Американские компании заинтересованы в казахстанском рынке
Торговый атташе США о привлекательности казахстанского рынкаКазахстан — США.& Почти четверть века дипломатических отношений и несколько сотен компаний, которым стал интересен местный рынок. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz встретился с Майклом Лалли, советником по Коммерческим вопросам в странах Евразии в Посольстве США в Москве, который консультировал американские компании по политике приватизации и вел переговоры с правительством Казахстана. В свое время, он возглавляет офисы Коммерческой службы США в Казахстане, России и Украине, которые занимаются поддержкой американских компаний, а с 1996—1999 годы, был старшим торговым атташе в Торговом Отделе Посольства США в Алматы. Лалли рассказал, как в 90-е работал в Казахстане, какие американские компании вошли на рынок, и что изменилось с тех пор.
— Какое впечатление на вас произвела страна, когда вы в первый раз приехали?
— У нас бы огромный интерес к рынку, ведь страна развивалась. Тогда на рынке были предоставлены крупные компании. Если сравнивать их по количеству инвестиций, то наибольший интерес представлял нефтегазовый сектор. Но я бы не хотел концентрироваться только на них, так как для американских компаний главное это обучение и развитие нового персонала, в том числе местного. Приведу пример: мы сидим в здании Citi Bank, который открыл свой первый филиал в 1996 году. В штате тогда было где-то 40−45 человек, во главе которых был американский банкир. Сейчас практически во всех американских компаниях местный персонал и местное руководство. Это происходит потому, что уже в течение двадцати лет мы приобрели международный опыт и смоги развить человеческий потенциал. Подход американских компаний в том, чтобы развивать местный персонал в долгосрочной перспективе.
— Как мне кажется, когда вы стали заниматься поддержкой американских компаний в середине 90-х, о Казахстане среди американских бизнесменов было не так много известно…
— Да, вы абсолютно правы. На тот момент мало кто из американских компаний, за исключением тех, кто бы занят в энергетике, знал о стране. Уже со временем пришло понимание, где находится страна и какие у нее прекрасные возможности и потенциал. Я даже приведу цифры. Помню, когда я только приступил к своим обязанностям, у меня был список американских компаний, которые работают в Казахстане. Их было около восьмидесяти. Мы этим очень гордились, так как их число росло и увеличилось до трехсот.
— Но это были только крупные компании?
— Поначалу да, но со временем на рынок стали заходить не только большие компании, но и средний бизнес. Мы организовывали визит делегации, чтобы привлечь внимание к стране. Конечно, взаимодействие между нашими правительствами также помогло в этом плане.
— Какие отрасли были наиболее интересны для американского бизнеса?
— В первую очередь это энергетика, так как Казахстан играет лидирующую роль в мировой энергетике. Буквально позавчера я прилетел из Астаны, где мы обсуждали возможные пути развития. На рынке ведь есть не только крупные компании, такие, как John Deer, есть ведь и компании, которые представляют американские копании на казахстанском рынке. Например, в Петропавловске есть компания «Комитекс», которая представляет три или четыре американские компании на местном рынке. Из областей можно выделить сельское хозяйство и медицину. Здесь можно найти американское оборудование.
— Трудности какие-либо были во время работы на местном рынке?
— Я не могу сказать, что были какие-либо трудности у казахстанского правительства со стороны Американской торговой палаты. Но я видел, что Казахстан находится на пути долгосрочного развития. Компании всегда хотят стабильно сотрудничества со стороны таможни, законодательной базы и налогообложения.
— Вы помогаете американским компаниям выходить на казахстанский рынок. Есть ли обратный процесс, то есть помогаете ли вы местным компаниям в плане выхода на рынок США?
— Ваше посольство очень активно работает в этом направлении. Насколько мне известно, ваше посольство очень тесно сотрудничает с американскими партнерами в плане экспорта и взаимовыгодных отношений. Это такое разделение труда: американские компании заинтересованы в казахстанском рынке и наоборот.
— Посольство как-то способствует тому, чтобы на местный рынок выходили крупные франчайзинговые сети?
— Мы работаем на так называемом оригинальном уровне. Принимая во внимание, что есть около тысячи американских компаний на российском рынке и около двухсот на рынке Украины, мы стараемся заинтересовать их и рассказываем о Казахстане. У вас есть новый потребительский класс, который заинтересован не только ресторанных франшизах, но и других сферах. Есть химчистки, компании по образованию или обучению английского языка, поэтому мы работаем не только на страновом, но на региональном уровне.
— Вы работали на территории трех стран: России, Казахстана и Украины. Есть ли существенная разница между нашими рынкам, а также меняется или интерес со стороны американских компаний от страны к стране?
— Это все зависит от конъюнктуры рынка. Например, в Украине очень хорошо развивается отрасль сельского хозяйства и легкой промышленности. Но то, что мы видим в Казахстане, с провидением экономических реформ и увеличением ВВП на душу населения, то мы видим, что в стране очень активно развиваются разные сектора экономики. Например, в Атырау есть американская компания, которая производит бетонные блоки. Другой пример — Stewart Glass- компания, которая занимается производством листового стекла.
Здесь еще вопрос инвестиций. Некоторые считают, что можно приехать и сразу же начать инвестировать. Кто-то изучает рынок в течение шести месяцев и говорит, что построит завод и сразу же начнет получать прибыль. В деловом мире так дела не делаются. Любая компания, в том числе американская, в первую очередь, изучает рынок и открывает на месте каналы продаж. Со временем, если рынок развивается достаточно хорошо, то компания может открыть какие-то свои совместные предприятия уже после этого строить завод. Я считаю, что основной задачей экономической политики, является создание инвестиционного климата и развития путей сотрудничества.
— Как на сотрудничестве между странами повлияла экономическая ситуация в стране и в мире?
— Здесь есть два направления: прямое и непрямое. В Персидском заливе, в Южной Америке и в США, падение цен на нефть коснулось практически всех секторов. Конечно, цена сейчас немного стабилизировалась, но я не могу предсказать, как будут обстоять дела через год или два. Когда есть некая диверсификация, то становится немного более «гладко». Но это в том случае, когда есть неэнергетические ресурсы. В целом я считаю, что наши отношения будут только крепнуть. Между нашими государствами уже образовалась крепкая взаимосвязь.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.