Зона дискомфорта для Apple и Samsung
Готовы ли китайские бренды потеснить лидеров?Китайские бренды смартфонов становятся все более популярными среди казахстанцев. По разным данным, производители из Поднебесной по итогам I квартала 2016 года заняли чуть больше 3%. Однако, как рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Александр Цай, генеральный директор ZTE Device Group в России и СНГ, компания намерена наращивать долю, которая в 2017 году приблизится к отметке в 8−10%. В чем успех китайских смартфонов и каковы планы по развитию бизнеса в РК у ZTE, рассказал Александр Цай.
Компания уже отвоевывает свои позиции на международных рынках. Так, по данным сайта российского ZTE, годовой оборот корпорации в 2015 году составил рекордные для компании 100,19 млрд юаней, что на 23,8% выше по сравнению с 2014 годом, рост прибыли соответственно составил 43,5%. ZTE имеет 20 собственных научно-исследовательских центров в Китае, США, Швеции, Франции, Японии, Канаде, в них работает свыше 30 000 специалистов. Более 10% годового дохода ZTE отчисляется на НИОКР.& Кроме того, ZTE является единственной компанией в мире, пять лет подряд (с 2010 по 2014 год) за свои заявки на патенты попадавшей в тройку лучших компаний по версии Всемирной организации интеллектуальной собственности.
— Александр, расскажите, пожалуйста, о стратегии развития вашей компании в странах СНГ и в Казахстане в особенности.
— ZTE уже давно занимается абонентским бизнесом. С самого начала нашей деятельности мы сотрудничаем с мобильными операторами. Три года назад мы начали активно работать под своим брендом. На сегодняшний день мы уже занимаем пятое место в Европе, четвертое — в Америке и второе место по продажам — в России.
В последние несколько лет на рынке продолжается кризис, люди стали больше внимания обращать не только на бренд производителя, но и на стоимость и качество смартфонов. По сути, сформировался «сбалансированный» потребитель, особенно в возрастной категории от 18 до 30 лет. Этим покупателям нужны качественное оборудование, модный дизайн и контент. Кстати, по характеристикам молодежь серьезно подходит к потребляемому контенту. В итоге, исходя из этих потребностей, мы построили свою стратегию и сделали хорошее предложение для них. Да, на рынке большая конкуренция, и это хорошо, потому что людям всегда нужен выбор.
В Казахстане у нас есть общий интерес с такими торговыми домами, как Sulpak, «Технодом», Alser, с которыми мы вместе можем построить бизнес, предлагая новые решения для потребителей.
— Какова на сегодняшний день доля вашей компании в Казахстане?
— Пока по ключевым параметрам в Казахстане доля ZTE в среднем составляет 1%.
— А в Китае?
— Мы входим в топ-8 компаний.
— Как вам удается конкурировать с компаниями в Китае, ведь и такой интернет-гигант, как Alibaba, совместно с Meizu планировали запустить свои смартфоны? Как сейчас развивается этот рынок в Поднебесной?
— Около трех лет назад рынок очень интенсивно развивался. Причем основной упор делается на развитие интернет-бизнеса. Это могут быть разные модели, одни продают «железо», другие получают прибыль от экосреды, как Leko, Xiaomi.
В ZTE мы сначала занимались сетевым оборудованием, в этом направлении у нас много патентов. С этого мы начали активно заниматься абонентским бизнесом. Мы продаем модемы на нашем чипсете, это доказывает, что ZTE имеет собственные разработки.
— Вы говорите, помимо смартфонов и модемов, вы выпускаете что-то еще…
— Смартфоны, модемы, планшеты, решения для систем «Умный дом». В основном у нас три направления: терминальный бизнес — это enterprise-решения и операторские решения, базовые станции, коммутаторы.
— В последнее время очень большой интерес к китайским смартфонам. Как вы считаете, в чем их успех?
— Первое, безусловно, из-за качества. В Китае очень большой рынок, там много производителей. Второе. Именно китайские производители имеют большие возможности и преимущества перед другими. Мы можем предлагать самые передовые решения и новинки. И сначала можем опробовать их на внутреннем рынке, а уже потом выходить на мировой рынок. Мы изучаем рынок, спрос, а уже потом предлагаем лучшее решение по качеству, сервису и цене. Для каждого сегмента мы предлагаем уникальный дизайн, улучшаем технические характеристики.
— Если говорить о рынке модемов в Казахстане, есть ли у вас данные, какую долю вы занимаете?
— Порядка 50% рынка. Это и usb-модемы, LTE и Wi-fi-роутеры. Мы сотрудничаем с такими операторами связи, как Altel, Kcell. Кстати, именно поэтому сначала мы выпускали смартфоны под их брендом. Например, операторы запустили 4G-сеть, и им нужно было сделать абонентам выгодное предложение по переходу с 3G на 4G.& В этом мы помогли им. Когда же стал доступен 4G, стало, ясно, что операторам нужно менять стратегию, и мы соответственно, стали выпускать смартфоны под своим брендом, чтобы продолжать удовлетворять спрос.
— Есть ли у вас разработки в части 5G?
— У нас уже есть подобные решения, пока мы запустили в тестовом режиме.
— Не так давно вы презентовали телефоны. В чем их отличие от предложений других производителей?
— Мы презентовали все линейки смартфонов. У нас действительно очень богатый выбор для разных сегментов — от начинающего до выше среднего. Мы не концентрируемся на одном сегменте, доказательством этому новый флагман Axon 7, который уже успел получить положительные отзывы и награду на IFA 2016.
— Интересно, а какие модели пользуются наибольшей популярностью в Казахстане из вашей линейки?
— Скажу откровенно, мы только запускаем наш бизнес в Казахстане в части смартфонов. Чуть менее полугода назад мы полноценно вышли на рынок. Исходя из продаж в это время, мы видим, что спросом пользуются смартфоны сегмента по стоимости ниже среднего. Они стоят примерно 100−110 долларов.
— Какие у вас планы развития в Казахстане? Каким образом вы будете реализовывать свою продукцию — через партнеров или откроете специальные магазины?
— Мы строим достаточно амбициозные задачи для себя — до конца года наша доля увеличится до 3%. В следующем году ожидаем роста до 8−10%. Но первоочередной задачей для нас будет построить отношения с нашими ключевыми партнерами такими как Sulpak, «Технодом». А уже затем последовательно инвестировать в маркетинг, чтобы покупатели знали о нас и нашей продукции.
Мы также намерены повысить узнаваемость бренда на рынке с помощью социальных сетей, рекламы. Сейчас вопрос продвижения на рынке заключается в том, какой из брендов обеспечит большую рекламную поддержку.
— Каким образом вы будете строить сервисное обслуживание в Казахстане?
— Мы уже наладили бизнес-процесс с сервис-партнерами. Вся наша продукция будет официально обслуживаться ими. Но первоначально мы расширим нашу линейку и будем отслеживать, какие модели наиболее интересны казахстанцам. И уже после этого будем думать, нужен ли нам локальный сервис или нет.
— В каких еще странах СНГ ваша компания представлена?
— Россия, Беларусь, Украина.
— Есть ли у вас планы по выходу и в другие страны СНГ?
— Мы не исключаем такой возможности, но эта экспансия будет последовательной. Для начала там должны быть условия для качественного сервиса и, конечно, должен быть высокий спрос.
— Спасибо вам за интервью! Будем внимательно следить за всеми вашими новинками!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.