Квесты как новая ниша для бизнеса
Люди, которые играют в игрыВ 2007 году японец Такао Като придумал игру, цель которой состояла в том, чтобы участники смогли выбраться из закрытой комнаты, используя различные подсказки и разгадывая загадки. Так было заложено начало квестов (от англ. Quest — «поиск»). Бизнес стал расти и плавно перекочевал в Европу и США, а позже распространился по всему миру. Стандартных квестов около трех. Так называемые квест-румы (когда нужно выбраться из комнаты) — основа основ. С них все начиналось и до сегодняшнего дня они остаются самым популярным видом квестов. Чаще всего владельцы таких квест-румов берут в аренду несколько помещений (в зависимости от количества квестов) и оборудуют их под тот или иной сценарий. Может получиться так, что квест-румы находятся в разных частях города, а не в одном здании, как это может показаться на первый взгляд. Еще одной разновидностью квестов являются городские квесты — часто с использованием личного транспорта. В этом случае несколько человек получают задание и ищут подсказки, разбросанные по всему городу. Квестории — новый тип квестов, хорошо известен в России. Для этого бизнеса не нужно покупать или арендовать здание, а достаточно иметь все необходимые реквизиты. В случае с квесторией ведущие или актеры выезжают на дом или офис, обустраивая новое пространство под сценарий игры.
Вместе с квестами на рынке стали появляться сайты-агрегаторы. Площадки собирают оценки пользователей, которые уже прошли определенный квест, и на их основе составляют рейтинги компаний. Их появление дает возможность компаниям привлечь дополнительных клиентов, а пользователям — определиться с выбором, основываясь на оценках других пользователей. С другой стороны, такие сервисы популярны на Западе и отчасти в России, но не в Казахстане. Дело в том, что у агрегаторов квестов не так много пользователей.
Казалось бы, наступивший кризис должен был как-то отразиться на рынке квестов в Казахстане, тем не менее он только растет. Конечно, с него уходят мелкие и слабые игроки, рынок эволюционирует. Конкуренцию на рынке пока обеспечивают крупные сети, чаще всего франчайзинговые сети, которые сейчас активно ищут новые рынки для своего продвижения.
Инфографика: Вячеслав Батурин