Тюнинг как бизнес
Несмотря на кризис, автолюбители не перестали «прокачивать» свои автомобилиТюнинг автомобилей в Казахстане – отдельная, специфическая сфера бизнеса. Начав свое развитие в конце 20-го века, рынок достиг пика своей популярности в 2007-2008 годах, после чего пошел на спад. Сейчас, несмотря на то, что изменились предпочтения и доходы клиентов, спрос на тюнинг стал постепенно расти. По прогнозам специалистов, понадобится еще несколько лет, чтобы «встать на ноги» и соответствовать уровню российского рынка тюнинга автомобилей. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Автотюнинг в Казахстане – сравнительно молодая и постепенно развивающаяся отрасль. Первые автомастерские, предлагающие услуги тюнинга, появились еще в 90-х годах прошлого века. В то время обученные специалисты занимались установкой японских двигателей на советские автомобили, с целью сделать их мощнее и быстрее. Постепенно автомастерские стали расширять ассортимент услуг, закупать запчасти и аксессуары из других стран и «прокачивать» автомобили полностью. К 2007-2008 годам популярность тюнинга достигла своего пика. Люди стремились сделать свой автомобиль индивидуальным, выделить его из общей массы. В Алматы начали проводить и первые соревнования, которые увеличивали интерес молодежи и соответственно, спрос на услуги.
К сегодняшнему дню вкусы автолюбителей изменились. Раньше автомобилисты предпочитали делать свою машину красочной и яркой, а на соревнованиях старались выложиться максимально. Сейчас прежний ажиотаж прошел, появились новые стили и направления.
«9 лет назад все было по-другому. На выставку выезжали как на битву. Сейчас такого нет, приехал, машину поставил, и все. Тюнинг пользуется спросом, но раньше был другой уровень и иные предпочтения. У нас много новых масштабных проектов, мы стараемся выйти на прежний уровень, развивать рынок. Обычных, «серых» автомобилей много. Люди хотят, чтобы их машина выделялась из общего потока, но не понимают, что для этого нужно вложить в нее много денег», - говорит Олжас Есмуканов, технический директор автомастерской Shark tuning.
Стоит отметить, что рынок автотюнинга в Казахстане, по сравнению с крупными компаниями США, Японии и Германии, еще достаточно мал. Во всем мире отправной точкой развития автотюнинга стали 50-е года 20-го века. Тогда автопроизводители начали выпускать одинаковые автомобили, в связи с чем у водителей появилась острая необходимость сделать свой автомобиль индивидуальным. Очень быстро стали появляться и развиваться фирмы, предлагающие услуги тюнинга. И сейчас тюнинг во всем мире – это многомиллиардный рынок, доходы которого превышают доходы автопроизводителей.
К сегодняшнему дню в Казахстане функционирует множество автомастерских, которые предлагают услуги тюнинга. Некоторые из них специализируются на одной марке авто, например, как Hulk Service - специалисты занимаются «прокачкой» автомобилей марки Subaru. Кроме них, в городе Алматы функционируют Shark tuning, специализирующийся в основном на автомобилях марки Toyota, салон красоты автотранспорта «МиК тюнинг», автосервис Pro Stok и другие. По словам директора Hulk Service, Максима Лузина, все автомастерские стараются выставить от своего имени хотя бы один проект на соревнования, и выделить самых сильных игроков рынка практически невозможно.
Вопреки общему мнению, автотюнинг пользуется спросом не только среди молодежи. Клиентами автомастерской могут быть люди от 18 и выше.
«Тюнинг делают и солидные люди, работники госорганов, руководители предприятий. Разный контингент. Молодежь хочет, но денег не хватает. Тюнинг – это дорогое удовольствие, а состоявшиеся люди могут себе его позволить. Раньше к нам приходили перегонщики. Сейчас свои машины пригоняют любители автоспорта. Были и специальные проекты: мы делали Land Rover для путешественника из Африки, Дэвида Клинтона, автомобили для экспедиции «Легенды Казахстана», автомобиль марки Hummer для Dizzy», - рассказывает Олег Мульцин, основатель салона красоты автотранспорта МиК-tuning.
Определенных предпочтений у любителей тюнинга в Казахстане нет. Хорошим спросом пользуется тюнинг двигателя, хотя стоимость этой услуги начинается от 2-3 тыс. долларов. Внешний тюнинг более доступен. В зависимости от желаний клиента, тюнинг кузова может стоить от 100 тыс. тенге и выше. Аксессуары и запчасти привозят под заказ из России, США и Японии. По словам Олжаса Есмуканова, сказать точную стоимость тюнинга автомобиля достаточно сложно. «Стоимость зависит от того, что хотят от машины. В одну машину можно вложить по стоимости еще четыре таких же машины», - заметил он.
Автомастерские занимаются тюнингом как автомобилей в возрасте от 4-х лет, так и новых. Ярким примером тюнинга салонного автомобиля был лимузин-карета, сделанный в автомастерской Shark tuning. Запчасти на новые автомобили стоят дороже и найти их гораздо сложнее.
В опыте зарубежных стран продажа «прокаченных» автомобилей – отдельная услуга. У некоторых крупных автомастерских есть собственные модельные ряды машин. В Казахстане получить обратно вложенные в автомобиль деньги практически невозможно. Конечно, спрос на тюнингованные машины есть, но только среди ограниченного круга людей. Многие предпочитают покупать такие автомобили за рубежом.
«У нас люди не понимают, почему за машину 1995 года просят столько же, сколько за новый Hyundai из салона. Покупатели обычно просят снять все дополнительное оборудование и аксессуары, и продать им дешевле. Грубо говоря, все, что мы можем получить за свои автомобили - это на три, четыре тысячи больше. В России с этим проще. Я был в Новосибирске, там люди считают сколько денег хозяин вложил в автомобиль, проверяют, правда ли это, и покупают такие машины», - рассказывает Максим Лузин.
За последние два года популярность автотюнинга в Казахстане выросла. Связано это, прежде всего с тем, что с каждым годом любителей автоспорта, в частности дрифта, становится все больше. В Алматы есть специальные площадки для тренировок, регулярно проводятся соревнования. Соответственно, увеличивается и спрос на тюнинг автомобилей. «Молодежь очень стремится к этому всему, сейчас у нас есть площадка - полигон 93», - говорит Максим Лузин.
Стоит отметить, что изменение финансовой обстановки в стране повлияло и на состояние рынка автотюнинга. Специалистам приходится делать скидки и идти на уступки, чтобы не терять своих постоянных клиентов.
По словам Олега Мульцина, основная проблема в отрасли – это ограничения, установленные ПДД. В Казахстане официально запрещена аэрография на автомобилях. Введенный запрет объясняют тем, что разрисованная машина отвлекает внимание других участников дорожного движения и перекрывает основной цвет автомобиля. «У нас прошло время, когда человек может выделиться новой моделью автомобиля, теперь каждый пытается сделать свою машину яркой и индивидуальной. Был случай, один клиент разрисовал свою машину и говорит: "слушай, уже и нарушать страшно". Правильно, теперь его машину очень легко узнать, потому что она индивидуальна. Наоборот надо это поддерживать», - говорит Олег Мульцин.
Отдельной отраслью рынка является реставрация старых автомобилей. Стоимость ретро-автомобиля в несколько раз превышает стоимость тюнингованной машины: старые автомобили стараются собрать из оригинальных запчастей, которые найти очень сложно. «Я знаю человека, который собирает Ford 1991 года. Он работает над этим проектом уже 18 лет. Все запчасти он заказывает с завода Ford. Средний класс вряд ли может себе позволить такую машину», - рассказывает Максим Лузин.
В целом, в Казахстане достаточно много профессиональных мастерских и людей, увлекающихся тюнингом. По прогнозам специалистов, рынку тюнинга в Казахстане необходимо еще несколько лет, чтобы достичь хотя бы российского уровня. «В этой области надо развиваться, во всем мире это развивается, посмотрите - та же самая Америка, какие они делают машины, какие у них выставки. А чем мы хуже их?», - отметил Олег Мульцин. В прошлом году он предложил создать казахстанскую ассоциацию тюнинга. Это будет серьезным шагом, способствующим развитию этой отрасли, информированности населения и привлечению новых специалистов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.