Как заработать на поиске журналистов и не прогореть

Джастин Варилек рассказал об истории создания сервиса HackPack

Джастин Варилек — создатель сервиса HackPack, который специализируется на поиске журналистов и корреспондентов по всему миру. Переехав из родной Айовы в заснеженную Москву, он стал работать в местной газете, а потом решил, что этому рынку не хватает мобильности, ведь быстро найти журналиста, когда на другом конце света извергается вулкан или мэр Эстонии сходит с поезда, чтобы произнести памятную речь, становится практически невозможно. Плюс к этому никто не может гарантировать качество предлагаемого контента. Об истории создания сервиса HackPack и о том, как заработать на поиске журналистов, Джастин Варилек рассказал «Капитал.kz».

Иностранец в России

Во время учебы в университете мне нужно было выбрать один иностранный язык в качестве дополнительного предмета. Несколько лет до этого произошли печальные события, когда самолет врезался в башни-близнецы в Нью-Йорке. Студенты стали брать уроки арабского языка, ведь на тот момент он был актуален как никогда. Я же решил, что буду изучать русский язык. Он не так прост в изучении, и мне показалось, что его изучение будет интересным занятием. После окончания учебы в университете я решил немного пожить в России. «Почему бы и нет?» — спросил я себя и рванул в Москву. Первым местом, где я стал работать, стала газета The Moscow Time. Позже я устроился в отдел коммуникаций в «Сколтех». Это такой университет, который тесно сотрудничает со «Сколково» и MIT (Массачусетский технологический университет, — ред.). По сути, это был стартап, а моя работа заключалась в том, чтобы я находился в нескольких местах одновременно и налаживал коммуникации. Во время работы я осознал, насколько важны в этом процессе журналисты. В 2014 году начались события в Украине. На рынке стало катастрофически не хватать профессионалов, которые бы могли освещать украинскую тематику. Тогда даже на Facebook появилась группа (Foreign Journalists in Ukraine — ред.). Российские и международные редакции искали корреспондентов из Украины, которые могли бы писать для иностранных изданий, переводить для них и ездить по стране. Тогда я и решил, что для рынка необходим сервис, который мог бы предоставить таких журналистов или корреспондентов.

Разработчик на час

У меня на счету было около $20 тыс. в виде накоплений. Загоревшись идеей создания стартапа, я поехал домой, объяснил свою идею родственникам в США и занял у них еще $20 тыс. на дальнейшее развитие проекта. Мы сразу решили, что лучшим местом для запуска будет все-таки Россия. Причин было несколько. В этой стране довольно большой спрос на профессионалов. Я был знаком с большим количеством корреспондентов из разных изданий, что могло помочь мне в развитии. Здесь (в России, — ред.) обычно называют это «связями», но не так, что мне помогали, просто у меня было много знакомых в этой области. Кроме того, все расходы в России нам обошлись дешевле, чем если бы мы запускались в США или сразу вышли на глобальный рынок.

Когда наступил кризис, ситуация даже улучшилась, так как сразу же все расходы, связанные с запуском и разработкой сервиса, уменьшились в два раза. Чаще всего люди, у которых есть определенный запас денег, в кризис чувствуют себя вполне нормально. Они могут переждать нелегкие времена, используя то, что накопили или имеют. Но специалистам без дополнительного запаса средств приходится соглашаться на ту же работу за меньшую цену, чем они могли это сделать раньше. Мне повезло, так как я долгое время откладывал деньги на разработку, а позже еще и занял немного у родственников. Конечно, расходы на сервис упали, ведь я располагал капиталом в долларах.

Я нашел нескольких хороших разработчиков, которые взялись за создание сервиса. В России очень хорошие программисты, работа которых еще и не так дорого стоит. Обычно, если у тебя стартап, то ты ищешь разработчиков из Кремниевой долины, но такие специалисты очень дорого стоят. В среднем они могут запросить $150-$200 за час работы. В России можно нанять достойного разработчика за $20 в час, что мы и сделали. На разработку проекта мы потратили $50 тыс., половина из этой суммы ушла на создание функционала. Пока что я не могу сказать, что мы вернули наши инвестиции. Дело в том, что для того чтобы полноценно развиться, стартапу необходимо как минимум два года. У нас это время еще не вышло, но уже в сентябре, когда нам было 1,5 года, мы окупились.

Гори, но не сгорай

Основная цель сервиса — развивать связи между СМИ и бизнесом. Например, редакция из Москвы ищет корреспондента из Молдовы, чтобы тот освещал митинги. Или компания хочет снять видео о всех своих офисах по миру. Они находят, платят и координируют операторов через нас. Сейчас у нас семь человек в команде. Трое из них работают над сайтом в России, еще по одному находятся в Германии, России, Великобритании и Индии. Самое сложное — это организовать работу, когда все члены команды находятся в разных странах и должны понимать специфику работы.

Сейчас мы нашли бизнес-инкубатор в Германии Project Flying Elephant, который инвестировал в нас 25 тыс. евро. Из-за этого я переехал в Берлин, но, по сути, занимаюсь тем же самым, что и в Москве. Мы разрабатываем функционал, чтобы работодатели могли оплачивать работу своих фрилансеров. Вы наверняка знаете, что для работы нужно множество документов, а международные переводы денег стоят очень дорого. Это тоже часть нашего нового функционала. Работать в бизнес-инкубаторе гораздо сложнее, чем если бы ты разрабатывал сервис на свои деньги. Нельзя получить 25 тыс., а потом сказать, что у тебя что-то не вышло. Должен быть результат. После трех месяцев работы мы должны показать результат. В этом случае, возможно, мы получим еще средства на развитие.

Нужно понимать, что стартап — это не корпорация и не госкомпания. Чтобы «гореть», нам нужно не «сгореть» самим. Объясню. Когда горит лес и приезжают пожарные, то они начинают поджигать некоторые части леса. Они убивают лес, чтобы огонь не разрушил его целиком. Кроме этого, на месте, где был пожар, вырастают новые сильные деревья. Образно, для стартапа деньги — это и есть наш лес. Мы должны сжигать его, чтобы расти и зарабатывать больше. Мы тратим деньги и сокращаем наш лес, даже рискуем сгореть совсем. Но без этого никогда не вырастем сильнее.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤