Топ крупнейших сделок по продаже приложений
Домашний питомец Talking Tom, Viber и фитнес-приложения для AdidasIT-гиганты не упускают ни единой возможности приобрести очередную технологическую игрушку. Мало того, что они занимаются разработкой собственных проектов, так еще и активно скупают более-менее жизнеспособные, причем страна-производитель их не так сильно волнует. Facebook покупает мессенджер WhatsApp за $19 млрд, а Microsoft покупает Skype за скромные для рынка $8,5 млрд. Приложения также не остаются в стороне. Игровые или развлекательные, они не меньше остальных притягивают к себе внимание крупных компаний, устанавливая новый уровень цен на рынке. В материале «Капитал.kz» пять крупных сделок по продаже приложений до $1 млрд.
Talking Tom — $1 млрд
В 2009 году супруги из Словении Иза и Само Логины основали компанию Outfit7, которая занималась разработкой и созданием мобильных версий игр и приложений. Через четыре года компания заявила о себе на рынке, представив приложение Talking Tom, которое дало пользователям возможность ухаживать за домашними животными: кормить, поить и укладывать спать. Аналог тамагочи, только усовершенствованный и адаптированный под нынешние реалии. Желание иметь виртуального домашнего питомца было так велико, что через 11 дней после добавления приложения в Apple iOS App Store «Говорящего Тома» скачали 300 млн пользователей. Если верить аналитике, сегодня количество загрузок приложений уже превысило показатель в 5 млрд с ежемесячной аудиторией в 300 млн пользователей.
В ноябре прошлого года стало известно, что супруги ищут новых владельцев для «Тома» и готовы продать приложение. По словам Мануэля Биагорри из Bloomberg, компания рассчитывала выручить за «питомца» порядка $500 млн, но вскоре наняла консультантов из Goldman Sachs Group, чтобы те помогли «увеличить вес сделки».
Желающим купить приложение стал китайский производитель химических веществ Zhejiang Jinke Entertainment Culture. Как и предполагалось, благодаря Goldman Sachs Group цена Talking Tom возросла. По итогам сделки приложение было продано за $1 млрд. Странно то, что приложение купил производитель химической продукции, а не какой-нибудь IT-гигант. Несмотря на то, что китайская компания Zhejiang Jinke Entertainment Culture все это время производила химвещества, летом руководство компании решило, что пора расширяться.
Viber — $900 млн
Приложение Viber, которое позволяет совершать звонки на мобильные телефоны, а также обмениваться текстовыми сообщениями внутри приложения, в 2013 году выставили на продажу. Владельцы приложения Viber стали искать покупателей, оценивая стоимость компании примерно в $500 млн. Тогда же стало известно, что компания наняла представителей Goldman Sachs для поиска потенциального покупателя. Как и в случае с Talking Tom, Viber удалось не только найти покупателя, но и повысить стоимость. Годом позже Viber приобрела японская компания Rakuten, специализирующаяся на интернет-торговле, за $900 млн. На момент продажи у компании уже было порядка 300 млн зарегистрированных пользователей. Еще один успешней проект из Беларуси, который был продан.
MSQRD — цена сделки не указана
Покупка белорусской компании-разработчика приложения MSQRD — как раз тот вариант, когда ИТ-гиганты не дремлют. Сделка стала одной из главных весенних сделок на рынке, хотя бы потому что новым владельцем компании стал Facebook.
Само приложение появилось в декабре 2015 года и работает по принципу накладывания различных эффектов на изображение. «Игрушка» так сильно полюбилась пользователям, что за первый месяц количество скачиваний достигло отметки в 1 млн. Особую популярность приложение завоевало благодаря «маске» Леонардо Ди Каприо, которая появилась прямо перед церемонией вручения «Оскара». По словам Ильи Хренникова из Bloomberg, именно эффект Ди Каприо позволил MSQRD войти в топ-5 App Store США.& Сумма сделки между MSQRD и новым владельцем не разглашалась, но сразу после покупки из приложения исчезли несколько масок. Гендиректор MSQRD Евгений Невгень сообщил, что «объединение с Facebook принесло много ограничений».
«Мы должны быть политкорректными, соблюдать все эти расовые штуки. Например, нам посоветовали убрать маску индейца с перьями на голове. Come on! Неужели это был расизм? Из Беларуси нам казалось, что просто забавная маска. Но американцы к таким вещам относятся очень трепетно. Маска Snoop Dogg тоже оказалась неподходящей, ведь кто-то мог написать: «Белые прикалываются, надевая маску черного», заявил он.
Runtastic — $240 млн
В середине 2015 года немецкий производитель спортивной одежды Adidas решил обратить внимание на один из самых быстрорастущих сегментов рынка мобильных технологий — фитнес-приложение. Adidas купил компанию-разработчика Runtastic, специализирующуюся на трекинге тренировок бегунов и атлетов. Фитнес-приложение обошлось Adidas в $240 млн, а глава компании Герберт Хайнер сообщил, что покупка Runtastic поможет Adidas «предоставлять покупателям спортивный опыт мирового уровня». К слову сказать, у самого Adidas уже есть аналогичное приложение под брендом Adidas, выполняющее те же функции, что и Runtastic.
Looksery — $150 млн
2015 год был богат на сделки по купле-продаже приложений. В том же году одесский стартап Looksery стал частью американского Snapchat. Приложение позволяет распознавать лица, изменять собственное лицо, менять цвет глаз и форму черепа. Кроме того, в Looksery можно наложить на лицо маску какого-нибудь анимационного героя детских фильмов или, например, маску из фильма ужасов. По некоторым данным, сумма сделки составила $150 млн, а часть сотрудников Looksery перебралась в Калифорнию, чтобы продолжать работать над новой функциональностью Snapchat. Сразу же после сделки приложение Looksery исчезло из магазина AppStore, видимо, став частью Snapchat.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.