Французский подход к казахстанскому бизнесу
Что необходимо учитывать при работе с иностранными компаниями?В кризис начинающие предприниматели задумываются о ведении бизнеса по франшизе как об одном из самых простых и проверенных способов начать свое дело. Но работа с иностранными компаниями имеет свои тонкости: нужно учитывать подход к соблюдению стандартов, разницу в менталитете и деловом подходе. Корреспондент «Капитал.kz» узнал особенности ведения бизнеса с французскими партнерами.
Французские франшизы в Казахстане в основном представлены по дистрибутивному или торговому франчайзингу. Это, как правило, продуктовые бренды, косметика, парфюмерия и одежда. Однако кризис сказался на всех сферах бизнеса: даже высокая кухня Франции не смогла устоять. В 2016 году Патрик Ренар, генеральный консул Франции в Алматы, сообщил, что в Казахстане закрылись все французские рестораны. В ходе выставки Regard De France 2017 на вопрос корреспондента «Капитал.kz» консул ответил, что в этом году ситуация осталась прежней. «Очень тяжело найти человека, который понимает рынок. Ошибка, которую совершили французские рестораторы, — не сделали заведение на высоком уровне. Казахстанцы ожидают от французского ресторана замечательной кухни и продуктов из Франции, а не из Казахстана. Нет смысла кушать французские блюда, если продукты местные. Нужен человек, который знает рынок, русский язык и имеет опыт во Франции создания ресторана на высоком уровне. Поэтому это большой риск, и пока этого не удается сделать. Открыть полностью французский ресторан очень тяжело на самом деле», — поясняет Патрик Ренар.
По словам Бекнура Кисикова, президента Казахстанской ассоциации франчайзинга, спад казахстанского бизнеса остро чувствуется на уровне французских франшиз. «Из-за девальвации очень трудно выплачивать роялти. Хотя сократился прямой приток, но французские бренды приходят через Россию адаптированными, да и рублями платить легче. Некоторые бренды закрылись, но я вижу ажиотаж: много новых брендов хотят выйти к нам. Я бы сказал, что французский сегмент не потерян», — комментирует Бекнур Кисиков.
Речь идет не о том, что ведение бизнеса именно с Францией несет ряд сложностей. На данный момент проблемы у всех предпринимателей схожие — падение покупательской способности из-за кризиса и девальвации. У франчайзеров свои трудности: покупка оборудования, товаров и соблюдение всех стандартов выросло в цене из-за ослабшего тенге. По словам Рамили Исмаиловой, бренд-менеджера франшизы L`Occitane Казахстан, кризис сказался и на их бизнесе. Но ряд антикризисных мер, в первую очередь, сокращение расходов и консервативность в ценовой политике помогли пережить экономический спад прошлого года.
Еще одна деталь, с которой, впрочем, сталкивается каждый франчайзер, работающий с иностранной франшизой, — это разница в деловом подходе. Кафе-пекарня Paul работает по франшизе в Казахстане с 2012 года и уже накопила опыт общения с французскими партнерами. «Все достаточно строго, все по их дизайну, по их проектам, в этом плане достаточно тяжело. У нас прописаны строгие стандарты библии: библия обслуживания, витрины, как должна выглядеть выкладка, как готовить, при каких температурных режимах и так далее. Нас проверяют минимум раз в год: как делается выпечка, хлеб, как все расставлено, сервировка, обслуживание, все части ресторана проверяются, но, с другой стороны, приятно слышать от гостей, когда они говорят „у вас прямо как во Франции“. Что касается с персонала, то тут уже ограничений нет. У нас могут быть обязательные единицы пекарей, кондитеров, поваров, но мы можем нанимать дополнительные единицы сотрудников офиса. Этого они не касаются», — рассказывает Шаира Ибрагимова, HR-менеджер кафе-пекарни Paul.
Но помимо жестких стандартов в бизнесе играют роль и более тонкие материи — менталитет и восприятие прекрасного. По словам Бекнура Кисикова, «французы резко отличаются. Французы генетически воспитаны на культуре, на другом отношении к вину, моде, искусству красоты — это другой мир и другой подход. Нельзя сказать, что у них пунктик на красоте, для французов это просто органичная гармония естества. И потребитель это чувствует и наслаждается их подходом. Французы жестко контролируют бизнес, чтобы соблюсти стандарты. Но даже стандарты франшизы можно соблюдать по-разному. Во Франции, как и в Германии, развиты стандарты. Но если в Германии к этому подходят сухо и педантично, то во Франции — с некоторыми элементами куража в стиле «живи легко».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.