Обувной рынок РК: от деревянных башмаков до хрустальных туфель
Полоса препятствий на обувном рынке Казахстана из года в год только ширится и растетДайте женщине пару хороших туфель, и она покорит мир! Так говорила большая ценительница прекрасного Мэрилин Монро. Вот только чтобы произвести у нас, в Казахстане, эту самую пару туфель, отечественным производственникам приходится ежедневно если не покорять, то уж точно преодолевать длинную череду преград. И самое печальное, что полоса препятствий на обувном рынке Казахстана из года в год только ширится и растет…
На сегодняшний день, по данным Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана, внутренние потребности страны в обуви всего на 1-2% обеспечены за счет отечественных производств. Несложно подсчитать, что порядка 98% рынка представлено импортной продукцией, большей частью из Китая, Турции, России и Беларуси. А между тем высокие чины регулярно не без гордости зачитывают плановые отчеты, и традиционно лидирующие места на фоне соседних государств Казахстан занимает в сфере животноводства и даже умудряется ставить рекорды в сфере племенного скотоводства. Другими словами, сырья в стране вроде как должно быть «бери – не хочу», но производство обуви при этом в самом зачаточном, без преувеличения, состоянии.
«Получается следующая ситуация: кожевенные заводы Казахстана простаивают без сырья, потому что необработанные шкуры полностью вывозятся в Китай и Турцию, львиная доля уходит, конечно, в Китай за копейки или вообще бесследно уплывает неизвестно куда. Заводы стоят не загруженные, заполненность фабрик страны не превышает и 15%. На внутреннем рынке у нас нет готовой кожи, все обувные предприятия, которые занимаются изготовлением обуви, вынуждены выезжать в уже названные мною государства и закупать там кожу уже с высокой добавленной стоимостью, обработанную. У нас нет вообще никаких производств по фурнитуре, те же гвозди и то мы импортируем, те же шнурки, замки-молнии, подкладочные материалы, стельки, подошвы, колодки – все это импортируется. И это, конечно, очень большая проблема», – говорит Любовь Худова, председатель правления Ассоциации предприятий легкой промышленности.
О проблеме нехватки, а если быть честнее, практически полного отсутствия сырья на обувном рынке Казахстана Ерлан Темержанов знает не понаслышке. Закончив академию моды «Сымбат» по специальности «конструктор, технолог одежды», тогда еще начинающий мастер весьма успешно обеспечивал алматинских модниц сногсшибательными нарядами. Однако все более растущая конкуренция заставила молодого человека задуматься о том, чтобы немного сменить профиль деятельности. Вспомнив навыки, полученные родителями по наследству, Ерлан занялся обувью. И вот уже пять лет мастер обувных дел шьет туфли, ботинки, сандалии и аксессуары к ним из натуральной кожи. Материал покупает у местных перекупщиков по тройной цене, даже с учетом зарубежных расценок. Вынужден. Объемы производства слишком малы для того, чтобы ездить за сырьем в другие страны.
«Если честно, я подошел к этой деятельности не как предприниматель, а как мастер. Сначала это было моим хобби, потом я понял, что это может приносить хороший заработок. Рынок не изучал, получилась настоящая разведка боем. Просто я очень щепетилен в работе и с первого раза стараюсь делать все качественно. Первое время у меня, конечно, было много отходов, много кожи перепортил, но я портил кожу не покупную, а со старых плащей, например, сумочек, тренировался, скажем так. Потом макеты создавал из тканей и переводил на кожу. Сейчас материал постоянно закупаю в основном в местных магазинах, у перекупщиков. Там значительно, раза в два-три, дороже, чем если бы я привозил сам, но так как у нас объемы небольшие, приходится покупать там», – рассказывает Ерлан Темержанов.
Серьезным подспорьем в самом начале пути развития обувного ремесла стала победа Ерлана в конкурсе на лучшую бизнес-идею. Грант в размере $50 тыс. был потрачен на закупку необходимого оборудования, и главного – сырья. Помня по старой памяти, что в 2000-х годах в Алматы весьма успешно функционировало ателье, которое завозило кожу наивысшего качества из Италии, в том числе кожу экзотических животных – крокодилов, питонов и других, но впоследствии закрывшееся, Ерлан нашел его владельцев и выкупил остатки производства, которые были законсервированы. Эти запасы мастер расходует по сей день.
«Мы испокон веков славились развитием животноводства. И если мясо мы еще сами съедаем, то шкуры уходят за границу. У нас есть заводы, которые перерабатывают сырье, спускают шерсть со шкуры, превращают в полуфабрикат, а дальше все это отправляется в другие страны. А оттуда уже получаем выделанную и очень дорогую кожу – ту же кожу с наших родных коров и баранов мы покупаем уже в 5-10 раз дороже, чем она могла бы быть. Я как-то сотрудничал с Кордайским заводом, заказывал у них кожу, думал, будет быстрее, чем завозить из-за рубежа. Честно сказать, качество мне не понравилось. Завод, безусловно, выпускает качественную кожу, но только для определенных мест в обуви. Они выпускают высококлассную пушнину для зимней обуви, подкладочную кожу хорошую делают, но именно та кожа, которая нам нужна, у них не получилась. Поэтому приходится закупать. Кыргызстан, Узбекистан и Россия выпускают сегодня достаточно хорошую кожу. Даже Кыргызстан. У них, например, мы закупаем кожу и используем ее для подошвы. Почему тот же Семипалатинский завод, который такую же кожу выпускает, не может производить продукцию такого же качества? Хотя у нас скота значительно больше, чем у них», – рассуждает Ерлан Темержанов.
По информации Любови Худовой, на сегодняшний день в Казахстане с трудом удается оставаться на плаву лишь некоторым предприятиям, среди них АО «Жетысу», ТОО «ТаразКожОбувь», компания «Казлегпром – Алматы», АО «Жамал-Ай» в Актау, есть также несколько небольших предприятий в Астане, Южно-Казахстанской и Костанайской областях. Большая их часть производит так называемую специальную обувь, основным покупателем которой выступают силовые ведомства, в том числе министерство обороны, а также обувь для определенных видов производств, например, для химической отрасли. Только за счет таких заказов данные предприятия функционируют и даже стараются развиваться. Но опять же импорт, что называется, вставляет палки в колеса казахстанского производства. Зарубежные обувщики отвоевывают и эти позиции.
«Точно такое же количество специальной обуви, которое могут нарастить наши отечественные предприятия, импортируется. Мы поэтому и говорим: ну зачем, если мы можем это сами производить, зачем импортировать? Нужно увеличивать собственные объемы. А это можно было бы сделать, если бы у нас в Казахстане был бы ограничен ввоз аналогичной продукции извне, из той же России, Беларуси, Китая, Турции. Тем более что все это завозится по демпинговым ценам, продукция не декларируется, товар поставляется тоннами и кубами, а выплачивается лишь за килограмм веса. Мы считаем, это недобросовестная конкуренция, неравные экономические условия. Пусть они завозят, мы готовы конкурировать на внутреннем рынке, но только с той обувью, которая официально заходит в страну, которую декларируют и за которую платят налоги. Ни в одну страну мира товар не заходит так стихийно и в таком объеме», – объясняет ситуацию глава профильной ассоциации Любовь Худова.
Невероятно, но факт, причем весьма оптимистичный – со спросом у обувного ремесленника Ерлана Темержанова проблем нет. Очереди клиентов выстроены за месяц вперед. В этом как раз и преимущество ручной работы. Отечественный покупатель сумел оценить высокое качество обуви, изготовленной в небольшой мастерской, и в этом случае бирка made in Kazakhstan потребителя особенно привлекает. А цены, которые, кстати, у обувных дел мастера не имеют верхнего предела из-за дороговизны кожи, в данном случае становятся своего рода залогом гарантированного качества. Покупатель понимает, что то, что дешевле сделает станок на фабрике, может обернуться для него еще более высокими расходами уже с первыми проливными дождями.
Сегодня Ерлан Темержанов готов конкурировать даже с Италией. Популярная в масс-маркете турецкая или российская обувь по качеству сильно отстает от прошитых руками мастера туфель, ботинок и сапог, но при этом у заморских обувщиков солидный козырь – пресловутые аспекты с сырьем и фурнитурой. Именно поэтому автоматизировать свое производство и делать его серийным предприниматель не торопится. Понимает, что не готов гнаться за количеством в ущерб качеству. Так и работает – в своих небольших масштабах, не сильно беспокоясь о рынках сбыта.
«Я как-то для удобства арендовал помещение с кабинетом, где можно было проводить мерку, а на первом этаже был цех. Достаточно дорогое удовольствие скажу я вам. Да и потока клиентов за этот год как такового не было. Больше потратил денег на оплату площадей. Я понял, что люди, которым интересна наша продукция, они приедут в любой район города. Проблема лишь в том, что часто у них нет времени, поэтому мы работаем до 12 ночи. Бывает, очень поздно люди приезжают. У нас нет готовой продукции, мы делаем только на заказ. Завели страницы в социальных сетях, продвигаем себя в интернете, так и работаем», – рассказывает Ерлан Темержанов.
Между тем председатель правления Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худова озвучивает четкий алгоритм действий, призванных спасти обувную отрасль Казахстана от окончательного краха. В первую очередь, по ее мнению, важно обязать импортеров декларировать завозимый товар. Вторым шагом должно стать введение более жесткого контроля на внутреннем рынке.
«У нас есть технический регламент Таможенного союза на продукцию легкой промышленности, и обуви в том числе. Но никто на внутреннем рынке ничего не контролирует. Получается так, что это нужно только самим производителям, которые официально работают в этом сегменте. Предприниматель сертифицирует каждый вид своей продукции, сертифицирует производство по международной системе ИСО9000, по экологическому менеджменту, по безопасности, охране труда. То есть видите, сколько производитель несет затрат, чтобы соответствовать современному уровню. Плюс ко всему закупается технологическое оборудование, нужно модернизировать свои производства, и многое-многое другое», – резюмирует Любовь Худова.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.