Из медицины в бизнес

Как создать успешное предприятие и не забыть о клятве Гиппократа

Немало умных статей написано о том, какой должна быть женщина в бизнесе. «Стержень», «деловая хватка», «холодный рассудок» и «стрессоустойчивость» - вот то, что, по мнению ряда бизнес-тренеров, должно характеризовать женщину, которая решила добиться успеха в своем деле. Дидар Аятхан - врач-онкогинеколог, маммолог высшей категории - свои первые шаги в предпринимательстве начала от обратного: с милосердия, взаимопомощи, и главного – клятвы Гиппократа служить человечеству. Ломая стереотипы и делая ставку на ответственность и доброе сердце, Дидар сумела создать весьма серьезное предприятие. Сегодня она возглавляет мобильную клинику «Mamma group». В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz Дидар Аятхан рассказала о том, как ей удается совмещать в гардеробе белый халат с деловыми костюмами.

- Дидар, очень интересна история человека, который в бизнес пришел из медицины. Как оказались в предпринимательстве, будучи врачом-онкогинекологом и маммологом?

- Все мы родом из детства. Мне очень хорошо знакомо это крылатое выражение. Потому что все, что у меня сегодня есть, все мои достижения – все это я загадала себе еще в детстве. Объясню. В возрасте с 5 до 10 лет я успела в своих мечтах побывать и учителем – вела журнал, проверяла тетради своих одноклассников, ставила им оценки, позже вдруг решила стать журналистом – садилась перед зеркалом и читала тексты, воображала себя диктором. Еще одной профессией, которой я грезила в детстве, стала профессия врача – любила надевать белый халат и лечить своих подруг. Повзрослев, я успела побывать практически в каждой из этих ипостасей. Во времена студенчества подрабатывала на телеканале «Южная столица», вместе с подругой вела программу «Деңсаулык». В 2004 году на телеканале «Казахстан» выходила моя программа «Диагноз».

Преподавание в моей жизни есть тоже, но главной стала, конечно же, медицина. Окончив Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, получив специальность акушера-гинеколога, я работала в частных медицинских центрах, есть опыт работы в экстренной гинекологии ГКБ № 7. С 2014 года по совместительству тружусь в Казахском медицинском университете непрерывного образования в должности ассистента на кафедре онкологии, гематологии. Преподаю и готовлю будущих врачей-онкологов. Это очень коротко о начале моего пути. Теперь о том, как я оказалась в бизнесе. Еще будучи студенткой 3 курса, стала задумываться о том, что, наверное, смогла бы руководить клиникой. От своей мечты временно отошла лишь однажды, когда реализовывала себя как жену, как мать троих детей. Но уже в 2011 году переквалифицировалась в онкогинеколога, а в дальнейшем в маммолога и полюбила эту профессию всей душой.

Я хорошо понимала, что, для того чтобы спасать жизни людей, мне нужно научиться еще очень многому. Здесь хочу поблагодарить директора Алматинского регионального онкодиспасера Саяхата Олжаева. Он заметил мою любознательность, преданность к работе и неоднократно отправлял на учебу за границу. Прошла обучение во Франции, участвовала в международных конгрессах по онкологической службе ESMO в Испании, училась в Санкт-Петербурге. Нужно сказать, что работа моя была очень непростой. В день принимала по 40-50 женщин, еще нужно успеть поучаствовать как минимум на двух операциях, сделать обход и перевязки ранее оперированным пациентам. В тот период меня хорошо поддержала моя семья. Родители, которые нередко инвестировали в мое образование, муж, который хоть, бывало, и обижался, но никогда не мешал моему развитию, спокойно отпускал на ночные дежурства, бесконечные вызовы и командировки.

Но однажды я совершенно четко поняла, что должна что-то предпринять, для того чтобы у меня времени хватало на все. И на любимую работу, и на детей, которые, безусловно, страдали от нехватки моего внимания, на семью в целом. Сначала решила открыть свой кабинет и консультировать пациентов. Работая в разных клиниках, я всегда ходила вместе с пациентом на ультразвуковое исследование и научилась самостоятельно определять заболевание. Позже решила приобрести аппарат ультразвукового исследования. Тогда и пришла идея - если я приобрету портативный УЗИ-аппарат, то смогу выезжать в дальние регионы и проводить диагностику, консультацию по гинекологии, маммологии. К сожалению, сегодня врачей-онкогинекологов и маммологов очень мало. А врачей-универсалов и вовсе можно по пальцам пересчитать. Именно поэтому, понимая, насколько мои услуги могут быть востребованными, я и решила уйти в свободное плавание.

- То есть все, что понадобилось в начале пути, это портативный аппарат УЗИ?

- Кроме организационных моментов, таких как аренда здания, оборудование, лицензирование, я также сделала упор на квалификацию своих специалистов. Вместе мы прошли обучение в Санкт-Петербурге по повышению знаний по УЗД. Вот с таким багажом и начали.

- А изучали ли вы предварительно рынок, какие риски, какой уровень конкуренции и так далее?

- Обязательно. Провела анализ по частным центрам города Алматы, в интернете изучила цены на УЗИ молочной железы, консультации маммолога. Выяснила, что стоимость УЗИ молочной железы в среднем колеблется от 3000 тенге до 5000, консультация маммолога в зависимости от квалификации врача в среднем от 3000 тенге до 6000. Подсчитала, что как минимум женщине обе эти услуги обойдутся в 8 тысяч тенге. Плюс дорога, простаивание в очередях, необходимость отпрашиваться с работы и многие другие причины. Свои услуги - УЗИ плюс консультация маммолога – я оценила с выездом в 5500 тенге. Я считаю, что это очень конкурентоспособный тариф.

- Тариф хороший, соглашусь. Ну а все-таки какие проблемы возникли на стартовом этапе? Как преодолевали эти трудности? Например, на какие средства приобрели тот же самый УЗИ-аппарат, наверняка недешевый?

- Да. После того как я ушла в свободное плавание, началось настоящее учение. Приходилось учиться абсолютно всему. Обзванивала знакомых, у кого есть свои частные центры, спрашивала совета – с чего начать? Начала вести запись планов на будущее. Параллельно присматривала портативный УЗИ-аппарат, думала, где взять средства. Отмечу, что стоит он, как вы заметили, недешево - 25-30 тысяч долларов в зависимости от комплектации. Учитывая, что я начинающий предприниматель, банки мне отказали в кредитовании. Начала активно искать инвестора и другие возможности. Через знакомых узнала, что для начинающих предпринимателей объявлен конкурс на лучшую бизнес-идею. Акимат Алматы выделял грант в 3 миллиона тенге на безвозмездной основе. Это почти половина той суммы, которая мне была необходима для приобретения аппарата. Собрала документы для участия в конкурсе, прошла бизнес-тренинг и получила соответствующий сертификат – это было главным условием участия в конкурсе. Бизнес-план помогли сделать в фонде «Даму». И вот наступил долгожданный день. В акимате Алматы назначили дату защиты проекта. Члены комиссии задавали самые разные вопросы. Огромное переживание. Наконец, прошла первый тур, затем и второй. Члены комиссии единогласно одобрили проект. И в конечном итоге был подписан трехсторонний договор. Между акиматом Алматы, фондом «Даму» и ТОО «Mamma group».

- Очень удачно у вас все сложилось, Дидар. Теперь что касается спроса на ваши услуги. Прежде, наверное, нужно понять, как в целом вы оцениваете здоровье казахстанских женщин?

- Рак молочной железы с 1980 года стал ведущей онкопатологией у женщин в мире. С 2008 года в Казахстане на государственном уровне введена скрининг-программа. Тем не менее, РМЖ занимает первое место в структуре онкозаболеваний среди женщин. По смертности - третье место. Приведу короткий статистический анализ только по городу Алматы за последние пять лет, 2011-2015 годы. Выявлено 2663 случая рака молочной железы.

Напрашивается вывод: мы теряем женщин в самом социально значимом возрасте. А значит, дети становятся сиротами, а семьи неполными. Уже давно известно, что любой рак излечим на ранней стадии. Запущенные стадии РМЖ имеет низкую выживаемость, и лечение требует больших финансовых затрат. Для государства такое лечение весьма затратно.

- Своевременное выявление заболевания финансово выгодно еще одной стороне – работодателю, согласитесь? Как часто приходится убеждать в этом самих работодателей?

- Работодателям мы предлагаем свои услуги, опираясь на четыре больших преимущества. Первое: так как у нас клиника мобильная, мы приезжаем в различные организации – школы, детские сады, куда угодно, где люди, учитывая отсутствие времени для прохождения обследования, получают наши услуги. Второе: я могу предложить государственной структуре услуги амбулаторно-диагностического характера. То есть в регионах, таких как поселки Нарынкол, Шелек, Талгар, где нет специалистов-онкогинекологов и маммологов, женщины также могут получить медицинское заключение. Далее. Некоторые организации, точнее их руководители, могут приобрести сертификаты на сумму в 5500 тенге. Сюда входит УЗИ молочной железы и консультация специалиста. Например, сделать такой подарок своим женщинам-сотрудницам в преддверии Нового года, 8 Марта или просто сделать им приятное, поощрить, так сказать. Этим самым руководитель стимулирует работу в коллективе и проявляет заботу о нем. И, наконец, еще одно наше преимущество: так как я сотрудник КАЗМУНО, занимаюсь преподаванием и повышением квалификации врачей, я могу также выезжать в отдаленные регионы Казахстана и проводить выездные циклы для местных врачей. На месте обучаем и тут же оказываем практическую помощь населению. Вот такие услуги.

- Что касается затрат, какие основные расходы вы несете при ведении данного вида бизнеса?

- Это зарплата менеджера, врача ультразвукового диагноста, врача-маммолога, директора, медицинской сестры, водителя. Расходы по УЗИ-аппаратуре: ее амортизация, лизинг, расходные материалы и прочее. Дополнительно расходы на машину (бензин, запчасти, ремонт). Другие статьи расходов: банковское обслуживание, налоговые выплаты, кассовый аппарат, расходы на связь, рекламные брошюры, ведение сайта и многое другое.

- Дидар, любой амбициозный предприниматель строит планы по развитию своего бизнеса. Что планируете вы и какие ресурсы вам необходимы, для того чтобы реализовать данные планы?

- Мечтаю построить собственную клинику, обставить ее новейшим инновационным оборудованием. Создать в нем научный и учебные центры. Своих специалистов отправлять на обучение за границу. Хочу создать лучшие условия для работы своим сотрудникам, высокую заработную плату в первую очередь.

- Спасибо вам за беседу, Дидар. Успехов вам!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤