Как образование меняется под влиянием новых технологий
Онлайн-образование уже давно перешагнуло ту грань, когда за корочкой нужно ехать за границуСмотрели ли вы когда-нибудь обучающие видео на YouTube? Я сейчас говорю не о тех руководствах, где девушек учат правильно краситься и сушить волосы, а о чем-то более серьезном. Например, об основах тестирования программного обеспечения или истории кино. А как насчет того, что такой курс для вас будет читать профессор крупного университета, да еще и совершенно бесплатно? Онлайн-образование уже давно перешагнуло ту грань, когда за «корочкой» нужно ехать далеко за границу, а попасть на лекцию к заметному профессору так же сложно, как найти деньги на поступление в университет, где он преподает.
Университеты выкладывают лекции своих преподавателей в бесплатный доступ, а онлайн-платформы формата МООС (массовый открытый онлайн-курс, — прим. ред.) предлагают свои, не менее успешные образовательные проекты, записанные совместно с преподавателями и университетами.
О том, как меняется образование под влиянием новых технологий и есть ли способы монетизировать бесплатные обучающие курсы, в интервью деловому изданию «Капитал.kz» рассказал Сергей Холкин, сооснователь платформы «Универсариум».
Неизвестный формат
В 2012 году у нас возникла идея проекта. В то время на Западе такое направление уже активно развивалось. Мы долго дискутировали с неравнодушными к образованию и науке людьми, тогда и возникла идея создать подобный ресурс на родном, русском языке. Однако создание платформы не было просто модным трендом, в первую очередь мы понимали, что проект сможет решить множество социальных задач. Например, обеспечение доступности образования в удаленных, малодоступных регионах, возможность обучения или повышения квалификации граждан с низкими доходами, а также людям с ограниченными возможностями здоровья
Пожалуй, основная проблема заключалась в том, что сам формат онлайн-курсов был малоизвестен. На переговорах с вузами мы могли ссылаться только на зарубежные примеры, также было непонятно, насколько воспримет образовательный формат сама аудитория. Сами вузы не были знакомы с форматом. Максимум, что у них было, — записанные лекции на YouTube. Однако ценность онлайн-курса как раз в том, чтобы подавать информацию совершенно новым образом, учитывая рассеянное внимание пользователя и позволяя сконцентрироваться на получении знаний. Достаточно было сравнить два типа видео — разница была очевидна.
Онлайн в массы
Начнем с того, что на нашей платформе зарегистрировано более 600 000 людей. Плюс наши курсы смотрят пассажиры внутренних дальнемагистральных рейсов компании «Аэрофлот», что в совокупности составляет порядка 1,5 млн человек. Это весьма обширная аудитория в возрасте от 15 до 60+. Основной сегмент учащихся представляет молодежь (22−35), которая учится как в свое собственное удовольствие (учиться сейчас модно), так и для конкретных профессиональных целей. Поэтому свою аудиторию мы скорее делим по интересам. То бишь предлагая новый курс, мы в первую очередь ориентируемся на те курсы, на которые человек раньше был записан.
Помимо курсов от высших учебных заведений, у нас есть курсы от крупных фирм (Mail.ru, Wargaming), бизнес-тренеров, а также программы обучения, рассчитанные на профориентацию старшеклассников (например, курс по журналистике от МИА «Россия сегодня»). Самым перспективным для нас направлением является создание онлайн-курсов по ЕГЭ. В ноябре мы совместно с «Россотрудничеством» запускаем новый проект «Go ЕГЭ», призванный помочь школьникам стран СНГ подготовиться к госэкзаменам и поступить в российские вузы. Как видите, сфера применения формата весьма широкая.
Сейчас на нашей платформе представлено более 100 курсов на самые различные тематики: от робототехники до маркетинга. На каждый курс записывается в среднем 5000−7000 человек. Если же тема касается саморазвития, бизнеса или маркетинга, то количество записавшихся людей достигает 20 тыс., а то и больше.
Учебный процесс
Производство курса обычно занимает от 3 до 6 месяцев (в зависимости от длины курса). С пользовательской точки зрения это просто записанные видео, но на самом деле это куда более сложный процесс, чем может показаться на первый взгляд. Все начинается с методической работы, разработки структуры курса, согласования юридических моментов, далее происходит непосредственный процесс съемок, и затем самая кропотливая часть — монтаж. Параллельно производству идет маркетинговый процесс, чтобы, когда курс был полностью готов, можно было сразу приступать к обучению нескольких тысяч человек. В создании курса участвуют около 15 человек. Это режиссер, методист, оператор, монтажер, программисты, юрист, маркетинговый отдел.
Структуру курса почти полностью определяет преподаватель, ведь именно он является носителем знаний, который понимает основополагающие элементы. Наша задача — помочь автору структурировать информацию, сориентировать в объеме учебного материала и подать ее под правильным углом.
Для оптимизации ресурсов мы записываем весь курс сразу. Как правило, на это уходит 1−3 дня. Как таковых фокусных исследований мы не проводим. Своего рода «тестовыми студентами» являются наши методисты, которые отсматривают каждую минуту видео и отвечают за весь представленный контент. Те, кто знаком с процессом производства видеоматериала, могут представить, с какими проблемами мы сталкиваемся, но это абсолютно естественный рабочий процесс.
«Перевернутый» класс
На мой взгляд, MOOC и по сей день остается востребованной технологией, интерес к которой не иссякает. Лично сам смотрю курсы и каждый раз удивляюсь простоте образовательного процесса, хотя знаю, насколько сложно сделать что-то подобное. Что касается будущего формата, то MOOC должны стать более интерактивными и насыщенными в плане контента. В будущем мы будем предлагать пользователям не только видео и тесты, но и дополнительные подкасты, мини-игры и аналитические лонгриды, чтобы у студента активизировались сразу несколько типов восприятия и запоминания.
Как правило, эффективность онлайн-курсов измеряется количеством получивших сертификат. Мировая статистика демонстрирует, что это примерно 5% от количества записавшихся. То есть если на курс записалось 20 000, то окончит его 1000 людей. Много это или мало? Если сравнивать ситуацию с очным обучением (150−200 человек на курс), то онлайн выигрывает в объеме. Однако здесь важно понимать, что, записываясь на онлайн-курсы, далеко не все люди ставят перед собой цель получить сертификат — кто-то хочет просто познакомиться с темой, кто-то записывается от скуки, поразвлечь себя, а кому-то действительно важно освоить материал от и до, потому что у них есть конкретная задача, например, повысить квалификацию. Поэтому если учитывать подобные факторы, в итоге получается, что большинство людей удовлетворяет свои первоначальные цели, а значит эффективность онлайн-курсов довольно высокая.
Онлайн-курсы идеально подходят для модели «перевернутый класс», когда основную часть теоретического материала студенты изучают дома, а в учебное заведение приходят, чтобы задать вопросы или разобраться в сложных моментах. Так вот при желании преподавателя онлайн-курсы действительно можно умело встроить в учебную программу, добавляя в нее интерактив.
Основной источник монетизации — это сами заказчики курсов. Для пользователей мы как были, так и остаемся бесплатными. Если составить конкурентную карту рынка, то станет понятно, что при всей общности деятельности, каждый игрок действительно занимает определенную нишу. Это естественный для бизнеса процесс. Но какую бы нишу ни занимал проект, в наше время все решает подход, то, как ты относишься к своим слушателям, насколько ты готов меняться под возникающие потребности и постоянно меняющиеся тренды.
Мы заинтересованы в развитии международного сотрудничества с вузами стран СНГ. На наш взгляд, это очень перспективное направление, которое обещает преимущества обеим сторонам. К тому же вузы Казахстана показывают хорошую динамику в международных рейтингах. Также мы хотим продолжить снимать курсы с потенциальными работодателями, компаниями, которым есть что рассказать про реальную практику и поделиться уникальными знаниями.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.