Омбудсмен - это менеджер с безупречной деловой репутацией
О защите интересов сотрудников рассказал омбудсмен группы АО «Самрук-Қазына» Талгат СарсенбаевЗачем в национальных компаниях ввели должность омбудсмена, чем они занимаются и как можно определить их эффективность? На эти вопросы корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz ответил омбудсмен группы АО «Самрук-Қазына», доктор юридических наук, профессор Талгат Сарсенбаев.
- Талгат Есеналиевич, с чем связано введение института омбудсмена в группе компаний АО «Самрук-Қазына»?
- Второй год фонд реализует масштабную программу трансформации бизнеса. Она дала старт различным инициативам по трем направлениям: люди, процессы и технологии. В частности, изменились акценты кадровой политики холдинга, пересматриваются внутренние документы. Как результат, в новом Кодексе корпоративного управления АО «Самрук-Қазына» институт омбудсмена получил официальный статус. До этого с 2011 года омбудсмен в фонде работал на общественных началах. Он разрешал социально-трудовые вопросы, стоял на страже соблюдения принципов деловой этики. Сегодня в группе фонда институт омбудсмена работает в Казатомпроме, КазМунайГазе, «Казақстан темір жолы», Казпочте и других портфельных компаниях.
- Какую пользу для организации приносит омбудсмен?
- Результат работы омбудсмена невозможно измерить в материальных единицах. Его KPI - благоприятный моральный климат в коллективе. Омбудсмен работает над тем, чтобы исключить потенциальные конфликты, негативно влияющие на имидж и репутацию организации. Он защищает интересы трудового коллектива и компании в целом.
- Какими основными принципами омбудсмен руководствуется в своей работе?
- Это независимость, нейтралитет, беспристрастность, а также конфиденциальность и отсутствие официальности. Они прописаны в Кодексе этики омбудсмена Международной ассоциации омбудсменов.
- Как действует омбудсмен при необходимости?
- Влияние омбудсмена четко регламентировано. Золотое правило Международной ассоциации омбудсменов – омбудсмен не должен выступать за какую-либо сторону конфликта. Он также не принимает обязывающих решений, так как его заключение носит рекомендательный характер. Кроме того, не участвует в формальных расследованиях и судебных процессах.
- Как можно обеспечить независимость, нейтралитет и беспристрастность омбудсмена?
- Прежде всего он должен руководствоваться высокими моральными принципами и не занимать иную оплачиваемую должность в организаций.
- Какими правилами руководствуется омбудсмен в фонде?
- Кодекс деловой этики фонда и Кодекс корпоративного управления фонда.
- Каков портрет идеального омбудсмена?
- Это менеджер высшего звена с безупречной деловой репутацией. Он должен обладать авторитетом среди сотрудников, знать внутренний микроклимат в коллективе и уметь принимать беспристрастные решения. За его плечами должен быть опыт работы в области переговорного процесса, медиации и управления конфликтами.
- Какие меры необходимо принять для повышения эффективности института омбудсмена в группе фонда?
- С 2011 года на почту омбудсмена поступило всего 12 обращений (10 устных и 2 письменных). Думаю, что такая статистика связана с тем, что институт омбудсмена недостаточно узнаваем как внутри фонда, так и в группе фонда. Поэтому предстоит большая работа по популяризации деятельности омбудсмена, повышению его авторитета и усилению его независимости.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.