможно, сказалась сезонность, ведь это было в августе-сентябре. В нашей сфере все относительно — сегодня много заказов, завтра их может не быть вовсе», — рассуждает Юрий.
Сейчас, по его словам, наступила стабильность. Уже есть постоянные клиенты, которые держат компанию на плаву и позволяют двигаться дальше. Есть и оптовые продажи. Например, самый большой заказ поступил из Астаны, из магазинчика сувениров — на 500 бабочек.
Постоянными клиентами стали заведения общепита, салоны, барбершопы. «Для кофейни, например, мы делаем деревянные коробочки, подставки под салфетки, под приборы, меню. Делаем различные таблички — номерки для курток, резервы для столов. Очень популярны сейчас хештеги — с ними заведения фотографируют своих гостей. На свадьбах жених или его друзья могут надеть деревянную бабочку, поэтому свадебные салоны тоже наша целевая аудитория», — рассказывает Юрий.
Также «Лавка Папы Карло» выставляет свои работы на ярмарках, которые проходят в торговых центрах города.
Культовый персонаж на бабочке
«Поначалу я думал: сделаю много моделей, пусть потихоньку продаются. Но в этом бизнесе такой подход не работает. Вкусы у клиентов разные. Мы хотим делать эксклюзивные вещи для них», — говорит Юрий. А я в это время разглядываю бабочку, на которой выгравирован Дарт Вейдер из «Звездных войн».
Собственный ассортимент у «Лавки Папы Карло», конечно, есть, но ребята на нем не зацикливаются. «Мы берем разные заказы. И очень радуемся, когда клиенты предлагают свои идеи, а не просто покупают то, что у нас уже есть — мне лично это очень интересно. Работа получается не шаблонной, а ориентированной на конкретного человека — именной блокнот, именная бабочка. А идеи бывают абсолютно разными! Например, один клиент нам заказал брелок-подставку под телефон», — рассказывает Юрий. Ребята берут те заказы, выполнить которые они имеют возможности.
Заказы и заказчики
«Бабочки у вас такие хипстерские!» — замечаю я, разглядывая лежащие на столе модели. «Вовсе нет! Они подходят и под классику, и под другой стиль» — улыбается Юрий.
Раньше, говорит он, для того чтобы сфотографировать работы для своего сайта, они находили мужчин с бородой, в татуировках. Но потом поняли, что людей, придерживающихся такого стиля, у нас в принципе не так много. Поэтому для последней фотосессии выбрали «обычных» мужчин.
«Чаще бабочки заказывают женщины, они хотят сделать подарки своим мужчинам. Хотя мужчины тоже заказывают. И женщины, бывает, для себя заказывают, но мало», — рисует деревянный мастер портрет своих покупателей.
Средний чек в «Лавке Папы Карло» составляет 5−10 тыс. тенге. Это 1−2 бабочки, блокноты тоже стоят от 5 тыс. до 10 тыс. тенге, часы дороже, брелоки дешевле.
Нежная сосна, фактурная береза
Материалы для производства ребята покупают здесь, в Алматы, заказывать где-то нет смысла. «Для разных изделий мы используем дерево разных пород. Они отличаются фактурой. Сосна нежная, изделия из нее легко поцарапать. А береза более плотная, вот для этой бабочки, например, мы вообще не делали дополнительную обработку. Для блокнотов используем обычную фанеру», — делится Юрий нюансами производства.
Вообще же изделия шкурятся, покрываются лаком для дерева — он матовый, прозрачный, так изделия обретают презентабельный вид и дольше не портятся.
«Срок годности бабочки зависит непосредственно от владельца. Конечно, если он ныряет с ней в бассейн, то она не выживет. Но если носит аккуратно и по случаю, то деревянный аксессуар прослужит долго», — говорит Юрий.
Сколько именно материалы и работа составляют в себестоимости, в каждом случае просчитывается отдельно, это зависит от сложности изготовления, временных затрат. Для того чтобы собрать одну бабочку, после того, как заготовка уже вырезана, нужно в среднем 15 минут. Если была покраска, значит, требуется время на сушку. «В день можно сделать бабочек 100, если плотно этим заниматься», — прикидывает собеседник.
Собрать бабочку как конструктор
«Конкуренты у нас, конечно, есть, но мы их не боимся. Они делают бабочки по-своему, мы — по-своему. У нас различаются модели, они делают с металлической застежкой, мы — на резинке, я считаю, так удобнее носить», — продолжает Юрий.
Сейчас «Лавка Папы Карло» планирует запустить на своем сайте модуль, с помощью которого покупатели смогут сами «собрать» бабочку по своему вкусу — такие есть у некоторых интернет-магазинов. Но этот вопрос пока в разработке.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.