О мебельном рынке РК: пациент скорее жив, чем мертв
Какими будут новые решения по развитию отрасли?Руководство Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности изучает состояние профильного рынка. Глава объединения Ержан Садыков провел десятки встреч с участниками данного сегмента в регионах, ознакомился с действующими предприятиями, и таким образом в ассоциации определили круг максимально насущных проблем, для того чтобы работа по развитию рынка была эффективной. Какие выводы сделал для себя руководитель Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности после более пристального изучения сегмента, какими будут новые решения по развитию отрасли и каким проблемным вопросам здесь присваивают статус«первоочередных - об этом в беседе корреспондента центра деловой информации Kapital.kz с главой АПМДП РК Ержаном Садыковым.
- Ержан, выехать в регионы с целью познакомиться с участниками рынка – интересное решение. Наверняка ему что-то предшествовало, какова предыстория поездки?
- Поездка была запланирована уже очень давно, и идея зародилась, можно сказать, на июньской выставке, которая проходила в Алматы. Во время подготовки к этому мероприятию, во время организации и проведения, я понял, что необходимо все-таки разобраться в ситуации в отрасли и вживую увидеть, чем живут, как работают наши предприятия. Сразу скажу, что нас очень расстроило отношение к выставке, ну и, наверное, это также характеризует отношение к отрасли в целом, наших правительственных структур, профильных министерств и акиматов. В предыдущие годы представителей всех данных ведомств мы приглашали, тогда приезжали руководители, смотрели, знакомились с отраслью. И, в принципе, были в курсе всего, мы рассказывали им о наших проблемах. В этом же году на наше приглашение никто не отреагировал. И удивило отношение людей из акимата Бостандыкского района Алматы. В ответ на наше приглашение прозвучал вопрос: а кто будет из высшего руководства, из правительства? Никого не будет. Тогда и нас не будет. Получается, им неинтересно, что происходит в их же районе, нет никакого желания понять, как работает отрасль, чем она живет. Это на самом деле сильно расстроило. Не удивительно, что в кулуарных разговорах, на совещаниях нередко проскальзывает одна мысль – а есть ли у нас вообще мебельная отрасль? В конечном итоге, к сожалению, кроме Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и посольств других стран, таких как Россия, Беларусь, Польша, Турция, Афганистан, никого не было. Приехавшие же гости прошлись вместе со мной по всем стендам, было много среди участников и представительств указанных мною государств. Насторожило еще вот что: в последние два года сокращается количество отечественных товаропроизводителей, именно мебельщиков, пожелавших принять участие в выставке. Сегодня она превращается в выставку сырья комплектующих поставщиков и иностранных товаропроизводителей. А казахстанских компаний все меньше. Это для меня тревожный знак. Что такое выставка? Здесь мы показываем товар лицом, ищем потребителей и многому учимся друг у друга. Конечно, было несколько новых предприятий, весьма, скажу я вам, хорошие находки. Мы пообщались с руководителями, поработали, некоторые из них вступили в ассоциацию. Это тоже приятно. Но в целом были вот такие настроения. Все это убедило меня в мысли, что нужно выезжать в регионы, что, собственно, мы с коллегами и сделали.
- Насколько успешно у вас это получилось? Как встречали в регионах? Как реагировали? Нечасто к ним, наверное, заезжают люди, желающие помочь...
- Мы предупреждали о своем визите, как и положено. Люди деловые, занятые, и в другом случае мы могли их просто не застать. Все с большим удовольствием соглашались на встречи. Путешествие мы начали из Алматы, сначала прилетели в Усть-Каменогорск. Там посетили несколько предприятий. После этого сели на машины, и уже дальше Павлодар, Караганда, Астана, доехали до города Лисаковска через Костанай, Рудный, после этого вернулись в Астану и оттуда самолетом до Уральска. Было очень интересно. Мы запланировали визиты таким образом, чтобы можно было увидеть срез разных предприятий, начиная с мелких и заканчивая достаточно крупными по казахстанским меркам компаниями. Были приятные неожиданности, о которых я чуть позже расскажу. В целом, конечно, все констатируют тот факт, что рынок потребительский сжался, что стало сложнее работать на сегодняшний день. Уже понятно, что мебель – это не продукт первой необходимости, это не хлеб, не молоко, не масло. Это то, что можно отложить. Но на самом деле в том же самом Усть-Каменогорске, в небольшом поселке Таврический, предприниматель инвестируют достаточно крупную сумму денег в свое производство. У него отличное предприятие, он вкладывается, строит и чувствует себя достаточно уверенно. Работает местный производитель, конечно же, в сегменте самой дешевой, экономмебели. В кризис, как правило, всегда средний сегмент проваливается. Так вот он говорил нам о том, что вовремя сделал инвестиции. По Дорожной карте получил деньги, закупил оборудование, поставил линию с программным управлением, обучил своих людей. Я поясню, сегодня в отрасли сложился некий кластер, определенная система, когда имеются поставщики сырья и комплектующих, есть поставщики станков и оборудования, и они же уже осуществляют сервисное обслуживание, внедряют новые технологии. Вы сами понимаете, что купить оборудование и поставить его – это одно дело, другое – это работать на нем, запустить и обеспечить его стабильную работу, поддерживать в рабочем состоянии. Это все наши казахстанские компании проделали с успехом. И это в небольшом поселке! Здесь, как пример многим, запускается программа штрих-кодирования - достаточно прогрессивная система, технология которой позволяет улучшить производительность, отойти от ручного ввода данных на станках с числовым управлением и перейти на автоматический ввод данных, когда штрих-код считывается и все это отрабатывает. Было очень приятно увидеть и понять, что человек работает, живет своим делом. У нас на самом деле в мебельной отрасли очень много креативных и талантливых людей, мебель – это ведь творческий предмет, искусство своего рода, и, чтобы его произвести, нужно иметь определенное воображение. Это не только бизнес, это еще и творчество.
- Соглашусь с вами, с какими еще творческими людьми познакомились, сумевшими совместить свои навыки с бизнесом?
- В Семипалатинске был очень хороший производитель. Я знаю его уже лет 15, наверное, помню, как он начинал с маленького цеха. Сегодня это уникальное производство, я говорю о «Дизайн мебели». Его владелец Максат Сагатбеков - дизайнер-художник по образованию, и его художественное видение позволяет ему производить хорошую мебель, он за эти годы хорошо развился. У него серьезный торговый зал, около 2 тыс. квадратных метров, представлена прекрасная мебель, которая действительно пользуется большим спросом, предприниматель взял определенные позиции на рынке, его знают. Понятно, что тяжело, стало сложнее. Но в целом рынок выживает. И дай Бог, чтобы ситуация менялась к лучшему. Мы все время делимся, у кого какие успехи, кто что сумел сделать, и я думаю, что программа перевооружения у многих в головах уже сидит, мы ее воплотим. Со мной ездили люди - предприниматели, которые не были до этого в таких поездках и все это увидели впервые. Были очень и очень приятно удивлены. Вот еще один пример - мебельная компания из Актау, она является поставщиком. Крупное предприятие, около 12 тыс. квадратных метров торговых площадей только в самом Актау, поставляют мебель из России, Беларуси, и как раз искали поставщиков мебели из Казахстана, чтобы сделать импортозамещение в своих торговых точках. Так вот, увидев нашу продукцию, они признались, что не ожидали, что будет такое качество. Я думаю, некоторые контракты у них будут заключены дополнительно.Тем более что сейчас они открывают еще 5 тыс. квадратных метров торговых площадей. Что-то из всего этого выйдет. В Караганде было интересное предприятие, которое заново выстроило цех, здесь поставили новое оборудование, и недавно владелец компании прислал мне сертификат о том, что они в Карагандинской области признаны лидерами рынка. У этой компании тоже большое будущее. Они работают прогрессивно, инвестировали собственные деньги в хорошую линию с числовым программным управлением, обучают сотрудников, планируют расширение. Люди, несмотря на то что сейчас такая кризисная ситуация, понимают, что когда-нибудь это закончится. Сейчас нам нужно только, стиснув зубы, сохранить свои коллективы, чтобы все это работало, но со временем нужно добиваться подъема рынка.
- Действительно, такое развитие и в крупных городах редко встретишь…
- Город Рудный. Производитель мебели, который работает на весь Казахстан, Одыгов Александр. Все то же самое – человек работает на современном уровне, производит хорошую серийную мебель, соблюдены все стандарты производства, хорошие торговые площади, прекрасная выставочная экспозиция. Я уверен абсолютно, что эти люди не сдадутся, несмотря на сложности, они выживут, они - будущее нашей отрасли, нашего роста. Были мы также в небольшом городе Лисаковске, там есть градообразующие предприятия, которые производят мебельные детали и комплектующие методом мембранного компрессования. Небольшой цех где-то там, в степи, совсем далеко от всех центров, а работает на весь Казахстан. Я к чему это говорю, у нас на самом деле хороший потенциал, он есть, и стоит только немного придать дополнительный импульс, мы можем получить взрывной рост, который был в конце 90-х - начале 2000-х годов. Мы были также в Уральске, и там я был ошеломлен не менее. Мебельное предприятие, созданное за последние несколько лет. Компания «Квант», владелец – Пшеничный Михаил, ну просто молодец парень. 11 тыс. квадратных площадей просто с иголочки! Эти производства дадут фору любому европейскому аналогу или любому производству России. Оборудование, которое стоит там, – современнейшее. Как все выстроено, как все администрируется, любо-дорого посмотреть, и при этом стратегический план очень грамотный. Поскольку Уральск граничит с пятью областями России, пожалуйста, можно уже работать на экспорт. Конечно, здесь объем инвестиций очень большой был сделан, и вообще этому предприятию тоже сейчас нужна помощь, поскольку, повторюсь, рынок сжался. Но они работают, линия запущена. Я посмотрел, сколько они там лопатят ламинированного ДСП, пилят его и обрабатывают. Это действительно заслуживает уважения! Все это вселило в меня уверенность в том, что да, мы идем правильным путем, нужно на собственном рынке создавать крупные предприятия, работать в этом направлении.
- Ержан, ваш оптимизм разделяют и ваши коллеги. Согласно планам, озвученным экспертами отрасли, показатель доли казахстанского содержания на рынке будет увеличен с 25% до 60%. Как планируете обеспечивать такой рост?
- Мы инициируем это в рамках ассоциации, то есть ставим такую цель. Поскольку мы отраслевая ассоциация с многолетней историей, работаем с 1999 года прошлого века и пережили все этапы становления отрасли, в принципе, сегодня мы понимаем положение дел. Уровень в 25% в разные годы доходил до 30%, он никак не может устраивать местного товаропроизводителя на собственном рынке. Я неоднократно приводил пример: если женщина на собственной кухне будет иметь 25% власти, думаю, ей это не понравится. И нам тоже это не нравится. Мы считаем, что это несправедливый расклад. Нужно что-то с этим делать. Понятно, что без внимания правительства, власти, нам в одиночку с этой задачей не справиться. Начав практически с 0% в 90-е годы, довести цифру по доли до 30% - это не благодаря чьей-то помощи, а вопреки всем препятствиям, которые были. Вы знаете, есть куча проблем, которые существовали и есть до сих пор у бизнеса. Есть вещи стратегические, в которых правительство должно участвовать обязательно. Программа развития отрасли, к примеру, она должна быть государственной. В советское время, по разным данным, до 80% мебели было дефицитом. Но она была, и производилась в Казахстане, было собственное производство, поставлялась в разные страны наша мебель, доходила аж до Дальнего Востока. Об этом говорят ветераны отрасли. А в советское время сырьевое обеспечение отрасли решалось грамотно, тогда министр лесной и деревообрабатывающей промышленности Казахской ССР Альдербаев Молдан Альдербаевич работал над тем, чтобы отрасль обеспечить сырьем. И в Восточно-Казахстанской области, в Зыряновске был завод по производству плитных материалов полного цикла. На сегодняшний день собственные плитные материалы мы не производим. Начиная со шлифованного ДСП и заканчивая ламинированным, такого у нас нет. А в советские годы был завод полного цикла. И на сегодня это проблема для отрасли, потому что обеспечить конкурентоспособность без дешевого сырья невозможно. Посмотрите на россиян, которые еще 15 лет назад начали программу импортозамещения плитных материалов, сейчас они обеспечены плитой собственного производства. И до 80% при этом экспортируют плиту в Казахстан, Украину, Узбекистан, Таджикистан. Россияне рассматривают лесопромышленный комплекс как цельный, как систему, в которой есть лесная отрасль, есть плитное производство, есть мебельная отрасль. То есть это цепочка добавленных стоимостей. В целом получается такая гармоничная система, которая имеет сырье, а сырье, вы сами знаете, это очень важно. На сегодня в Казахстане есть ламинирование, но это всегда риск. Это сырьевая безопасность, производство плиты - долговременный процесс, для этого нужны длинные и дешевые деньги. С этим вопросом бизнесу в одиночку не справиться.
- Ержан, резюмируя все вами сказанное, уже можно сейчас буквально через запятую перечислить все, что, на ваш взгляд, должно быть сделано в отношении отрасли для ее поддержания?
- Я уже говорил, есть стратегия и есть тактика. Если говорить о стратегической части, повторюсь, нужно обеспечить сырьем. Необходимо также обеспечить сбыт у нас на собственной территории. В чем эта проблема? Как показывает опыт, во многих торговых центрах, там, где сосредоточено много мебельных компаний, есть некий такой магнит, который привлекает потребителя, там больше всего и обороты, и продажи, это хороший формат. Но на сегодняшний день эти торговые центры, которые есть и в Алматы, и в других городах, они достаточно дороги по стоимости, торговых площадей. И это не позволяет предприятиям-производителям развиваться. Я считаю, что мы сейчас должны перенять опыт Турции, Китая. В Турции, например, они эту проблему решают тем, что создают индустриальные зоны, «мебельные города». В пяти городах Турции есть так называемые «мебельные города», где на одной территории сосредоточены мебельные производства и торговые центры. Потребитель туда приходит. И эту заботу взяло на себя правительство, государство, поскольку обрабатывающая промышленность там есть средний класс. Я о чем хочу сказать? Сейчас у нас строятся спортивные дворцы, театры, но кто туда должен ходить, кто должен платить налоги, чтобы они функционировали? Это средний класс. Давайте построим в крупных городах, областных центрах Дома промышленников. Я не говорю только о мебели, я говорю в целом об обрабатывающей промышленности, такие же проблемы есть и у легкой промышленности, и в других сферах. Я предлагаю построить Дома промышленников, торговые центры промышленников Казахстана. Тогда это позволило бы нашим предприятиям усилить потребительский рынок, завоевывать его, на собственном рынке быть хозяевами. Я считаю, что это правильный подход и просто нужно изучать опыт.
- Это стратегическая задача, а что с тактикой?
- Тактическая наиважнейшая задача на сегодня: рынок потребительский сжался, но есть еще рынок госзакупок, рынок госзакупок квазигосударственного сектора, есть рынок закупок недропользователей, он тоже немного сократился, но он остался. И на этом рынке мы тоже, к сожалению, сегодня имеем только 20%. Это аналитика от Национальной палаты «Атамекен». Получается, наши государственные деньги, если мы говорим о рынке госзакупок, - это школы, больницы, детские сады, субподрядные огромные бизнес-проекты, имиджевые государственные мероприятия, такие как Универсиада, ЭКСПО - на 80%, а где-то и больше, деньги государственные, которые можно было бы использовать на поддержку собственных товаропроизводителей для обрабатывающих отраслей, они уходят на поддержку зарубежных товаропроизводителей. И тезис этот должен звучать так: строительные компании, поскольку они получают государственные деньги на строительство гособъектов, должны являться локомотивами, которые тянут за собой отрасли обрабатывающей промышленности, в том числе мебельной. Они должны направлять это все на нас, отечественных товаропроизводителей. В чем здесь выгода? Мы уже не говорим о дешевых кредитах. В этом случае своими собственными силами все думают о развитии, и понятно, что разумно будут направлять деньги на то, чтобы расширяться. Вот тогда уже можно будет говорить о том, чтобы усилить собственные позиции на потребительском рынке. Сегодня сложная ситуация. И это тактическая задача. Программа импортозамещения - она есть везде, в России в том числе. И разными способами, через разное сертифицирование, через другие бюрократические проволочки эти страны не допускают на собственный рынок других товаропроизводителей. Это на самом деле правильно. Сейчас произойдет серьезное сокращение в отрасли, оно уже происходит. Когда каждый месяц я смотрю ведомости по заработной плате, мне иногда становится страшно, потому что мы все отвечаем за людей, которые с нами работают, нам доверились, они отдают свои силы предприятию, и мы за них отвечаем. Поэтому больно, когда смотришь и понимаешь, что это экономика, и мы не можем сделать больше. Руки связаны. А если они уйдут, кто даст гарантию, что они будут сидеть дома и смотреть телевизор? Люди разные, и это могут быть серьезные социальные последствия.
- Все верно, Ержан. Успехов вам в преодолении проблем отрасли. Спасибо за беседу!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.