Как сделать бизнес на здоровых напитках

Об этом рассказала Жазира Касымова, совладелица фреш-бара Urban Press

«Как вам наш «Крестный отец»,- спрашивает меня девушка за стойкой, когда я решаюсь попробовать один из овощных соков, бережно расставленных за ее спиной. «У нас еще есть ореховое молоко»,- раздается из-за моей спины голос Жазиры Касымовой, совладелицы фреш-бара Urban Press. «Правда, это не совсем молоко. Не коровье. Мы делаем его из миндаля», - с небольшой заминкой сообщает она. В начале этого года Жазира вместе с мужем Данияром Касымовым решились на открытие фреш-бара, который специализируется на производстве и продаже соков холодного отжима. Несмотря на высокую себестоимость, кризис и постоянное сравнение натуральных соков с пакетированным, непривычный концепт быстро прижился на местном рынке. О том, можно ли сделать бизнес на здоровых напитках в интервью «Капитал.kz» рассказала Жазира Касымова, совладелица фреш-бара Urban Press.

По свежим следам

Идея создать такой бизнес зародилась, когда я училась в Англии. Там было легко найти свежевыжатые соки, а сама технология холодного отжима была крайне популярной. Как раз в Англии я и пристрастилась к таким сокам. По возвращению в Казахстан, я подумала, что у нас можно открыть что-то подобное, тем более, что мне самой этих соков очень не хватало. Но каждое утро их готовить было немного лень, да и времени на то, чтобы все приготовить, а потом помыть соковыжималку, не было. Единственной проблемой было то, как воплотить такой бизнес в реальность, ведь у меня не было какого-то опыта в бизнесе. Мне помог муж. У него уже был опыт в открытии малого и среднего бизнеса, так что мы вместе наладили все процессы и занялись развитием этой точки.

Если говорить о цифрах, то мы вложили порядка $250 тыс. Конечно, большая часть ушла на то, чтобы закупить оборудование. Оборудование пришлось заказывать в США, поскольку там находится единственная фирма производитель коммерческих прессов. Если с оборудованием мы сразу определились, то с продуктами поначалу было сложно. При разработке рецептов соков мы ориентировались на овощи и фрукты, которые есть на нашем рынке, хотя все еще остается часть ингредиентов, которую можно приобрести только за рубежом. Например, для орехового молока мы используем органическое какао, экстракт ванили, гималайскую соль, матча (это порошковый зеленый чай) и корицу. Мне кажется, мы большое внимание уделили оформлению продукции. Нам хотелось, чтобы соки были в оригинальной для казахстанского рынка упаковке, поэтому постарались оформить наши соки в удобных и красивых бутылочках. Для оформления этикеток мы использовали стиль крафт - бумаги, так как она больше всего ассоциируется с био - продуктами.

Выжать до капли

По классической системе, например, когда вы выжимаете соки дома или для вас это делают в ресторане, сок выжимают через центрифугу. Внутри машинки стоит металлическое сито, которое к тому же вращается с высокой скоростью. Как раз за счет трения фрукта о сито выделяется сок. Но проблема в том, что оно нагревается и вызывает окисление продукта. Из-за этого порядка 70% витаминов уничтожается.

В своем производстве мы стали использовать технологию гидравлического пресса. В холодном отжиме, традиционно отсутствует элемент нагревания продукта. В соковыжималку закидываются фрукты или овощи, которые нарезаются несколькими стальными лезвиями на мелкие кусочки. После этого, фрукты попадают в фильтр из очень плотной ткани и уже на последнем этапе этот мешочек сдавливают с двух сторон пластины с давлением в девять тонн. Зарубежные исследования показали, что по данной технологии сохраняется не менее 80% полезных веществ, против 30% по традиционной технологии. Сок мы разливаем по бутылочкам, но оставшийся жмых никуда не годится. Насколько мне известно, в той же Англии, владельцы компаний по производству таких соков пробовали отдавать жмых на фермы, но животные не стали это есть. Думаю, это все потому, что машинка выжимает все соки и витамины из фруктов.

Срок хранения у таких соков всего 72 часа, то есть в течение трех дней у сока сохраняется максимальная полезность. Опять же, чтобы он сохранял свои свойства, нужно, чтобы в бутылочке сока было налито почти под самую крышечку. Это делается для того, чтобы соприкосновение сока и воздуха было минимальным. Сам вкус также меняется. Он становится насыщенным и не водянистым. Некоторые клиенты даже сравнивали вкус с соками, которые продаются в тетра пакетах. Настолько он яркий.

Вкус по рецепту

Мы решили, что будем делать не только моно соки, например, только яблоко или только апельсин, но и миксы, а также ореховое молоко. Конечно, мы могли и сами найти какие-то рецепты через интернет, но решили, что лучше обратиться к профессионалу. Хотелось подойти к этому вопросу более серьезно. Мы пригласили нутрициолога Алину Жуковскую из США для разработки рецептов наших соков и детокс - программ. Мы, кстати, были не первыми, кто к ней обращался. В тех же Штатах есть несколько компаний, которые также специализируются на соках холодного отжима. Она, как раз составляла рецепты для них. Тогда мы подумали, что она отлично подойдет для того, чтобы составить меню и для нас.

Придумывать названия для миксов было легко и я бы даже сказала, весело. Мы не хотели использовать что-то банальное, поэтому решили, что миксы будут иметь название фильмов. Так появился «Крестный отец», «Дэдпул» и «Безумный Макс».

Мы также решили, что будем производить ореховое молоко. Его можно сделать на любом орехе, но мы решили, что будем использовать миндаль. С коровьем молоком ореховое не имеет ничего общего. Просто в итоге получается белая жидкость, которая очень похожа на молоко. Миндаль мы оставляем на ночь, замоченным в воде. За это время, орехи впитывают в себя воду, разбухают. На утро орехи кладутся в блендер вместе с щелочной водой (pH 9.5) и размалываются.

После этого, молоко фильтруется и к нему мы добавляем экстракт ванили, финики (вместо сахара) и гималайскую соль. Пользы для организма человека от миндального молока гораздо больше, а для людей, не переносящих лактозу, это хорошая альтернатива традиционному «молоку».

Расчет на рынок

Сейчас у нас самая разнообразная публика. Кто-то покупает соки для своих детей, кто-то худеет и покупает детокс программы, а многим просто очень нравятся вкус наших миксов. Вообще есть некоторое разделение. Те, что по моложе, берут сладкие соки, а те, кто постарше, предпочитают соки из овощей. Так как мы стремимся сделать наши продукты доступнее, в планах строительство тепличного хозяйства для выращивания овощей и фруктов.

Конечно, кризис на нас очень сильно повлиял, потому что бизнес-план и весь расчет окупаемости был проведен до девальвации. То же касается и аренды – она до сих пор привязана к доллару. Учитывая кризис и невысокую покупательскую способность, мы решили для завоевания рынка работать с минимальной маржой.

Изначально мы планировали развиваться в направлении вегетарианства. Мы делали супы, салаты, но так как у нас не такая большая проходимость, да и в силу местного менталитета, это направление не пошло. Честно признаться, у нас до сих пор тестовый режим. Мы до сих пор анализируем, куда лучше развиваться, на что обратить внимание.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤