Любой мало-мальски знакомый с правилами ведения бизнеса стартапер, рисуя в своем окутанном амбициями воображении предпринимательское будущее, хорошо понимает, что залог его успеха в надежных и качественных связях. Да и не только в бизнесе сегодня ценят нужных людей. Казахстанцы привыкли решать большую часть своих проблем посредством одного звонка. И если в плане быта это все-таки больше вопрос ментальности, то иметь деловые связи в бизнесе – золотое правило. Как выяснилось, находить партнеров и налаживать с ними сотрудничество – целая наука, которой, кстати, в Казахстане обучают уже на протяжении нескольких лет. И особенно радует то, что инициаторами таких тренингов выступают иностранные компании, которые также заинтересованы в поиске деловых компаньонов в нашей стране.
В разговоре о важности налаживания деловых связей заместитель председателя Совета деловых женщин Палаты предпринимателей Алматы Акеркин Эралиева неизменно цитирует Натана Майера фон Ротшильда – английского банкира, бизнесмена и финансиста. «Кто владеет информацией, тот владеет миром, – напоминает Акеркин, и добавляет: владеть этой самой информацией без дружбы с нужными людьми невозможно». Эту аксиому сегодня казахстанские предприниматели освоили хорошо, а потому на специальных обучающих тренингах от желающих, что называется, нет отбоя.
«Возьмите любой успешный бизнес, вам всегда нужны сотрудники, нужны партнеры, клиенты. Для того чтобы разработать хороший продукт, найти нужных людей, успешно и долгосрочно продавать свой товар, вам нужны связи. Без этого не будет работать ни один бизнес. Поэтому я убеждена, что деловые связи – это краеугольный камень для существования и успешного функционирования практически любого бизнеса», – говорит Акеркин Эралиева.
На сегодняшний день премудростям, позволяющим знакомиться, договариваться и налаживать деловые связи не только в рамках Казахстана, но и далеко за его пределами, обучают в рамках проекта с одноименным названием «Деловые связи». Кураторами его являются Казахстанско-британский технический университет и НПП «Атамекен». Проект состоит из двух этапов. Первый реализуется в Казахстане. Порядка 500 предпринимателей, выразивших заинтересованность, проходят соответствующее обучение в формате двухнедельных лекций, семинаров и тренингов, третью неделю участники отводят онлайн-вебинарам и консультациям различного рода. Самые активные и сумевшие на высоком уровне защитить свой бизнес-план, свой алгоритм развития предприятия проходят во второй этап проекта. Таковых может быть не более 50 человек из 500. И уже эти счастливчики отправляются в Европу для налаживания непосредственно самих связей, встреч с зарубежными бизнесменами и, возможно, подписания взаимовыгодных контрактов. В рамках проекта казахстанские предприниматели уже сумели встретиться и договориться о сотрудничестве с коллегами из США, Японии. В последние 12 лет отечественные бизнесмены за связями ездят в Германию. Все это удовольствие – абсолютно бесплатное для казахстанского бизнеса. Есть лишь некоторые формальные ограничения в доступности проекта. К примеру, участвовать в нем могут только представители малого и среднего бизнеса, то есть руководители предприятий со среднегодовым объемом доходов не более 3 000 000 МРП и численностью сотрудников не более 250 человек. И на это у организаторов проекта есть весьма весомые аргументы.
Важное условие, которому должны соответствовать предприниматели – их бизнес должен представлять приоритетные секторы экономики, определенные «Дорожной картой бизнеса-2020». Среди них такие отрасли, как агропромышленный комплекс, горнодобывающая промышленность, легкая промышленность и производство мебели, производство строительных материалов, металлургия, металлообработка, машиностроение, туризм, образование, здравоохранение, искусство, развлечение, отдых и многие другие. Спрос на проект более чем высокий, отмечают в НПП «Атамекен». Причем довольными остаются в том числе и те, кому не удалось съездить в Европу, а все потому, что даже на первом этапе проекта предприниматели успевают установить деловые связи на внутригосударственном уровне.
«Часто происходят несколько неожиданные сюрпризы и для нас, и для участников проекта. Во-первых, чтобы научиться общаться, нужно просто-напросто общаться. Это то, что и делают наши слушатели. Нам приятно видеть, когда команда из 50 человек после тренингов в полном сборе отправлялась на совместные обеды и ужины, они стали вместе проводить свободное время, общаться, дружить. А ведь все они живут в одном городе и до сегодняшнего дня не были знакомы. Вот вам и деловые связи. Первое – мы их познакомили и это уже важно. Второе – понятно, что все они успешные бизнесмены, тем не менее мы постоянно знакомим их с новинками ведения бизнеса, где предусмотрен элемент международности, выхода на иностранные рынки. Мы учим их находить иностранных партнеров, объясняем, как с ними общаться, как вести переговоры. Навыки эти очень и очень полезны», – говорит Юрий Локтионов, вице-президент КБТУ по поствузовскому образованию и международному сотрудничеству.
К вопросу о том, кто же судьи, здесь также подошли со всей серьезностью. Приемом заявок от предпринимателей на первый этап и вопросом их возможной стажировки по установлению деловых связей в Германии занимается казахстанско-германская комиссия, в составе которой представители Германского общества международного сотрудничества (GIZ) и эксперты Палаты предпринимателей «Атамекен». Преподаванием, проведением тренингов также занимаются именитые специалисты в своей отрасли, в их числе глава представительства германской экономики в Центральной Азии Йорк Хетч, директор представительства фонда имени Конрада Аденауэра Томас Хельм, ведущие юристы иностранных компаний, зарубежные профессора-практики бизнес-школы КБТУ и многие другие
«Так называемые студенты, слушатели в процессе обучения также имели возможность применить свои навыки на B2B-встречах с иностранными делегациями, во время общения непосредственно с носителями языка, носителями культуры, все это позволило наладить зарубежные контакты с предпринимателями. Например, через Йорка Хетча, главу представительства германской экономики в Центральной Азии, были поданы заявки на поиск партнеров в Германии. Другими словами, качественный подход к содержанию программы сделал результат очень успешным», – отмечает Акеркин Эралиева.
«Как оцениваются проекты? Чего ждет германская сторона? Здесь нужно понимать, что в любом случае это бизнес. Сама программа, которая финансируется Министерством экономики Германии, нацелена на развитие бизнеса в Казахстане. То есть первое, на что будет смотреть германская сторона, – насколько интересен данный проект Германии. И, разумеется, они должны в участнике видеть действительно заинтересованного человека, целеустремленного. Вот есть эти два важных принципа – желание и трудолюбие и интерес со стороны Германии. Если все совпадает, я думаю, у того, кто хочет попасть в число 50 человек с билетом на самолет в Германию, есть большие шансы», – рассказал Юрий Локтионов.
По прохождению первого этапа проекта предприниматель получает сертификат, который действителен на протяжении трех лет. То есть в течение этого времени бизнесмен, который не оставляет надежды побывать в европейской стране и завести новые бизнес-знакомства, может ежегодно пробовать свои силы снова и снова, уже не затрачивая время на прохождение первого этапа. Такие условия, однозначно максимально комфортные для бизнеса, очень часто с подозрением воспринимаются предпринимательской общественностью, говорят в КБТУ. Особенно маловероятным для казахстанских бизнесменов является тот факт, что проект абсолютно бесплатный для его участников.
«Спрос очень хороший, но хотелось бы прояснить один момент. Многие предприниматели не верят, что проект действительно бесплатный. Да, за проект всегда кто-то платит. В данном случае платит Министерство национальной экономики Казахстана за первый этап, второй этап финансирует Германия. Но для предпринимателя проект бесплатный. Единственное, за что бизнесмен может платить, это дорога, если бизнесмен живет в другом регионе, а семинары проходят в крупных городах страны. Ему нужно будет лишь за свой счет доехать до нужной точки. То же самое касается второго этапа», – объясняет Юрий Локтионов.
Программа по поддержке и развитию германского бизнеса в зарубежных странах работает с 1998 года. В Казахстане она реализовывается с 2004 года. В целом с Германией сотрудничают порядка 17 стран мира, в том числе государства Центрально-Азиатского региона, Россия, Украина, Китай, Индия, Мексика, и другие. За 12 лет работы программы в Казахстане в Германии побывали и получили возможность установить деловые связи с немецкими бизнесменами около 500 наших соотечественников.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.