Вдохновляющие истории молодых self-made-казахстанцев
Четыре истории могут воодушевить и вдохновить многихПока мы выясняли, чем поколение X лучше (и лучше ли?) Y и Z, вопрошали, почему в стране высок уровень суицидальных тенденций, грузились прочим негативом, связанным с молодежью, у нас как-то незаметно выросло новое поколение. Поколение успешных, не золотых, а реальных self-made-ребят, абсолютно отличных от всех этих растиражированных в новостях, как сенсации, молодых казахстанцев, устроившихся на работу в Google/Facebook и пр. Восполняю пробел. Знакомлю вас с ними, такими же, как вы и я, разве что моложе. Их истории могут воодушевить и вдохновить многих, кто вне зависимости от возраста нашел причины скрестить руки на груди, надувшись на вселенскую несправедливость.
Александра Ким (22 года)
Выпускница Nazarbayev University изучала компьютерные науки. Выиграв грант научно-образовательного фонда им. Ш.& Есенова, на полгода оказалась в американском стартапе, который должен был стать платформой для быстрого и удобного приобретения автомобиля. В феврале стажировка Саши в Кремниевой долине завершилась, а ее стартап попал в Google Play. В поисках стажировки девушка обратилась в 20 стартапов и маленьких компаний. Больше половины из них ее проигнорировали, четверть ответила, что не нуждается в интернах. Из тех, кто ответил положительно, она выбрала KarFarm.
«Компания небольшая, нас в ней работало всего 13 человек. Моей задачей было написание с нуля мобильного приложения на базе Android».
Проблем в компании было предостаточно. Особенно по части финансирования. Но политика открытости, малые размеры бизнеса позволяли их постепенно решать.
«Если нужно что-то сделать или изменить, мы быстро обсуждаем это и тут же принимаемся за дело. Очень многое остается на твое усмотрение, в моем случае — практически все. В этом и вся романтика работы в стартапе — чувствуешь, как важен твой личный вклад в развитие компании, даже не смотря на то, что ты всего лишь интерн», — рассказывает девушка.
Еще в Штатах Саша подала документы в магистратуру Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада), где сегодня она уже учится и работает ассистентом преподавателя. Пока девушка не знает, чем будет заниматься по окончании учебы, но планирует поработать по специальности в сфере R&D (research and development) за рубежом. «Можно и в Казахстане, но мне кажется, что у нас намного меньше возможностей в этом направлении», — говорит она.
— Чего ты хочешь от жизни? — спрашиваю я ее.
— Стать хорошим специалистом и найти работу, которая принесет достаток и удовольствие. А в жизни в целом — просто быть хорошим и «человечным» человеком, жить в гармонии с собой и с миром, завести семью, увидеть мир с разных сторон, научиться находить счастье в маленьких мелочах. Меня часто посещают мысли «что было бы, если бы я не была программистом?», но я ни о чем не жалею и довольна выбором, — отвечает она.
Неплохо для девушки, которая любит петь соло и в хоре и играть на пианино и укулеле, а в канадском вузе уже успела записаться на кружок сальсы. Любопытно, что основную проблему образования в Казахстане Александра видит в самом его качестве. «Полученных у нас знаний не всегда хватает для того, чтобы стать востребованным специалистом по окончании университета», — считает астанчанка.
Алибек Куанышбек (22 года)
Этот четверокурсник провинциального медицинского вуза из Семея преодолел сопротивление 122 соперников по конкурсу и отправится этим летом в одну из лучших лабораторий мира, где будет стажироваться 3 месяца. Возможно, это будет Оксфордский университет. Он уже в 8 классе школы был уверен, что займется медициной, определенным образом на его выбор повлияла и профессия мамы — она медицинская сестра в поликлинике. «У меня всегда возникало много вопросов и мыслей о том, как функционирует мозг человека». Уже в школе парень вел научный проект по биологии в области неврологии, а в 11 классе стал победителем международной олимпиады в Швейцарии. Позже, уже будучи студентом-медиком, Алибек прошел годовое обучение в Америке по программе Global UGRAD.& В планах — докторантура в зарубежном университете.
— Зачем вам это? — спрашиваю его.
— Одна из самых заветных моих целей — открыть иммунногистохимическую лабораторию в Семее. Большой процент жителей региона страдает редкими генетическими заболеваниями. Ученые связывают это с многолетним проведением ядерных испытаний. Однако здесь до сих пор нет возможностей для ранней диагностики и лечения. По получению докторской степени я смогу помочь детям с редкими неврологическими синдромами, которые у нас не доживают до 16. И стажировка, и докторантура позволят значительно приблизиться к этой цели. Жизнь — это движение, и я стремлюсь двигаться вперед, — поясняет юный философ.
В школе Алибек считал себя типичным ботаником, так как кроме учебы ничем не интересовался, но, поступив в университет, внезапно открыл для себя мир студенческой жизни, полный всего. Он любит фотографировать и с удовольствием читает классическую литературу, частенько играет в настольный теннис и интересуется языками, читает Майлина, Макатаева, Булгакова и Буковски.
— Отчего наше образование не в почете? — интересуюсь у него.
— За все образование не скажу, но главную проблему высшего медицинского образования в Казахстане я вижу так. Все медицинские вузы страны все еще дают образование по линейной советской системе, параллельно требуя от студентов повышения их конкурентоспособности. Но они даже не могут выбирать предметы и составлять самостоятельно свой учебный план, не говоря уже о расписании. Cоветская система медицинского образования была одной из лучших в мире, но это не значит, что мы должны ее использовать, не меняя, и по сей день. Нужно внедрять систему, где будет больше места для самосовершенствования, самообразования и ответственности, — говорит он.
Кайрат Тилеген (20 лет)
Этот парень — студент факультета инженерии и естественных наук Университета Сулеймана Демиреля — прошел стажировку в лаборатории Спенсера в Университете Делавэра. Будущего специалиста в области информационных технологий завлекли в сферу компьютерные игры, «а потом закрутилось само собой, как в жизни часто бывает».
«Когда я учился в первом классе, родители открыли компьютерный клуб, в нем я частенько пропадал, а со временем начал разбирать и ремонтировать компьютеры. В 8 классе познакомился с компьютерным языком С++, тогда же написал свою первую программу», — поясняет Кайрат.
Приехав в Штаты, он приступил к работе над дистанционно управляемыми роботами, а после погрузился в проекты по машинному обучению и дронам.
«Те вещи, которые американцы (в том числе и лаборатория, где я стажировался) используют в своих исследованиях, сегодня доступны всем через сервисы Google. Надо лишь научиться их правильно использовать. После возвращения в Казахстан я начал работать над проектами для своего университета, они связаны с управлением устройствами с помощью мобильного приложения и Telegram-бота».
Свое будущее Кайрат связывает с интернетом вещей (Internet of Things) и машинным обучением (Machine Learning), так как считает их технологиями будущего: «представьте только, что вы сможете управлять голосом или кнопками буквально всем!» Он мечтает создать крупную компанию, которая будет производить умные двери, лампы, механические части тела — в общем, управляемые умные устройства. Но Тилеген не робот, который 24 часа в сутки сидит за компьютером. Он увлекается футболом, читает книги по бизнесу, ораторскому искусству, изучает истории компаний. Студент признается, что от всего этого получает больше удовольствия, чем от времени, проведенного за компьютером. Но ему, как и всякому молодому талантливому человеку, близки и понятны сомнения.
«Пообщавшись в Штатах с таким количеством профессионалов, уже в Казахстане я пришел к выводу, что трачу много энергии не на те вещи, которые мне нужны. Сегодня я стал уделять больше времени именно тем вещам. В нашей стране все немного печально в сфере исследований и новых технологий. Все у нас сосредоточено на продаже сырой нефти и затратных мероприятиях, и высшее образование сильно страдает от этого. И если вы видите, что ваши знания в какой-то области не востребованы в родной стране, вы, либо переедете туда, где они нужны, либо станете изучать то, что пользуется спросом здесь. У нас это продажи и бизнес», — рассуждает Тилеген.
Асем Аяганова (22)
Девушка родом из Актобе, сейчас она студентка Токийского технологического института. Стажировка трехлетней давности в лаборатории Колорадского университета в Боулдере лишь убедила Асем, что химия — это ее.
«Точные, технические науки нравились мне с детства. Всегда удивляло, каким образом работают те или иные приспособления. В школе понравилась химия. Поэтому выбор будущей профессии пал на химическую инженерию. Участвуя в конкурсе на стажировочный грант, я понимала, что вероятность выиграть его мала, но я четко знала, что хочу заниматься исследованиями и получить в дальнейшем степень PhD, поэтому, наверное, и смогла победить».
Понятное дело, что та поездка в Америку подарила ей и множество далеко не профессиональных открытий, новый мир — Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Голливуд. Но самым важным для себя она считает «возможность познакомиться с новыми людьми и обрести друзей другой культуры». «Я смогла понять себя как личность и утвердилась в правильности своего выбора», — добавляет Асем.
— Что будет после магистратуры в Токио? — спрашиваю я.
— В октябре начну программу обучения в докторантуре по стипендии японского правительства. Мне всегда нравилось преподавать, в школьное время работала вожатой, в университете — репетитором. Поэтому решила посвятить этому свою карьеру и стать профессором. Моя мечта — открыть школу для всестороннего развития детей, ну или стать министром образования Казахстана, — говорит она.
Подумалось, может потому, что практически нет в нашей стране людей с такими амбициями, наше высшее образование сейчас там, где оно есть?
«Мне нравятся многие вещи, и каждый раз мне нелегко делать выбор. Очень часто я хотела поменять профессию, уйти в другую сферу — например, медицину, — даже сдала MCAT.& Но поняла, что по мере накопления опыта не так легко начинать с нуля. В то же время в своей области ты становишься все более и более компетентным», — считает она.
У Асем активная жизненная позиция, и она предполагает большее, нежели сидеть часами у микроскопа. Девушка занималась общественной деятельностью, в школе участвовала в самодеятельности, как сказали бы раньше, была лидером различных организаций, в университете пела в рок-группе. Да и в Японии она президент ассоциации иностранных студентов своего университета. Много читать и плавать — это тоже про нее.
«Я получаю огромное удовольствие от общения с друзьями и новыми людьми. Очень важно не зацикливаться на чем-то одном и больше общаться. Я хочу видеть картину целиком. Такой подход помогает и в исследованиях. В Японии очень мало безработных, даже работая официантом или кассиром, можно жить с удобствами. В университеты поступают только те, кто имел очень хорошие оценки. Высшее образование здесь платное и большинство берет студенческие кредиты, выплачивая их после выхода на работу. Поэтому студенты в университетах умны и мотивированы учиться, потому что знают: им придется выплачивать кредит. У нас же в Казахстане не иметь высшего образования — это стыдно, и даже для позиций, которые не требуют особых навыков, требуют диплом. Поэтому люди идут на те специальности, где они смогут получить грант, учатся без энтузиазма, а после окончания поступают на работу не по профессии», — рассуждает она.
— Что бы вы пожелали самой себе? — напоследок спрашиваю я Асем.
— Больше терпения. Докторантура и исследования — это очень сложно, в том числе с психологической стороны, и легко потерять надежду, когда долгое время что-то не выходит, — отвечает она.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.