Аяжан Жаксыбай: Если мода не продается - ее не существует
О развитии fashion-индустрии: как заниматься творчеством и при этом найти путь к покупателюКазахстанский дизайнер Аяжан Жаксыбай работает в мире моды недавно, но уже успела сделать себе имя. Пять коллекций ее бренда Aika Alemi участвовали в международных Неделях моды – Парижской, Миланской, Лондонской, Берлинской, Mercedes Benz Fashiom Week в Киеве и Тбилиси. Дизайнер убеждена, что мода – это не только красивые вечеринки и показы на подиуме, но и отличный вариант ведения бизнеса. О том, как поднять казахстанскую текстильную промышленность до уровня экспортируемой, пора ли менять мировоззрение отечественных кутюрье и нужна ли мода простому человеку, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с Аяжан Жаксыбай.
– Ваш бренд Aika Alemi стал самой первой коллекцией дебютного сезона Mercedes Benz Fashion Week Almaty, после чего на казахстанских fashion-мероприятиях вы не появлялись. С чем это связано?
– Поняла, что это не совсем полноценная Неделя моды, больше тусовка. А я за бизнес. К сожалению, у нас в Казахстане моду не считают серьезной индустрией, наша мода больше сконцентрирована на создании одежды для праздников. Во всем мире люди нашей отрасли давно поняли, что дизайнерская мода может быть не только шокирующей, но и удобной. Что такое коллекция? Ты берешь разные вещи одного дизайнера, уезжаешь в другой город и 6 месяцев не носишь никакой другой бренд, потому что одет в головы до ног. Все 13 предметных групп должны присутствовать в коллекции – это международное требование. У меня цель создавать что-то оригинальное, я стараюсь делать это, все мои студенты, подопечные в бренд-инкубаторе – люди, которые хотят денег, выйти за рубеж, я работаю на экспорт, помогаю дизайнерам пройти моим путем, работаю с фабриками, производители приходят обучаться. Мы двигаем моду в том направлении, в котором она должна развиваться. В 90-х годах объем легкой промышленности в бюджете Казахстана составлял 25%, сегодня меньше 1% от ВВП. Мне обидно, и я пытаюсь что-то изменить.
– Быстро ли освоили правила игры на мировом рынке моды?
– На своих собственных знаниях благодаря опыту работы в бизнесе освоилась легко. Первые 3 месяца был агент в Лондоне, потом я ее уволила, потому что поняла, что и как. Сейчас все делаю сама, создаю и продвигаю. Принцип такой: еду на конкретную Неделю моды, показываю коллекцию байерам, они делают заказ, я их консолидирую и отшиваю. Шесть месяцев готовлю коллекцию, она продуманная, по всем стандартам, включая съемку каталогов коллекций. Сейчас на своем опыте обучаю наших молодых дизайнеров этим моментам.
– Каким в идеале должен быть процент дизайнерской одежды в текстильной промышленности и каков он в Казахстане? Несет ли она какую-то пользу для простых людей?
– Дизайнерская одежда во всем мире занимает маленький процент, всего 15–20% отрасли моды на самых развитых рынках (Лондон, Токио, Нью-Йорк). В нашей стране дизайнерская мода на рынке практически незаметна – в лучшем случае это 1% всех продаж. Почему она должна быть? Это, как авторское кино, способствует тому, чтобы мода в целом развивалась. Своего рода лаборатория экспериментальная, удачные идеи, родившиеся в ней, все копируют. Если не будет дизайнерской моды, мы все умрем от скуки. Думаю, дизайнерская мода нужна, чтобы просто двигаться вперед, задавать вопросы, шокировать, чтобы все смотрели на тебя, нужна свобода мысли, творчество. Дизайнерская мода должна быть как элемент на рынке в противовес коммерческой. Мы продаем впечатления, причастность к истории, волшебству, миру запредельному, простой человек даже на барахолке выбирает не за тем, что ему нечего носить, он хочет новых эмоций, быть причастным к тому, чего нет в его жизни.
– В эпоху засилья китайского ширпотреба и наличия в крупных городах бутиков недорогой брендовой одежды дизайнерская мода все больше отдаляется от простых людей. Велика ли пропасть?
– Я часто бываю за рубежом, мои коллекции продаются в 7 странах. В Европе и Америке дизайнеры показывают себя не только на Неделях моды. Они имеют возможность представить коллекции их бутикам, универмагам, мультибрендовым магазинам, куда ходит не только элита. Возвращаясь домой, я каждый раз вижу, что у нас в Казахстане не хватает контакта дизайнеров и покупателей. На Недели моды приходят лишь постоянные клиенты дизайнеров, которые после окончания мероприятия покупают у одних и тех же создателей одну-две вещи. Я подумала, почему бы нам в Казахстане не создать такую площадку, где дизайнер вне fashion-мероприятий может встретиться напрямую с более широким кругом покупателей, поговорить, рассказать. И мы провели в одном из ТРЦ выставку-продажу казахстанских дизайнеров. Покупатель, когда видит коллекции, сразу информирует нас о том, насколько наши вещи удобны и необходимы современному городскому жителю, живущему в интенсивном ритме. Считаю, что обратная связь с покупателем улучшает наш дизайн, помогает нам получить данные, которые мы не можем получить, только участвуя на Неделях моды.
– Если дизайнерская мода «идет в народ», то почему она до сих пор славится в первую очередь вечеринками и соревнованием, у кого больше стразов на платье?
– У нас в Казахстане мода до сих пор ассоциируется с людьми с обложек журналов и с бокалом дорогого вина в руках. В этом виноваты и сами дизайнеры, они хотят стать местной знаменитостью, копируя Celine, Tom Ford, то есть работают как ателье. Нас воспринимают, что мы тусовка. Изменить это отношение можно, если мы выйдем на мировой уровень, станем продаваться на больших Неделях моды в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже. Тогда тусовка будет лишь малой частью, будет другой взгляд на жизнь, основной упор будет на зарабатывание денег. Я знаю, что мода – большой бизнес во всем мире, и хочу, чтобы мода в Казахстане перестала быть концертом, шоу, чтобы дизайнеры зарабатывали деньги, а не жили за чертой.
– С другой стороны, если не будет «шоу» и «концерта», а лишь удовлетворение потребностей публики, то и дизайнерского в ней ничего не останется. Как дизайнеру найти баланс между авторским замыслом и потребностями клиентов?
– Делать вещи в стол, искусство для искусства, ради того, чтобы сделать, – путь в никуда. Конечно, необходимо учитывать запросы потребителей. Иначе у дизайнера никто ничего не купит. Считаю, если мода не продается, ее не существует. Поэтому, несмотря на концепции, вещи должны быть удобные для ношения в обычной жизни. Я сама начинала с того, что делала вещи для себя, потом для подруг, спустя время мне стали приносить деньги. Тогда это было дорого, но я решилась на создание бренда. Ранее 17 лет провела в корпоративном бизнесе, в больших компаниях, торгующихся на Лондонской, Нью-Йоркской биржах, подошла к моде со всем своим экономическим опытом. Поэтому быстро «выстрелила».
– Правда ли, что казахстанские дизайнеры вынуждены пользоваться зарубежным сырьем, шить в зарубежных ателье, из-за чего после корректировки курса их вещи стали заоблачно дорогими?
– Не могу говорить за других, но у меня полностью казахстанский бренд, все произвожу в Казахстане. Начала использовать казахстанские ткани - шымкентской фабрики «Азала». Большая команда работает на меня. Я работаю с бригадами в Алматы, Астане и Шымкенте. Швеи, конструкторы, ремесленники, которые работают в технике войлоковаляния, специалисты по лоскутному шитью - все ориентируются на европейские дома моды, потому что я делаю не этнодизайн, а современную одежду для глобального покупателя. Моя задача – придумать, зарисовать и сделать эскиз. Так как работаю на экспорт, выиграла от девальвации, себестоимость осталась на том же уровне, доход вырос. Внутри Казахстана, да, процент продаж снизился, потому что дизайнерская мода – не первая потребность, по Пирамиде Маслоу дизайнерская одежда, относящаяся к сегменту самоактуализации, находится на самом высшем уровне, не является первоочередной.
– Чего не хватает казахстанским дизайнерам, чтобы выйти на мировой рынок?
– Чтобы казахстанский экспорт легкой промышленности или дизайнерской моды состоялся, необходимо создать бренд и продукт, продвинуть его и продать. К счастью, у нас есть инструменты поддержки государства в лице Национального агентства по экспорту и инвестициям Kaznex Invest, но нет помощи в создании бренда и продукта. Сейчас я на эту тему плотно работаю со всеми госорганами, вхожу в комиссии, участвую в создании кластеров легкой промышленности, веду эту деятельность в созданном мной бренд-инкубаторе для перспективных казахстанских дизайнеров, даю личные консультации, помогаю создать бренд с использованием возможностей ЕБРР и ДАМУ.
– То есть при правильной постановке вопроса дизайнерская мода может быть коммерческой?
– Конечно! Но для этого тоже нужно постараться. Необходимы оригинальная идея и концепт, знание технологий и бизнес-навыков в продаже, маркетинге и ценообразовании. Самая главная трудность наших брендов – создание коллекций. Технологические институты обучают созданию отдельных предметов одежды – легкое платье, верхняя одежда, все отдельно. А коллекция – это связанные и сочетающиеся между собой вещи, для ее создания нужны коммерческий навык, способность наперед просчитывать прибыль, изучать потребности покупателей, а не только умение строить лекала и выводить вытачки. Находясь в Казахстане, не стоит думать, что ты изолирован и что можно конкурировать только со своими соотечественниками. Сейчас границы открыты, с помощью интернета человек может купить вещи в любой точке планеты. У нас в стране 17 миллионов людей, рынок маленький, в мире – порядка 6 миллиардов, объем глобального рынка моды – 1 триллион 100 миллиардов долларов. Убеждена, что в нем для казахстанских дизайнеров тоже есть место. Есть куда стремиться и что делать.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.