Самый милый и веселый бизнес
Как за детское внимание борются российские модные бренды?Мировые модные дома не так давно обратили внимание на детскую одежду. Если раньше для них была важна только взрослая целевая аудитория, то теперь они стремятся прививать вкус к своей одежде детям практически с самых ранних лет. «Многие модные дома осознали, что лучший способ получить клиента в будущем — увлечь его в раннем возрасте», - как-то заметил в интервью DailyMail управляющий директор люксового универмага Harrods Майкл Уорд. Тогда же издание спрогнозировало, что мировой рынок элитной детской одежды достигнет 19 млрд фунтов стерлингов (28,3 млрд долларов) в 2017 году.
И в то время как всемирно известные модные дома работают над созданием своих люксовых коллекций для детей, этот рынок интересен и внутренним производителям. Однако, если в Казахстане таких игроков не много, то в России сейчас наблюдается настоящий бум на рынке брендовых детских вещей отечественного производства. Как удается создавать коллекции для самых маленьких, что вдохновляет на создание детских луков и новых трендов, в эксклюзивном интервью центру деловой информации Kapital.kz рассказала Елена Судакова, дизайнер, креативный директор, генеральный директор российской брендовой одежды для детей LU KIDS. Этому бренду детской одежды всего за несколько лет удалось сформировать свой пул лояльных клиентов и успешно развиваться вопреки экономическому кризису.
- Елена, начнем сразу с самого интересного вопроса - что вдохновляет вас при создании одежды для детей?
- Главное вдохновение – это, конечно, дети! Я всегда представляю, как мой сын и дети моих друзей будут выглядеть в той или иной модели, в какие игры они будут играть, отталкиваясь от своего наряда.Также многие идеи приходят в путешествиях, когда голова не загружена текущими проблемами и есть время помечтать и порисовать эскизы.
- Есть ли разница между созданием одежды для детей и для взрослых?
- Скажу точно, что создавать детскую одежду намного веселее! Захотелось пришить к штанам хвостик? Без проблем. Плащ супергероя? Тоже пожалуйста. Сложности лежат в сфере производства, так как цеха и конструктора довольно консервативны и с трудом соглашаются пробовать шить нестандартные вещи.
- Что важно для вас при создании новой коллекции детской одежды (спрос, модные тенденции и т. д.)?
- В первую очередь детская одежда – это элемент игры. Иногда я предлагаю поиграть во взрослых, одеваю малышей в совершенно взрослые по крою вещи. Многое, так или иначе, приходит с подиумов, будь то ткани или силуэты. Но некоторые модели мы делаем полностью коммерческими - доступными по цене и не очень сложными по дизайну, чтобы их захотели купить все, и поклонники «ми-ми-ми» и родители-панки.
- И какие вещи в итоге доступны маленьким клиентам?
- В коллекции у нас порядка 30-40 моделей в разных цветовых решениях. Есть как базовые повседневные вещи - леггинсы, футболки и толстовки, так и более интересные и сложные - платья, жакеты, костюмы для мальчиков. Если мы говорим про зиму, то это также и верхняя одежда - жилетки, плащи и пальто. И традиционно яркие аксессуары: рюкзаки и шапки.
- Существуют какие-то тренды для детской одежды или можно ограничиваться только своим воображением?
- Главные тренды сегодня, пожалуй, минимализм и монохром. Также на рынке существует огромное количество принтов на любой вкус, связанное с широкой доступностью компьютерной графики и печати на тканях.
- Имеются ли в России какие-то свои особенности при создании детских коллекций?
- Российские тренды хоть и перекликаются с мировыми, но имеют свои особенности. Например, сейчас очень популярен «фэмили лук», или, как говорят на Западе, mom&me - когда вся семья одета в одном стиле. У нас же зачастую это какие-то невероятные юбки-пачки или пышные сарафаны в цветочек для мамы и дочки, которые я готова видеть на каком-то торжестве, но не в повседневной жизни.
Также у нас очень распространен пошив на заказ. Этим зарабатывают многие мамы, сидя дома в декрете, так как для такой модели не нужны первоначальные вложения - вы сфотографировали возможные варианты тканей, отшили несколько образцов и через Instagram ищете своих заказчиков. Для них преимущества в виде эксклюзивности вещей и низкой цены (см. отсутствие затрат на аренду и закупки материалов). Во всем мире это называется хэнд-мейд и не имеет ничего общего с модной индустрией, у нас же границы весьма размыты.
- Пожалуй, достаточно о творчестве, расскажите немного о самом бизнесе. Как создавалась марка, какие каналы вы чаще использовали для продвижения товара?
- Могу сказать, что мне повезло, и когда LU KIDS только появился, это был практически первый российский бренд, который стал продаваться в топовых магазинах (FIVE KIDS, PodiumMarket, Mlittle.ru, Babyswag.ru). Также помогли кризис и растущий курс, из-за которого магазины, где в изначальных планах не было русских дизайнеров, просто не потянули закупку раскрученных европейских брендов.
До сих пор основное продвижение происходит через социальные сети - наши и наших ретейлеров. Также мы активно сотрудничаем с детскими онлайн-журналами, участвуем в съемках и различных дизайнерских маркетах, где есть возможность вживую пообщаться с покупателями. Мы принципиально не платим за рекламу и сотрудничаем исключительно с близкими по духу селебрити.
- Но все равно же необходимы были инвестиции для открытия?
- У меня изначально было твердое намерение делать все на свои деньги. Поэтому начальные инвестиции были минимальны, порядка 100 тыс. рублей (порядка 500 тыс. тенге. – Ред.), необходимых для производства пробной коллекции.
- И каков результат сегодня - окупаются ли расходы?
- В среднем в месяц каждый из наших ретейлеров продает около 20 единиц товара, это очень хороший показатель при наших текущих объемах производства. То есть спрос в данном случае превышает предложение - мы просто не успеваем отшивать необходимое количество без потери качества. Сейчас хоть мы и вышли на окупаемость, но постоянно появляются новые идеи, требующие вложений, планы расширения, и вся прибыль уходит в рост.
- Кстати, ваша марка придерживается принципа использования натуральных тканей, не увеличивает ли это стоимость конечного товара? Как сохранить баланс пользы и доступности?
- Если мы говорим о детской моде, вопрос «полезности» не совсем уместен. Ребенку по большому счету нужно две пары штанов на сезон и 5-10 футболок, плюс зимний комбинезон или куртка. А если вы зимуете в теплых странах, то и того меньше. Наша одежда создает настроение и с детства приучает к красивым вещам, развивает вкус и в какой-то мере обозначает принадлежность к определенному социальному кругу. Она не для широкого потребителя. Поэтому острой потребности снижать издержки и закупать более дешевые ткани и фурнитуру я перед собой не вижу. Это просто разные потребители - для кого-то важна цена, а для кого-то этичность бизнеса и происхождение тканей.
- Что вы могли посоветовать компаниям, которые бы хотели создать свой бренд детской одежды?
- Изучить рынок, понять, в чем ваша уникальность, и, конечно, изначально все делать на высшем уровне, так как в детской одежде исключительное значение имеет качество.
- Не могу не спросить, нет ли у вас планов поставлять одежду вашей марки в Казахстан?
- Пока нет, но мы открыты к предложениям о сотрудничестве со стороны магазинов, знаем, что у вас активно развивается рынок модной детской одежды, и в ближайшее время, думаю, LU KIDS также будет доступен и офлайн. Ну, а пока все модели можно приобрести онлайн c доставкой на нашем сайте или у российских онлайн-ретейлеров.
- Спасибо, Елена! Успехов вашей компании и новых покупателей. Ждем ваши коллекции в Казахстане!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.