Как заработать на создании мультимедийных материалов

Казахстанские СМИ пока только присматриваются к такому формату вещания

Среди всех технологичных инструментов диджитал-эпохи, которые в изобилии появились в последнее время, много таких, которые могут сделать работу журналиста проще, а материалы интереснее. Если обратиться к опыту западной прессы, то добавление интерактивного контента на сайт, визуализация информации уже стали неотделимой частью их работы, в то время как казахстанские СМИ пока только присматриваются к такому формату вещания. Каким Данабаев, глава мультимедийного портала iStory.kz, рассказал о том, какие есть возможности трансформации для отечественных СМИ в конвергентный формат.

Точка отсчета

В 2014 году, когда я работал в Казахстанском Пресс-клубе, впервые в истории отечественной журналистики был дан старт началу очень важного проекта — мультимедийной школы по журналистике Imedia school. Благодаря существенному вкладу Асель Карауловой (президента Казахстанского Пресс-клуба) и Дарии Цыренжаповой (координатора Фонда Сорос-Казахстан) 20 финалистов из числа журналистов и редакторов казахстанских СМИ в течение года прошли бесплатный пятинедельный курс обучения мультимедийной журналистике. Были привлечены ведущие американские специалисты, которые специализируются в области новых медиа.

Одним из самых ярких из них стал профессор Джеймс Флинк из Школы журналистики Университета Миссури. Он рассказывал слушателям курса о том, как создавались мультимедийные, конвергентные истории и лонгриды на примерах лучших работ журналистов из США.& Так как я был задействован в работе нашей школы, то и сам непосредственно был слушателем этих курсов. Тогда впервые и появилась идея создать iStory — проект, который бы занимался внедрением мультимедийных инструментов в СМИ.

Сейчас проекту исполнилось 2 года, и мы гордимся теми результатами, которых смогли добиться в этот срок. Мы участвовали в конкурсе стартапов от НАТР, где соревновались с командами, представлявшими более 300 различных проектов. Попали в шорт 40 лучших стартап-проектов 2015 года и были лучшими в своей номинации «Медиа». За это время мы успели протестировать и использовали в своих материалах интерактивные карты с геолокацией, подкасты, 3D timeline-хронологию, инфографику, иллюстрации. Также мы покупаем дополнительные хосты, которые помогают нам работать с мультимедийным контентом и потом интегрировать его в свой сайт. В планах перейти на новый шаблон сайта, а также начать работать в 100%-ном формате лонгридов. Наша команда разбросана по всему миру. Сейчас в нашей редакции есть два журналиста в Алматы, фотограф и корейская команда репортеров, которые работают из Сеула. Кроме того, существует своя гильдия авторов iStory. В ней у нас состоят 20 человек. Это блогеры, пиарщики, журналисты, студенты и т. д. Мы поддерживаем связь через специальную секретную группу в Facebook, туда же они присылают свои материалы, которые мы затем публикуем на сайте. Так как сейчас я учусь в университете в Сеуле, мне приходится управлять проектом в режиме онлайн. Если правильно распределять время, то работать дистанционно можно, тем более что мы все всегда под рукой имеем интернет.

Выбрать направление

Для работы мы выбрали несколько направлений. Мы пишем о молодых предпринимателях до тридцати лет, которые добились определенных успехов в своей сфере. Чаще всего именно под таких спикеров мы и создаем мультимедийные истории, когда в материале используются подкасты, фото, видео или инфографика. Второе направление — тренды. Мы стараемся следить за тем, что происходит на рынке, и выдавать те статьи, которые актуальны сейчас. Одним из последних таких текстов стал материал на тему гимна Казахстана, который прозвучал на Универсиаде. После выхода этот материал набрал более 50 тыс. просмотров и 11 тыс. лайков в социальных сетях. Это был сумасшедший показатель. Думаю, что это произошло, потому что мы поймали нужный момент и выдали правильный материал. Третье направление — корейское, если его можно так назвать. На сайте есть раздел о Корее, где мы публикуем интересные материалы касательно работы, учебы, культуры, традиций корейцев. Кроме того, интерес к Корее со стороны Казахстана растет с каждым днем, это видно невооруженным глазом. Лишним тому доказательством является количество заходов пользователей на сайт, где на первом месте стоит Казахстан, на втором — Россия и на третьем — Южная Корея.

Изначально мы вложили в проект около $4 тыс. из собственных средств. Большая часть этой суммы ушла на создание сайта, услуги дизайна, оплату труда журналистов, снятие офиса и покупку отдельных сервисов по созданию мультимедийных фишек. Само создание мультимедийных историй стоит не так дорого. К примеру, возьмем сервис tiki-toki — сайт, который помогает другим компаниям конструировать красивые тайм-линии. Подписка на него стоит от $10. Есть сервисы, которыми можно пользоваться бесплатно. Тот же Google при помощи своего приложения «карты» дает возможность создавать красивые карты, не только с указанием определенного места, но и на геолокацию добавлять картинки, текст, фотографии и видео. За время существования проекта мы окупили свои расходы и сейчас находимся в поиске партнеров, которые бы смогли поддержать нас в Казахстане.

Найти трендсетеров

Мне кажется, что казахстанским СМИ нужно больше уделить внимания социальным сетям. Наши американские коллеги уже давно это поняли и сейчас активно создают свои «живые» трансляции через соцсети. Например, в начале этого года у Mercedes-Benz была презентация новой марки автомобиля, а само мероприятие компания транслировала через Facebook. И знаете, это не было просто показом статичной картинки с одной камеры. На показе работала целая команда профессионалов — операторов и режиссеров, которые контролировали весь съемочный процесс. Создавалось ощущение, что ты смотришь телевизионный репортаж, но только в режиме онлайн. Для того чтобы работать в таком формате, естественно, нужны хорошие камеры, интернет, но самое главное, нужны люди, которые обладают профессиональными навыками работы в соцсетях.

Другой пример — в Корее есть два популярных телеканала JTBC и KBS, которые сейчас работают в аналогичном режиме. Недавно, когда в стране были волнения по поводу президента и люди вышли на забастовку, местные журналисты из JTBC пошли на площадь (где сидели бастующие) и стали снимать происходящее с прямой трансляцией на Facebook. При этом оператор, который держал журналиста в кадре, использовал не смартфон для трансляции, а профессиональную камеру. В итоге можно было наблюдать такой непроизвольный, но длинный стэндап, где журналист брал небольшие интервью и комментарии у бастующих и одновременно через свой смартфон читал сообщения, которые пользователи писали на официальной страничке телеканала. Конечно, работать в таком формате это большой риск, так как пользователи могут писать любые комментарии, на которые надо отвечать своевременно. При этом не стоит забывать о качестве видеопотока. Такой режим подачи информации ломает стену между журналистом и зрителем, давая им площадку для диалога. Это просто невероятно.

Кроме прочего, сейчас можно увидеть, что СМИ стали активно использовать VR (виртуальная реальность) технологии в журналистике. Например, The New York Times в партнерстве с Google в ноябре 2015 года раздали 600 000 VR-очков (Google Cardboard) своим подписчикам совершенно бесплатно. Проект был настолько успешен, что в прошлом году NYT дополнительно выдали своим читателям 300 000 очков. К слову, о самих очках, они сделаны из картона, внутри которого находятся специальные линзы. Внутрь коробки вставляется мобильный телефон, и после того как вы скачиваете приложение от NYT VR, вы можете начать просмотр видеоматериалов в формате 360°. Поворачивая голову по сторонам, вы будете видеть разные картинки, а закадровый голос будет объяснять, что происходит на видео. Фактически пользователь может оказаться на месте журналиста и посмотреть на хронологию событий глазами очевидца. Пока что данную технологию используют только журналисты из The New York Times, но, как говорят эксперты, это только начало. В ближайшем будущем мы станем свидетелями все более новых применений технологии VR в журналистике.

Говоря о казахстанских реалиях, в нашем случае даже применение одного формата лонгрида уже будет большим шагом вперед. Для этого не нужен большой бюджет. Думаю, что $150 в месяц будет вполне достаточно, чтобы вместе с шаблоном лонгрида использовать и другие мультимедийные ресурсы, внедряя их у себя на сайте. Полагаю, что журналисты, да и сами руководители СМИ понимают, что мультимедийные инструменты помогают доносить до аудитории гораздо больше информации. Другой момент — готовы ли клиенты платить за такие инструменты. По моему мнению, рынок еще находится на стадии развития и только по прошествии определенного времени бизнес придет к пониманию эффективности использования таких конвергентных СМИ.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤